Main Menu

Хлопайте, но тогда, когда надо

     В вашей газете эта тема уже как-то поднималась, но, думаю, об этом надо писать постоянно. И я тоже хочу поделиться своими мыслями по этому поводу. Мне кажется, надо в школах вводить какие-то уроки… не знаю, как их назвать, общей культуры, этикета.  Несколько занятий хотя бы. Я не хочу никого критиковать, морализировать, говорить, дескать, общество некультурное. Но…

На концертах симфонической музыки постоянно из раза в раз повторяется одна и та же ситуация: зрители хлопают, когда произведение даже еще не закончилось, любые паузы принимая за сигнал к овациям. А ведь в музыке паузы имеют значение! Создается впечатление, что зритель не погружается в музыку, не понимает мысль автора, а только и ждет, когда же музыканты перестанут играть.
Вспомните «Музыкальный момент» Шуберта — там есть пауза! Вспомните другие творения. Не говорю уже о многочастных формах: симфониях, концертах… Как-то в консерватории на концерте японских музыкантов дети  — то ли из реабилитационных центров, то ли еще откуда-то — из самых благих намерений поддержать исполнителей активно хлопали каждый раз, как только замолкала музыка, хотя артисты и не думали вставать и кланяться. После первого номера ведущие объявили: «Просьба к залу — между частями не хлопать!». В результате музыкантам неприятно, детям неловко… А ведь они не виноваты, что их никто не предупредил и что никогда прежде они не слышали многочастные музыкальные произведения.
Опять же не знают кыргызстанцы, что нельзя ходить по залу, когда звучит музыка или кто-то выступает, надо дождаться перерыва. Вроде бы тянутся к культуре, ходят на концерты и спектакли, но при этом ведут себя настолько некультурно, что всем остальным не оставляют ни малейшего шанса насладиться искусством. Третий звонок давно прозвенел, свет погас и занавес поднялся, звучит музыка или диалоги артистов, а в зале — беготня, топот, свечение телефонами и фонариками, громкое выяснение, кто на чье место сел, пересаживания, хруст чипсов и шуршание пакетиков, звук рингтонов и переговоры по телефону, громкие комментарии к происходящему на сцене… Зрители не знают, что идти между рядов на свое место можно только лицом к сидящим. Нет: повернутся пятой точкой и пробираются, отдавливая ноги.
Как-то в филармонии на концерте — кажется, это было торжество, посвященное Дню культуры, — Президент уже выступал с речью на сцене, а на балконе преподаватель какого-то вуза кричала, приказывая студентам уступить места взрослым. В другой раз в консерватории на открытие обновленного большого зала собралось так много людей, что не всем хватило мест, и снова та же картина: со сцены уже звучат речи, а в зале преподаватели поднимают студентов, заставляя уступать места.
Вспомнилось и давнее: на День детей в филармонии устроили представление. И кто-то из организаторов решил, что раздачу мороженого надо сделать прямо в зале: разнести по рядам. На сцене выступал посол Турции. Занесли мороженое. Все ребята соскочили с мест и бросились к раздающим. Шум, гам, суета, крики. Посол осекся и замолчал. Кому-то не хватило мороженого. Молодой отец, дочери которого не досталось лакомства, подошел к мальчику в соседнем со мной кресле, который взял себе и брату, и отобрал у него второе эскимо…
Буквально недавно довелось попасть на турнир по сумо во Дворце спорта. Какой-то чиновник пришел со всем семейством. Они заняли места, а потом супруга послала ребенка за напитками. Какие напитки в зале? Почему? Ребенок, как и следовало ожидать, опоздал, стал пробираться между рядов, хотя действо уже началось. Чуть позже к ним присоединилось еще несколько опоздавших родственников, так же пробираясь между кресел и создавая окружающим неудобства.
Я уже не говорю о том, что зимой зрители сидят в зале в шапках, из-за которых не видно сцены сзади сидящим. А маленькие дети, которые устраивают свои параллельные «концерты»? Почему молодые родители и администрации культурных учреждений не думают о том, что зрители туда приходят отдохнуть душой, а не слушать детский рев и капризы?
Мы абсолютно не знакомы с правилами этикета. Даже благовоспитанные мужчины, которые открывают девушкам двери, не знают, что в лифт первыми должны входить они и покидать его тоже. Впрочем, что говорить о таких тонкостях, когда в дверях супермаркетов парни не только не пропускают женщин, а чуть ли не сбивают их с ног, не уступая дороги.
Не нужно было бы запоминать все эти мелочи, если б знали одно простое правило: уважать старшего по возрасту и положению, гостя, слабого, женщину и всех остальных. Потому что все правила этикета зиждятся на этом принципе. Мы не умеем уважать. Ни себя, ни других. Позволяем другим курить при нас. Позволяем себе громко говорить по телефону в маршрутке или лезть своей ложкой в общее блюдо. Принимаем визитные карточки одной рукой и не даем свои в ответ. Бестактно разглядываем чужие недостатки или задаем откровенные вопросы. Настаиваем, навязываем свои решения или терпим грубость и хамство в сфере услуг. Не потому, что мы злые, а потому, что не знаем и не задумываемся…
Так и живем.

А. АЛИЕВА.
Бишкек.

Подготовил Вилор АКЧУРИН.

 



(Next News) »



Добавить комментарий