Main Menu

Новое понятие «гражданская служба» Обсуждаем законопроект

     Как сделать работу чиновника более эффективной? Почему обучение станет обязательным условием для занятия высокой должности? Стипендиаты Фонда Ханнса Зайделя обсудили новый законопроект о государственной гражданской и миниципальной службах в кругу дипломированных специалистов — выпускников Академии госуправления при Президенте КР.

1     На протяжении последних 12 лет фонд содействует подготовке госслужащих в Центральной Азии. Здесь не забывают стипендиатов и после учебы. Выпускники ежемесячно встречаются, поддерживают контакты друг с другом, повышают квалификацию, обсуждают наиболее актуальные проблемы в области государственного управления и МСУ. Тему выбирают самостоятельно.
На этот раз обсуждали проект закона, который затрагивает интересы 16 тысяч государственных и свыше 9 тысяч муниципальных служащих, влияет на комфортную жизнь наших соотечественников. С докладом выступил заведующий отделом информационно-аналитической работы и развития Государственной кадровой службы Данияр Бакчиев, его оппонентом стал эксперт Института конституционной политики Нурлан Садыков.
— Муниципальная служба нынче приравнена к государственной через единые подходы к карьерному росту, системе оплаты труда и возможности ротации, — говорит Д. Бакчиев. — Повышается ответственность статс-секретарей за стабильность службы и профессиональное развитие чиновников, а также за реализацию программ правительства и общей стратегии государства. По существу, они превращаются в менеджеров государственного масштаба. Устанавливается взаимосвязь между обучением, оценкой, практическими результатами труда госслужащих и их карьерным продвижением.
Здесь большую роль играют мотивация служащих, формирование профессионального резерва, вводятся определенные критерии для политических и административных должностей. Мы хотим воспитать плеяду управленцев-патриотов, для которых служить Отчизне почетно. Появляется возможность проявить себя, оставить заметный след в развитии республики, способствовать повышению ее имиджа на международной арене.
2      Цель законопроекта — обеспечить устойчивость, преемственность и эффективность работы, чтобы человек продвигался по службе в зависимости от заслуг и достигнутых результатов.
В законопроекте впервые объединили гражданскую, правоохранительную и дипломатическую службы, а муниципальную приравняли к государственной. Расширили разделение должностей: в политических появились специальные, а в административных — патронатные службы.
Отныне карьерное планирование должно стать главным инструментом прохождения службы. Судьбу чиновника, его продвижение станет решать не начальник, а Совет кадровой службы — коллегиальный орган, в который войдут представители Жогорку Кенеша, правительства, Верховного суда. Таким образом, коррупционные лазейки сведутся к минимуму.
Свои рекомендации к проекту закона озвучил эксперт Института конституционной политики Нурлан Садыков. Он затронул тему испытательного срока для клерка. По нашему Трудовому кодексу он составляет 1-3 месяца. Эксперт предложил в несколько раз увеличить испытательный срок, привел в пример страны Европы, Азии, Америки, где набираться управленческого опыта можно в течение двух лет.
Может, и Кыргызстану последовать этому примеру в соответствии с современными требованиями к государственной и муниципальной службам? Выиграем в качестве предоставления услуг населению, а это главное.
Разгорелась дискуссия, что важнее: Трудовой кодекс или закон о госслужбе? Выяснилось, что в цивилизованном мире нет единой практики, каждая страна выбирает приоритеты самостоятельно. Но все же решили больше опираться на специальный закон, он более конкретный, чем Трудовой кодекс, содержащий общие понятия.
Нурлан Садыков возразил против употребления в законопроекте термина «равенство сторон». Если в Трудовом кодексе такое словосочетание вполне уместно, то в государственном учреждении не может быть никакого равенства между начальником и подчиненным, здесь только властные отношения, вытекающие из самой природы государственной и муниципальной служб.
У эксперта возникло немало вопросов к политическим и административным должностям, органам МСУ, их продвижению по карьерной лестнице. Он считает, что эти положения нуждаются в более широкой трактовке. К тому же в проекте ничего не говорится об этике служащего, документ вступает в противоречие с некоторыми статьями Конституции в отношении прав граждан.
— К примеру, у ответсекретаря айыл окмоту, — считает Н. Садыков, — сильно раздроблены функциональные обязанности. К чему? Ведь в каждом айыльном аймаке есть свой устав. А по каким правилам будут присуждаться классные чины? Здесь неуместны абстрактные критерии, более того, они вредны, — уверен эксперт.
В законопроекте отсутствует также положение о досудебном разбирательстве, если госслужащий решит подать жалобу на несправедливое с его точки зрения решение вышестоящего начальства. Может, нужно создать какой-то административный орган, в который чиновник мог бы подать свою апелляцию?
Ничего не говорится в законопроекте и о социальной защите служащих, об их правах при сокращении, реорганизации или ликвидации учреждения, где они работают. Где гарантии? Двухмесячное пособие по безработице и только? Так мы не добьемся качественной профессиональной работы чиновников, необходимо учесть все нюансы, исключить конфликт интересов.
Заместителя директора Института дополнительного образования государственных и муниципальных служащих Артемия Гончарука интересовала статья законопроекта «Профессиональное развитие». Он внес предложения, закладывающие четкую мотивацию чиновников к приобретению знаний, карьерному росту с учетом индивидуальных заслуг.
— Мы должны получить государственный заказ на обучение госслужащих, это положение необходимо внести в проект закона, — говорит А. Гончарук.
По результатам обсуждения документа в законопроект внесли редакционные поправки.
Редакция «СК» будет следить за судьбой нового закона о госслужащих, ибо он касается всех без исключения кыргызстанцев, их будущего.

Галина ЛУНЕВА.

 






Добавить комментарий