Main Menu

Союз МСУ с деловой элитой

Мы любим повторять, что государство и бизнес — партнеры. Но так ли это на самом деле? Нынче сотрудничество деловых людей с правительством ограничивается их защитой от необоснованных проверок, сокращением контролирующих органов, устранением бюрократических барьеров да временным снижением ввозных таможенных тарифов в защиту отечественного производителя.

На заседаниях Совета по развитию бизнеса и инвестиций, действующего при правительства, рассматривая очередную масштабную проблему, руководители бизнес-ассоциаций спрашивают: а почему бы не прибегнуть к государственно-частному партнерству? Бизнес получит от исполнительной власти гарантированный заказ, сам найдет средства на строительство социальных инфрастуктурных сооружений, в которых так нуждается народ, особенно на периферии! Правительству нужно лишь детально прописать в контрактах с частными компаниями, за что отвечает государство, а за что бизнесмены, и дело сдвинется с мертвой точки.

Так поступают умные управленцы во всем мире. Нынешний год Президент страны Алмазбек Атамбаев не зря посвятил административной реформе, внедрению качественного менеджмента. В Академии госуправления вместо прежних 300 муниципальных служащих в текущем году повысили квалификацию 5 тысяч сотрудников айыл окмоту. Здесь открыли специальную школу непрерывного обучения чиновников всех рангов.

Поднабравшись современных знаний качественного управления, клеркам среднего звена самое время заключить с бизнесменами союз для совместной работы на благо вверенных им территорий. Ведь на селе хорошо знают свои проблемы, понимают, что можно выиграть тендер и получить гранты у международных организаций, работающих в Кыргызстане. Недостающую капитализацию проектов, в том числе имеющих национальное значение, как раз и предоставят местные предприниматели.

К примеру, одна из школ в Чон-Алайском районе Ошской области давно в аварийном состоянии, родители боятся отпускать детей на учебу. Министерство чрезвычайных ситуаций признало объект не пригодным к эксплуатации, опасным для жизни. А средств на строительство новой школы нет ни в местной, ни в республиканской казне.

А сколько дорог нуждается в ремонте, сколько необходимо возвести в сельской местности ФАПов, домов культуры, стадионов, детских садов! Неужели так и будем надеяться на иностранцев? Где социальная ответственность деловых людей, о которой на последнем заседании Совета по развитию бизнеса и инвестиций с такой надеждой говорил премьер-министр Джоомарт       Оторбаев?

Частники, конечно, не станут возводить здания, бытовые и производственные предприятия, наперед не просчитав доход, окупаемость вложенных денег. А вот в партнерстве с государством почему бы и нет?

 

РОДИНА ГЧП

Более двадцати лет назад государственно-частное партнерство появилось в Великобритании. В те времена из-за нехватки денежных средств около 70% проектов, связанных с налаживанием социальной инфраструктуры, строительством дорог и жилищными проблемами, числились в Англии незавершенными. Государственный кошелек оказался пуст. И тогда правительство обратилось к бизнесменам. Результаты превзошли все ожидания: 80% жизненно важных проектов были реализованы в установленные сроки.

Но не все шло гладко, как было задумано. Эксперты отмечали, что некоторые контракты государственно-частного партнерства пришлось расторгнуть. Несмотря на это, многие страны отмечают сегодня эффективность и необходимость сотрудничества частного капитала с правительством, особенно это касается реализации масштабных проектов. В России, к примеру, работает центр по ГЧП при МежЭкономБанке Российской Федерации. Банкиры помогают правительству привлечь инвесторов в социально ориентированные проекты. По такому же пути пошли и в Казахстане.

В Кыргызстане Закон «О государственно-частном партнерстве» приняли еще в 2009 году, но он оказался мертвым, неработающим, оставлял много лазеек для коррупционеров и чиновничьего произвола. Документ требовал серьезной доработки. За дело взялись парламентарии. В профильном комитете Жогорку Кенеша прошли предварительные слушания нового проекта закона, подготовленного депутатами.

Народные избранники предлагали создать даже спецфонды для финансирования совместных проектов. Средства — $ 20 млн. — взять у Азиатского банка развития, которые международный финансовый институт планировал передать правительству для поддержки бюджета, и при помощи местных бизнесменов заняться вконец изношенными электросетями, построить в сельской местности дороги, школы, больницы. Налоги должны были пополнять провинциальные кассы.

Кабинет министров тоже представил парламенту свой вариант закона «О ГЧП». Вслед за этим Торгово-промышленная палата Кыргызской Республики инициировала проведение международной конференции, чтобы прийти к общему знаменателю: проанализировав оба проекта, выбрать наиболее подходящий для Кыргызстана, который и будет рассматриваться депутатами Жогорку Кенеша во втором чтении.

— Закон «О государственно-частном партнерстве» должен быть прямого действия, — рассуждает председатель комитета по ГЧП, инвестициям и фондовому рынку Торгово-промышленной палаты Кыргызстана Нурбек Элебаев. — Не надо ограничиваться масштабными социальными проектами, которые существуют преимущественно в энергетическом и дорожном строительстве, следует привлекать к партнерству также малый и средний бизнес.

Представители этого слоя предпринимателей (более 80%) хорошо зарекомендовали себя в сервисе и торговле. Привлекая их к сотрудничеству с государством, мы тем самым расширим социальную базу ГЧП, создадим условия для интеграции республики с мировым рынком ценных бумаг, — уверен Н. Элебаев.

Азиатский банк развития выступил в качестве донора ГЧП, предложив свою программу финансирования. Успех и возможные риски обе стороны — государство и бизнесмены — честно разделят пополам. Преимущество частного капитала — в его мобильности, а объект, находящийся в собственности государства, можно передать в концессию частным лицам.

Главное — понять, в каком направлении двигаться. Есть опасения, что частные компании не захотят участвовать в тендере, потребуют солидных бонусов за работу, заломят высокую цену за соучастие в проектах. Прежде чем принять окончательный вариант закона «О ГЧП», необходимо взвесить все «за» и «против», тщательно продумать детали, нюансы.

Представители здравоохранения обратили внимание на необходимость улучшения качества медицинского обслуживания населения, это задача №1. Фармацевтический рынок захватили частники, хорошо бы им составить альтернативу, а заодно навести порядок в предоставлении медтехники, обеспечить ее надлежащий ремонт. Может, доноры согласятся профинансировать необходимые исследования, выяснить, в каких аптеках ведут двойную бухгалтерию, не платят в полном объеме налоги, продают только дорогие лекарства.

Сегодня в Кыргызстане 900 фармацевтических фирм работают по патентам, 3 тысячи аптек конкурируют между собой. Лекарства приходят в нашу страну и оптом, и в розницу. На тендерах аптеки приобретают жизненно важные для больных людей лекарственные препараты по Программе государственных гарантий.

В сельских ФАПах остро не хватает медицинского персонала. Вот здесь и требуется государственно-частное партнерство, необходима также мотивация врачей работать в союзе с бизнес-структурами. Существующая сегодня нормативно-правовая база не позволяет сделать фельдшерско-акушерские пункты полностью автономными, ведь бюджет Министерства здравоохранения четко расписан заранее на несколько лет вперед.

Медики предлагали функции диагностики передать в частные руки, легализовать право выбора для кыргызстанцев: пусть сами решают, где сдавать анализы, проходить обследования — в частной или государственной поликлинике. Надо смелее внедрять рыночные механизмы в медицину, к реализации пилотных проектов ГЧП подключить инвесторов.

Сотрудники Министерства транспорта и коммуникаций указали на уменьшение финансирования ремонта и восстановления дорожного полотна. А ведь транспортное ведомство занимается реализацией проектов международных транспортных коридоров. Законопроект «О платных дорогах» прошел согласование в 2010 году, теперь направлен в правительство.

Увеличения количества местных авиарейсов с нетерпением ждут в регионах, многие порты и аэровокзалы нуждаются в реконструкции, бизнес-планы подготовили, дело за финансированием.

 

ЕСЛИ ДРУЖИТЬ С БИЗНЕСОМ

Что касается аграрного сектора, то здесь можно воспользоваться опытом сотрудничества с GIZ, успешно реализовавшим проекты государственно-частного партнерства в ряде стран Центральной Азии.

В Кыргызстане этот метод тоже прошел апробацию. Взяли шесть хозяйств на севере и юге республики, нашли за рубежом инвесторов, которые согласились принять участие в софинансировании, заключили выгодные контракты. Недостающую сельхозтехнику приобрели в лизинг.

Наши фермеры из пилотных хозяйств владеют исключительно немецкими и японскими тракторами и комбайнами, местного оборудования всего 10%. Плюс современные передовые технологии выращивания, отсюда и богатые урожаи.

Аграрный сектор, без сомнения, может стать привлекательным для вложения капиталов, проблема в том, что государство не поддерживает фермеров в поисках софинансирования.

У нас инициатива создания государственно-частного партнерства идет сверху вниз, а в России, к примеру, предложения поступают от муниципалитетов. Надо менять ракурс, в первую очередь реализовать следует те проекты, которые предлагают МСУ, ведь они ближе к народу, считают в столичной мэрии.

В Бишкеке запланировали создать свой центр государственно-частного партнерства, провести экспертизу местных пилотных проектов, а замечания и дополнения к Закону «О ГЧП» передать в профильный комитет Жогорку Кенеша.

Галина ЛУНЕВА.






Добавить комментарий