Main Menu

УРОКИ МАНАСА

Неоднозначную реакцию в обществе вызвала идея депутатов парламента ввести в школьную программу новый предмет «манасоведение». Дело в том, что эта дисциплина уже преподавалась в школах с 2003 года, но факультативно, по желанию. И все бы  ничего, если бы перед началом учебного года в СМИ не появилась информация о том, что «манасоведение» вводят как отдельную дисциплину уже с 1 сентября. Шуму и неразберихи сообщение наделало много.

Потом выяснилось, что это не так и что для этого предмета нет ни свободных часов,  соответствующей программы,  учебников. Правда, всевозможных разговоров от этого не поубавилось, более того, прошел слух, что по «манасоведению» введут государственный экзамен!
«Манас» уже давно является неотъемлемой частью истории страны, ее культуры, менталитета. А вся эта вышеописанная суета даже подогрела интерес к судьбе «манасоведения» в школе. Для начала я заглянула в столичную школу-гимназию № 37.  Вот что рассказала завуч по государственному языку Анара Турдакунова: «Мы уже с 3 сентября начали преподавать «манасоведение» как урок. А вообще, эпос «Манас» на уроках  кыргызской литературы изучаем с детьми уже более десяти лет. Первой свою собственную, авторскую программу «Семь заветов Манаса» отработала заслуженный учитель республики  Людмила Андреевна Лидяева. А так,  у нас есть пять собственных программ, одна из них называется «Земля Манаса»,  тематический кабинет, много методической литературы, пластинки, диски предоставило Министерство образования. Знаете, дети  очень хорошо воспринимают эпическое сказание. И кыргызскоязычные, и русскоязычные.  Ребята и сами собирают информацию, неподдельно интересуются. Изучать эпос мы начинаем с  четвертого класса в кружках. Наизусть даем учить не более десяти строчек. А с седьмого — уже побольше, некоторые выучивают и до шестидесяти строк. Очень нравится ребятам характер Манаса, особенно его детство и эпизод встречи с Семетеем. На праздник Нооруз приглашаем артистов, которые профессионально читают эпос. Так что к введению «манасоведения» как к уроку,  обязательному предмету мы были готовы собственными силами. Что касается часов. На мой взгляд, пусть лучше дети в школе лишний раз побудут, чем бесцельно время проведут на улице. Родители и так работают, обувают — одевают, кормят, мы же должны заниматься образованием и воспитанием. Ну а «Манас» как идеология — так мы и в каждодневном общении с детьми используем эти идеи. У нас многонациональная школа, мы постоянно внушаем детям, что нужно жить мирно, уважать старших, не обижать младших. Так ведь это естественно!».
Качественная оценка специалиста, будь то политика, врача или учителя, определена мерой ответственности человека за порученное дело, за конечный итог его деятельности или бездеятельности. Еще будучи ректором Бишкекского государственного университета, заслуженный работник образования, профессор Ишенгуль Сыдыковна Болжурова в соавторстве с  Иваном Алексеевичем Шерстюком разработали курс и написали краткую историю «Введение в манасоведение» в помощь студентам. Эти лекции и до сих пор читаются в БГУ. Но вот к преподаванию в школе «манасоведения» у известного педагога двойственное отношение. Почему?
Ишенгуль Болжурова: «Я считаю, что нужно знать историю Кыргызстана, знать государственный язык. И нужно знать историю манасоведения. В 2003 году, когда обсуждался вопрос изучения «Манаса», я, будучи министром образования, и мои коллеги подчеркивали, что  это в первую очередь фольклор, чисто лингвистически-филологический профиль, историко-этнографический, антропологический. Вот эти специалисты должны знать  основу, на которой позже  формировалась  профессиональная литература. А  школьникам, студентам нужно знать общее содержание эпоса, его значение, суть, историю изучения, признания, забвения и уничтожения эпоса «Манас». Что касается школы, то приказа, как я выяснила, об обязательном изучении «манасоведения» нет. Ведь  учебные планы составляются перед началом учебного года. Они утверждаются, и, более того, под каждый учебный план утверждается объем финансирования. Сейчас ввели подушевое финансирование. То есть сокращение предметов направлено на то, чтобы у ребенка появлялось больше возможностей изучать те предметы, которые ему интересны.
— Как же так получилось, что в СМИ вышла, мягко сказать, «недостоверная» информация, вызвавшая бурное обсуждение в обществе с преобладанием отрицательных мнений по поводу «навязывания» «манасоведения» школам?
—  Это было пожелание  некоторых депутатов, некоторых людей, которые настаивают на том, чтобы эпос «Манас» стал идеологией страны.  Я вообще крайне удивлена и поражена была этому. Ведь введение нового предмета предполагалось за счет сокращения часов русского языка или физкультуры!  А у народа  спросили? Нельзя в угоду политических, конъюнктурных амбиций вмешиваться в сложную систему образования и воспитания детей. Такое вмешательство  способно загубить даже самую хорошую идею. Так получилось и с госэкзаменом по истории Кыргызстана, с изучением государственного языка. Естественно, «манасоведение» как предмет в школу нужно вводить. Но должен быть хорошо подготовленный, отработанный учебно-методический комплекс: учебники, мультимедийное обеспечение, разработка программы, повышение квалификации учителей.  Это потребует больших финансовых вложений в течение не  одного года. Этим должна заниматься Кыргызская академия образования совместно с известными манасоведами, Институтом манасоведения Академии наук,  учебно-методическими центрами. Государство  должно обеспечить средствами. Следует подготовить продуманную программу, обсудить ее с учителями, родителями. Предстоит хорошо продумать, какими методами, какими новациями внедрять «манасоведение». И какая мотивация у детей должна быть к     изучению этого предмета. То есть это должно быть очень интересно, как, например, Библия для детей. Очень умная подача материала, обеспеченная игровыми моментами, песнями, музыкой, сочетанием всех форм влияния на детскую психику. А у нас, кроме политиканства, у некоторых людей, занимающихся «Манасом», есть и коммерческий свой интерес. Ну почему бы школам не продать те же мультфильмы про Манаса и заработать на этом! Ну а неразбериха с информацией свидетельствует о том, что очень слабо связано Министерство образования со школой, с гороно, районо. Вот это меня, как бывшего чиновника, коробит. Если есть какая-то проблема, необходима быстрая связь с журналистами.  Страшнее всего не только незнание, а слухи. А слухи приводят к ненужным тревогам, волнениям…
— Ишенгуль Сыдыковна, как вы считаете, поможет ли обращение к эпосу «Манас» создать государственную идеологию? Ведь об этом говорится уже не первый год.
— К сожалению, у нас до сих пор невыясненная долгосрочная, продуманная стратегия развития. Если бы у нас была четкая, ясная программа движения страны, четко выявленное место в  международном сообществе, нам легче было бы отработать позиции по идеологии. Не имея глубокой, продуманной, осознанной, просчитанной со всех сторон программы развития, разделенной  на этапы, с очень хорошим менеджментом, кадровым обеспечением, мы все время шарахаемся из стороны в сторону. Вопрос идеологии непосредственно касается этого. Глобализация, разрушение границ, трансконтинентальная экономика, Интернет… На фоне всего этого мы все, народы стран СНГ пытаемся познать, кто мы такие.  Что мы за нация, какая у нас история, кто мы есть. То есть идет так называемый процесс самоидентификации. Идет осмысление своей истории, идентичности, своих традиций, обычаев. А это и есть цементирующая основа  нации — идеология. В  свое время в Кыргызстане поиск идеологии столкнулся с очень благодатным ареалом, таким, как эпос «Манас». Нам повезло в том, что, потеряв когда-то свою письменность, мы сохранили огромный пласт устного народного творчества. Помните, в 1995 году, во время празднования тысячелетия эпоса «Манас», развернулась очень большая кампания по его изучению. Празднование  2200-летия кыргызской государственности также  основывалось на наших фольклорных традициях, на семи заветах Манаса. Хотя, честно говоря, они тоже не прижились. Невозможно древнее привнести сейчас и положить на современную основу. Это неестественно. Нельзя вырывать  из эпоса  отдельные моменты и пытаться сделать их идеологией. Я с большим уважением, восхищением отношусь  к сакральности «Манаса». Но сможем ли мы принципы, которые были в VIII  веке нашей эры, наложить на сегодняшний день? На современные условия, когда совершенно новая письменность, новая литература,  научно-технический прогресс, компьютеризация, новые технологии… А общечеловеческие ценности вечны. Мир, согласие, счастье, любовь, отношение к природе, толерантность. И поэтому я вижу основной задачей введения «манасоведения» — создание некой базы для идеологии страны. «Манас»       изучать нужно, это закономерно. Но не притягивать за уши к современной эпохе. Так как это может вызвать непонимание, а дальше — неприятие.  Это совсем другой язык, совсем другие идеалы, понятия. «Давид Сасунский», «Калевала», «Нибелунги», казахский «Алпамыш», калмыцкий «Джангир» — все эти древние сказания воспринимаются народами, их создавшими, как гордость нации, классическое богатство, которое внесено в мировую сокровищницу. Эти творения составляют  историю государства, которой нужно гордиться. Есть оперы, балеты, фильмы. То есть эти эпические сказания были «осовременены», адаптированы к современному восприятию и стали достоянием, частью культуры.
— Так ведь и  среди самих манасоведов нет единой точки зрения. Часть из них   считают, что эпос  вообще нельзя переводить, адаптировать. Потому что «Манас» — это нечто сакральное, что в самом тексте содержится много вещей, которые нужно толковать. Каждое слово, каждый поступок. Так считает, например, Болот Шамшиев…
— Ну а фильмы Мелиса Убукеева сами по себе сакральны. Многие уверены, что  частое упоминание имени Манаса даже вредит. А у нас и аэропорт «Манас», поселок Манас, конфеты «Манас» и так далее… Ведь величие эпоса от этого просто теряется.  Соблюдение старых феодальных обычаев,  надевание платков, знание эпоса  каждым ребенком — все это хорошо. Но есть еще право человека жить по-новому. Честно говоря, читать «Манас» даже взрослому человеку очень сложно. Потому что там своя архаика, свой строй, своя семантика, своя смысловая нагрузка. Например, «Слово о полку Игореве» современный русский ребенок не может понять сегодняшним мышлением. Точно так же  и «Манас». Сколько раз я пыталась читать его, искренне, по-настоящему, но все равно  многие вещи не понимаю. Это надо жить в той эпохе,  окружении, в той ментальности, взаимоотношениях, экономических, социальных, культурных, духовных, сакральных… Поэтому очень осмысленно, глубоко продуманно, взвешенно нужно подходить  к популяризации эпоса, а тем более к преподаванию. Чтобы «Манас» не воспринимался как некая «обязаловка», за невыученное задание по которому «светит» двойка, а как действительно символ духовности и величия народа.

Алла ВЖЕСИНСКАЯ.






Добавить комментарий