Main Menu

Зачехлять аппарат было некогда. Несколько штрихов к недавней публикации

Наталья Вагонова, студентка ВГИКа, в газете «Слово Кыргызстана» за 16 апреля 2014 года написала замечательную рецензию на фильм «Айланпа». Она очень точно увидела, о чем этот фильм и как он сделан мастерами кино К. Орозалиевым и
В. Виленским. 

2Мне повезло поработать на этом фильме в качестве фотографа. В нашей группе был еще один замечательный человек — художник Джамбул Джумабаев. Кстати, от него зависело художественное решение фильма. Еще до начала съемок мы часто собирались у него в мастерской, где в беседах и спорах рождался облик будущего произведения.
Потом были поездки по всей стране, долгая работа в архивах и в главном архиве СССР — Госфильмофонде. По крупицам была собрана вся история становления могучей страны и на ее фоне — человека, который ее и создавал.
Но одного архива было мало, нужно было показать еще землю, на которой вырос Чингиз Айтматов, и людей, окружавших его.  Вот  некоторые эпизоды наших встреч на айтматовской родине.
1Несколько дней мы жили в селе Шекер, беседовали с земляками писателя и отсняли очень интересный сюжет о стариках, которые каждый день поднимались на небольшой холм на окраине села, чтобы совершить молитву. Там на горе вместо мечети у них был маленький сарайчик, в котором они и молились. В советские-то времена насчет мечетей было строго. И что интересно: стариков было ровно тринадцать. Никакие запреты не могли им помешать.
А как прекрасен был Сон-Куль, на котором мы провели неделю. Тут мы  подсмотрели и отсняли женщину у очага, которая рефреном проходит по всему фильму. А ведь я первый увидел ее рано утром, когда она на рассвете, проводив мужа с отарой на пастбище, присев у очага,  задумчиво глядела на огонь. Я вытащил тихонько камеру, настроил и стал щелкать затвором. Тут же подскочил Костя Орозалиев и, увидев кадр, поднял всех, и началась съемка. И за 15-20 минут был снят сюжет, о котором так долго мечтали.
Другой кадр мы готовили специально. Есть в Нарынской области место Тайлак-Батыр — очень красивый комплекс гумбезов. Так вот, Костя уже знал о нем и даже представлял, как его снимет. В один из дней была снаряжена целая экспедиция. На киностудии выписали ветродуй —  небольшой самолет, только без крыльев и хвоста, заказан пиротехник Женя Ефимович с ящиками дымов, и мы с операторской машиной и аппаратурой двинулись через перевал Долон в Акталинский район. Там переночевали прямо у кладбища и в четыре часа утра начали дымить. Наш ветродуй  разогнал дымку по всей долине, и как только солнце стало выглядывать из-за горизонта, произошло чудо. Сквозь розовую дымку проступили нереальные то ли гумбезы, то ли сказочные замки.
Или вот еще вспоминается таласский перевал Туя-Ашу, на который мы поднимались целый день по тракторной тропе на нашем разбитом уазике, чтобы снять суровых табунщиков, перегоняющих лошадей по ледяным тропам на летние пастбища Суусамыра. Как же было тяжело передвигаться за ними на высоте 4 000 метров с кинокамерой и штативами!..
Да, интересных историй и съемок было еще много, но как-нибудь расскажу об этом в следующий раз.

Александр ФЕДОРОВ,
фотохудожник.

 






Добавить комментарий