Main Menu

Жибек Жолу: вчера и сегодня

В 1825-1830 годах Чуйская долина была захвачена войсками кокандского хана Мадали. Во время тяжелого господства кокандцев киргизы неоднократно обращались к русскому правительству с просьбой защитить от кокандского ига. Но для этого русским войскам следовало овладеть крепостями Токмок и Пишпек. Это было сделано в 1860 году. Стены пишпекской крепости были настолько толстыми, что 7 дней подряд 600 солдат работали над их разрушением. На подрывы употребили 217 пудов пороха. Но в 1861 году кокандцы вновь захватили крепость. 10 дней отряды под руководством подполковника Г. А. Колпаковского штурмовали укрепление.

В 1864 г. с господством кокандцев было покончено. Развалины крепости сейчас находятся напротив кинотеатра «Иссык-Куль”. В 1856 г. там стали селиться русские переселенцы. Образовалась улица. Место назвали Кузнечной крепостью.

Такова краткая предыстория нашего города и проспекта, который мы сейчас называем Жибек Жолу (Шелковый путь). Она названа так в честь международной сухопутной торговой магистрали, которая пересекла в свое время с востока на запад всю Азию — 7 тысяч километров, т. е. три года пути.

Во II веке до н. э. через Тянь-Шань перебрался китайский путешественник Чжан-Цянь. Он спустился в Ферганскую долину, вернулся в Китай и рассказал о богатствах и чудесах, которые видел. И пошли сюда купцы с караванами товаров. Кыргызстан стал мостиком, который соединил Восток с Западом и дал начало Великому Шелковому пути. По Киргизии проходило три его ветви. Одна из них шла через наш город, мимо разрушенной кокандской крепости, как раз там, где пролегает проспект Жибек Жолу, и шла дальше. Возникали поселения примерно в 60 км друг от друга (столько мог за день пройти тяжело груженный караван верблюдов). Караваны везли всевозможные товары, но более всего — китайский шелк, высоко ценившийся в то время. По пути их следования, на остановках можно было найти буддийские статуэтки из Индии, бусы из Ирана, Египта, янтарь из Прибалтики, нефрит и бронзовые зеркала из Китая…

Когда-то я преподавала историю в школе села Маловодного. Очень увлекалась археологией, за 5 лет мы с ребятами создали музей. Там было все: стрелы, зернотерки, осколки посуды, балбалы (надгробные изваяния из камня), кольчуга. Юра Крылов принес клад монет, найденный в поле. Это была кубышка, в которой хранились монеты екатерининских времен до первых советских рублей из серебра. К сожалению, позже клад украли из музея.

У нас, в Киргизии, если быть внимательным, можно найти интересные вещи, относящиеся к эпохе Великого Шелкового пути. Стою как-то на крыльце школы, вижу — мальчишка катает на проволоке какой-то кружок. А он какой-то необычный — тяжелый, валится то в одну сторону, то в другую. Взяла в руки и ахнула — VIII век, китайское бронзовое зеркало, покрытое патиной, с глубокой трещиной.

— Где взял?

— У мамки.

— А мамка что с ним делала?

— Утюг ставила.

Приехали ученые во главе с В. П. Мокрыниным, забрали круг. Шутка ли — в Историческом музее города крохотное зеркало, а у нас диаметром 15 сантиметров с чудесным узором на обратной стороне.

Другой случай: сижу на верхушке холма у башни Бурана. Опираюсь о землю одной рукой, другой машинально подбрасываю камушки, подобранные тут же. Вдруг моя рука ощущает необычность одного из них. Я взглянула, и изумлению моему не было предела: перед глазами была маленькая головка Будды! Терракотовое лицо, закрытые глаза, вечное спокойствие прекрасных черт. Даже не запылилась за века. По линии шеи — надлом. Преподаватель, которого я слушала, объяснил нам, как эта головка могла появиться у Бураны.

Мы с ребятами много путешествовали вдоль Шелкового пути. Деньги на это зарабатывали на свекле. Можно было наблюдать такую картину: я спиной вперед иду перед ребятами, а они, наклонившись, ряд за рядом пропалывают свеклу, слушая, как я им читаю что-нибудь интересное.

…Медленно еду по Жибек Жолу, Ташкентской улице — так она называлась раньше. Здесь, у разрушенных стен кокандской крепости, в 1870-1874 годах поселились первые русские переселенцы — семьи Рыбьяновых, Кушаковых, Журавлевых…. — всего девять дворов. Позже улицу переименовали в проспект Ленина, потом в проспект 50-летия Киргизской ССР и только потом — в Жибек Жолу.

Вот такие изменения претерпело название одной из первых улиц города, протянувшейся через всю столицу с запада на восток — от ул. Фучика до ул. Лермонтова. Но как бы она ни называлась, это главная магистраль транзитного транспорта на пути из Ташкента в Алматы, на озеро Иссык-Куль, в районы Внутреннего Тянь-Шаня.

Мысленно представляю себе улицу того времени — обозы крестьян, направляющихся на базар, гурты скота из соседних поселений и кочевий, почтовые экипажи, тучи пыли…

Первыми зданиями на улице Жибек Жолу были конно-почтовая станция, бани Конева и Прокудина, почтово-телеграфная контора, коммерческие номера М. А. Орловой и др.

В 1912 году на углу Васильевской (сейчас ул. Первомайская) открылась первая мужская гимназия, недалеко от угла Базарной улицы в 1914-м — частная женская гимназия А. В. Воронкевич. Там, где пересекаются проспекты Жибек Жолу и Байтик Баатыра, на одноэтажном кирпичном здании можно увидеть две мемориальные доски, первая извещает, что здесь в 1918-1920 гг. были городской комитет РКП(б) и штаб обороны города, а вторая — что тут в 1920 г. проходил I уездный Пишпекский съезд союзов молодежи. Позже здесь размещалось издательство первой киргизской газеты «Эркин-Тоо».

Но большинство построек на улице были глиняными мазанками, редко — деревянные дома на кирпичном фундаменте. Некоторые и сейчас можно увидеть на Жибек Жолу. В 1930 году построили железобетонный мост через реку Ала-Арчу. В 1941-м начали асфальтировать улицу, но продолжили только в 1954 году.

Первые двух-трехэтажные здания сооружены в 1930-м (например, школа №4). Позже появились баня, бисквитная фабрика, на углу улицы Советской — швейная фабрика «1 Мая».

…Я продолжаю ехать по Жибек Жолу. Северная сторона в основном осталась со старыми постройками, если не считать магазина «Алтын», мечети, 3-й поликлиники, церкви… Часть проспекта до ул. Тоголока Молдо посередине засажена деревьями.

Вообще, по-моему, улица у градостроителей почему-то не пользуется авторитетом. Новые дома я заметила только на пересечении с проспектом Эркиндик. В западной части лишь новый автовокзал, остальные постройки — кафе, мастерские, какие-то будочки, сарайчики, автозаправки и пр. Впечатление, что проспект служит хоздвором столицы. Стало обидно: улица с таким прошлым и таким названием должна быть другой.

Зоя АНДРЕЕВА,

ветеран учительства республики.






Добавить комментарий