Main Menu

ДОРОГА, УКРЕПЛЯЮЩАЯ ЕДИНСТВО

Во время рабочей поездки в Джалал-Абадскую область Президент страны А. Атамбаев принял участие в запуске альтернативной автомобильной дороги север — юг  в селе Казарман Тогуз-Тороуского района, где начинается один из участков первой проектной фазы. Строительство ее начато одновременно на трех участках будущей автотрассы: в Джумгальском районе Нарынской области, в селе Казарман Тогуз-Тороуского района и  в селе Таран-Базар Сузакского района Джалал-Абадской области. Исполнитель проекта — китайская корпорация по строительству дорог и мостов «Чайна Роуд энд Бридж. Корп.». Общая протяженность дороги составляет 433 километра — от Балыкчы до Джалал-Абада.  

4Строительство трассы разделено на три фазы. Первая протяженностью 154 километра  проходит по маршруту село Кызыл-Жылдыз — село Арал (183-195-й км), село Казарман — Джалал-Абад (291-433-й км) и включает прокладку тоннеля через перевал Кок-Арт (его длина 3,7 км). Общая стоимость строительства составляет 400 млн. долларов. Вторая фаза протяженностью 96 километров идет от села Арал Нарынской области до села Казарман, здесь также предусмотрено строительство тоннеля длиной 0,7 километра. Общая стоимость строительства  в рамках второй фазы достигает 284 млн. долларов. Маршрут третьей фазы проходит от Балыкчы до села Кызыл-Жылдыз Нарынской области и составляет 183 километра. Стоимость строительства в рамках этой фазы — 166 млн. долларов. Общая стоимость проекта — 850 млн.. Строительство трассы в первой фазе в полном объеме финансируется  Экспортно-импортным банком Китая (Эксимбанк).
Важность строительства альтернативной автотрассы подчеркнул в беседе с прессой и министр транспорта и коммуникаций          К. Султанов. Он сообщил, что пропускной способности старой трассы Бишкек — Ош, связывающей север и юг, уже не хватает, количество машин из года в год неуклонно увеличивается. А новая автодорога сможет снять возникающую нагрузку. Также будет проложен тоннель, который превысит протяженность тоннеля на перевале Туя-Ашуу. Новая дорога будет иметь вторую техническую категорию, в реализации данного проекта задействуют более 2 000 человек, из них по соглашению с китайской стороной 70% — местные строители и 30% — квалифицированные специалисты.

2 В прокладку шоссе будет включено 326 единиц техники: экскаваторы, бульдозеры, самосвалы, погрузчики, другая необходимая техника, а также  4 асфальтобетонных завода. Сейчас на строительстве первой фазы уже занято более 200 рабочих, 100 единиц техники, остальное поступит на трассу до конца мая. Что касается технических параметров, то, отметил министр, первый слой автодороги будет составлять 9 см, а второй — 6. Ширина земельного полотна достигнет 15 метров, а асфальтового покрытия  — 9 метров. Общая ширина дорожного полотна составит 14 метров. В населенных пунктах дорога будет четырехполосной, а вот вне населенных мест она будет на две полосы. Строительство первой фазы, по словам главы транспортного ведомства, включает в себя 5 участков: два на юге и два на севере, а один отдельный — это строительство тоннеля.

Выгоды, которые получает республика от строительства альтернативной трассы заключаются в следующем. Во-первых, будет создан дополнительный непрерывный автотранспортный маршрут между северными и южными регионами страны, которые географически отделены от трассы Бишкек — Ош горными хребтами. Новый же маршрут будет пролегать в большой отдаленности от линии госграницы с соседними государствами, что важно для безопасности республики. Во-вторых, будет обеспечен доступ к месторождениям полезных ископаемых  и освоению земель и сельхозугодий в Тогуз-Тороуском, Ак-Талинском, Джумгальском, Кочкорском районах, что представляет большой интерес для местного населения и инвесторов, которые заинтересованы в переработке аграрной продукции. И в-третьих, соединение новой дороги с трассами Казахстана и России на  севере страны и Таджикистана — на юге позволит создать сквозной транзит Россия — Казахстан — Кыргызстан — Таджикистан в обход Узбекистана, что приобретает особую актуальность в аспекте вступления Кыргызстана и Таджикистана в Таможенный союз. Создание этого сквозного транзита также поможет нашей стране выйти из транспортного тупика при сохранении экономической самостоятельности и выполнении обязательств в рамках СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ и Таможенного союза.

3Официальную церемонию запуска новой трассы открыл министр транспорта и коммуникации К. Султанов, который предоставил слово Президенту республики. День начала строительства альтернативной дороги является историческим событием для современной истории Кыргызстана. Через 4 года стратегически важная автотрасса свяжет северные и южные районы республики и станет еще одной дорогой, объединяющей страну, укрепит единство народа Кыргызстана, внесет весомый вклад в экономическое развитие региона, и мы тогда по-настоящему поймем значимость этого события, подчеркнул А Атамбаев. Он отметил, что в последние годы в республике идет планомерная и напряженная работа по возведению и реабилитации автодорог и иных инфраструктурных объектов, что придает закономерный импульс экономическому развитию региона. По мнению Президента, альтернативная стратегическая автомобильная артерия север — юг будет намного удобнее для использования и эксплуатации, чем существующая.

Ранее Тогуз-Тороускому району власти не уделяли достаточного внимания, и он, по сути, остался у обочины жизни республики. Теперь же здесь, да и в соседних — Джумгальском, Ак-Талинском, Нарынском и том же Сузакском — районах начнется активное развитие. Всегда будет альтернатива на случай, если на старой дороге Бишкек — Ош произойдет авария или иное происшествие, добавил глава республики. Есть еще негативные силы, которые говорят, что Кыргызстан неспособен самостоятельно развиваться, но проекты, которые осуществляются в транспортно-энергетической сфере, наглядно убеждают, что наша страна движется вперед, подчеркнул Президент. Он выразил благодарность руководству КНР за поддержку в реализации проекта и отметил, что предоставленные китайской стороной финансовые условия являются льготными и необременительными для бюджета Кыргызстана.

1Выступая на официальной церемонии в Казармане, А. Атамбаев отметил, что он специально предложил открыть строительство участка именно в Казармане — центре Тогуз-Тороуского района, поскольку он является географическим центром нашей страны, но район почему-то остается одним из забытых, и для его жителей важны и остры по сей день вопросы транспортной инфраструктуры. Тогуз-Торо — один из привлекательных районов в стране, таких мест у нас мало. Глава государства похвалил  активную позицию местных жителей, отметив, что Тогуз-Тороуский район всегда был самодостаточным, несмотря на то, что в зимний период его жители даже не могут добраться в другие населенные пункты. Этот район никогда не ходил с протянутой рукой, он один из немногих  в республике,  обеспечивает себя пенсиями через собранные налоги.

Далее он заметил, что в то же время как граждане Тогуз-Торо так остро нуждаются в автодороге, находясь в транспортной блокаде, в Сузакском районе жители, наоборот, перекрывают прекрасно построенную автотрассу. Он сказал, что подобная ситуация была в прошлом году, Президент акцентировал, что перекрытие дорог противоречит не только законодательству республики, но и мусульманским канонам. Согласно им, нельзя перекрывать дороги, наоборот, увидев на ней камни, надо их убрать. Глава государства подчеркнул, что, несмотря на деструктивные действия, власти продолжают целеустремленную работу. А. Атамбаев выразил надежду, что в оставшиеся годы президентства  вернется сюда и примет участие уже в церемонии открытия дороги.                                                                                       А. Атамбаев затронул и другие актуальные вопросы жизнедеятельности государства. Он заметил, что сейчас идет немало спекуляций вокруг продажи компании «Кыргызгаз» российскому «Газпрому». После подписания контракта на юге Узбекистана отключили газ, который подавался в Ош. Проблема поставки голубого топлива на юг страны скоро обязательно решится, заверил глава КР. Тем, кто негативно отзывается о продаже «Кыргызгаза» и чернит Президента, он напомнил, что если бы такое произошло три года назад, то без газа сидели бы не только Ош, но и весь Кыргызстан. Почему приграничные вопросы не решались в течение 20 лет, ведь каждую зиму ходили и просили газ у соседей? Своя же электроэнергия из Токтогула шла на юг  Узбекистана и в Таджикистан. Это все закончилось со строительством подстанции «Датка» и после возведения собственной ЛЭП «Датка — Кемин». 

1 Если хотим быть по-настоящему независимым государством, акцентировал А. Атамбаев, необходимо думать о будущем. Мы сегодня делаем то, о чем только думалось в течение 20 лет, а вопрос обеспечения газом будет решен руководством компании «Газпром», которое взяло проблему поставки газа на себя, в ближайшие один-два месяца она будет полностью решена. Некоторые  люди говорят: Президент вгоняет население в долговую яму, получая кредиты от КНР на дорогу север — юг и возведение высоковольтной линии «Датка-Кемин», продолжил он, однако это необходимая помощь: с одной стороны, средства поступают в виде кредитов, с другой — это еще и большая поддержка. Из России также поступают миллиардные инвестиции.

Энергетический же проект «Датка — Кемин», который осуществляется в республике, закончится в течение года, сказал далее А. Атамбаев. По его словам, Кыргызстан уже не будет зависеть от соседних государств, через территории которых транспортируется электроэнергия. Президент сообщил, что, кроме строительства альтернативной автотрассы, в перспективе планируется прокладка и железной дороги, которая свяжет северные и южные регионы. Он заметил, что  видит прекрасное будущее Кыргызстана, поскольку есть утвержденная стратегия его развития на ближайшие 5 лет и нынешняя власть республики думает о перспективах.

Лично  для него, — отметил глава государства, —  судьба Кыргызстана важнее, чем судьба близких и родственников. И привел исторический пример со Сталиным, который произнес знаменитую фразу, что не меняет солдата на фельдмаршала.  А вот бывшие «вожди» Кыргызстана не жалели страну ради прихотей своих детей и отдавали ее им на разграбление. «Вера народа дает нам силу, и мы знаем, по какому пути надо идти стране и как обеспечить ее независимость, — заявил А.Атамбаев. — Мне осталось работать 3,5 года, и следующему президенту я передам страну, у которой будет достойное будущее».

Затем слово взял торговый советник посольства Китая в Кыргызстане Су Хе, который отметил, что недавно находится в Кыргызстане и для него большая честь участвовать в столь торжественной церемонии, как запуск новой стратегической магистрали республики. Дипломат напомнил, что осенью прошлого года Кыргызстан с первым официальным визитом посетил Председатель КНР Си Цзиньпин. По итогам его лидеры двух стран заявили о решении поднять планку двусторонних отношений до уровня стратегического партнерства. И осуществляемый теперь проект строительства альтернативной автомобильной дороги север — юг, который финансируется за счет льготного кредита китайской стороны, является важным свидетельством высокого уровня развития торгово-экономических отношений между двумя странами, заявил представитель Китая. Он подчеркнул, что проект, сумма реализации первой фазы которого составляет 400 млн. долларов, является самым крупным, реализуемым за годы установления китайско-кыргызских дипломатических отношений. Торговый представитель КНР акцентировал, что и в будущем китайская сторона готова  прилагать ощутимые совместные усилия к продвижению торгово-экономического взаимодействия — двух стран.

После завершения выступлений была прочитана молитва.  После нее глава Минтранса К. Султанов попросил А. Атамбаева дать старт строительным работам, а Президент  ответил, что он хотел бы дать не разрешение на столь добрый почин, а благословение.  И сам прочел суру из Корана, пожелав народу республики мира, единства и стабильности, чтобы строящаяся дорога принесла добро и поддержку стране и служила долго.

Во время рабочей поездки в Джалал-Абадскую область Президент также ознакомился  с деятельностью золоторудного комбината «Макмалалтын», который является филиалом ОАО «Кыргызалтын». Он осмотрел  действующее хвостохранилище предприятия и проследил за ходом  строительства нового, объем которого достигает 2, 6 млн. кубометров. В поездке по региону также приняли участие министр транспорта и коммуникаций КР К. Султанов, полномочный представитель правительства в Джалал-Абадской области Ж. Джээнбеков, сотрудники посольства Китая в Кыргызстане.

Александр ШЕПЕЛЕНКО.
Фото Султана ДОСАЛИЕВА и Калыбека АБДИМОМУТОВА.

 






Добавить комментарий