Main Menu

Окно с выходом… на услуги

В редакцию «СК» поступает большое количество писем и  обращений, связанных с вопросами переоформления  движимого и недвижимого имущества, выдачи паспортов, архивных документов и так далее.  Многие граждане  интересуются самим ведомством, которое сегодня оказывает эти и другие государственные услуги. Мы не могли обойти вниманием запросы наших  читателей и потому связались напрямую с председателем Государственной  регистрационной службы (ГРС) при правительстве КР Джаныбеком  БАКЧИЕВЫМ, попросили его встретиться и ответить на несколько вопросов. В ответ  услышали  лаконичное: «Жду».
Собеседник нам был интересен еще и тем, что он — один из немногих  руководителей, объявивших войну  коррупции в своем  ведомстве.

— Джаныбек  Абдукапарович,  расскажите, пожалуйста, коротко о структуре вашей службы.  Многие граждане по-прежнему считают, что  документы, удостоверяющие личность, выдают в паспортных столах при районных отделах внутренних дел, а водительские  права — в РЭО ГУБДД…
— Государственная регистрационная  служба образована 17 ноября  2009 года. Она стала правопреемницей ряда министерств и ведомств. В ее состав входят департаменты:  регистрации населения, которому  переданы функции подразделений по выдаче паспортов и вопросы  гражданства, находившихся в ведении МВД;  регистрации транспортных средств  и водительского состава (бывший РЭО); кадастра и регистрации прав на недвижимое имущество, за исключением  функций Земельной   инспекции, института «Кыргызгипрозем», а также Департамент регистрации юридических лиц и актов гражданского состояния и Архивное агентство. Правда,  учет юридических лиц  пока остается  прерогативой Министерства юстиции, как  это было раньше.  Таким  образом, в структуре  службы — пять основных подразделений, которые заняты в сферах регистрации и учета.
— С приходом на эту  должность после апрельских событий одной из ваших первых  инициатив как руководителя стало создание  центров обслуживания   населения  (ЦОН). На днях проект был одобрен экспертами и Министерством  экономического регулирования…
— …а в ближайшее  время его  внесут на заседание правительства. Вы  помните, как сами получали  паспорт или водительские права?  Сколько барьеров и волокиты приходилось преодолевать, чтобы получить  необходимые справки в бесчисленных ведомствах? Деятельность  ЦОН  предполагает обслуживание населения  по принципу «единого окна». В трех крупных территориальных  единицах страны — Оше, Джалал-Абаде и Бишкеке — предполагается создать центры, где будут  сосредоточены архивы и базы данных граждан  в целях оперативного  предоставления качественных услуг населению. Безусловно, для  этого следует создать  необходимые условия с  применением  новейших информационно-коммуникационных технологий.
Мы сейчас работаем в этом  направлении. Немаловажен и тот факт, что центры будут пользоваться  республиканской базой данных. Это значительно облегчит и ускорит  процесс выдачи необходимых документов. Например,  уроженцу Нарына, живущему в столице без  прописки,  не  придется ехать для получения паспорта на малую  родину. Он может это сделать в столице. Весь процесс автоматизирован  и прозрачен.  Гражданин может   наблюдать за ним по электронному табло. Это делается  для того, чтобы исключить  все ошибки и  неточности, прежде чем документ поступит в центр  персонификации. В перспективе хотим возложить на центры  обслуживания населения  функции  выдачи водительских удостоверений, справок о наличии недвижимого имущества и другого рода информации.  В целом с помощью ЦОН обеспечим  условия для предоставления качественной  информации людям. Естественно, это будет происходить при соблюдении всех норм информационной безопасности и регламента предоставления данных.
— Хорошо, допустим, что  процесс обработки документов  по выдаче тех же паспортов, доступ к получению госуслуг станут достаточно оптимизированы, но часто  граждане жалуются на  затягивание времени при проверке их данных в правоохранительных органах…
— Механизм нашего взаимодействия с органами внутренних дел и спецслужбами достаточно отлажен. Сама система предоставления  информации не изменилась, она только улучшилась.  Раньше  сотрудники ВД писали  заявки и требования и отправляли их в адресно-справочное бюро. Сегодня этот процесс автоматизирован, полностью оцифрована база данных бюро, и сотрудники  милиции могут  получить информацию дистанционно.
Что касается  задержки документов при спецпроверке  в правоохранительных органах, действительно, такие факты  имеют место, в результате все  жалобы идут в наш  адрес. Бывает, что МВД по своей базе  проверяет того или иного  гражданина два-три месяца, а то и больше. Сегодня  разработан документ, в соответствии с которым мы начнем выдавать  паспорта без спецпроверки тем гражданам, к которым в установленный срок милицейское ведомство не предъявит претензий.  Вместе с тем в МВД при оплате через банк вам могут выдать справку по  результатам  так  называемой срочной спецпроверки. О правомочности  предоставления такого вида услуг  выводы делайте сами…
— В Концепции развития государственной регистрационной службы  предполагаются создание единого регистра населения и внедрение  единой государственной информационной  системы. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.
— Речь идет о базовой информационной  системе для государства, концентрации информации о гражданах на  протяжении всего  их жизненного пути: где родился, жил, учился, работал, имеет  ли движимое или недвижимое  имущество,  занимается ли предпринимательской деятельностью и так далее.
— А как же права  человека? Не воспримут ли это кыргызстанцы  как  вмешательство в частную жизнь?
— Законопослушным гражданам бояться  нечего. Эта база данных — закрытая, и единственный  ее пользователь —  государство. Если у вас, например, есть собственное дело,  то конкуренты  не смогут  получить информацию о положении дел в вашем  бизнесе.
Теперь о внедрении единой государственной  информационной системы. Сегодня в каждом ведомстве  имеется своя  база данных. ГРС  призвана объединить их в  одном стандарте, для  того, чтобы  госорганы пользовались  объединенным банком данных. Что нам это дает?  Прежде всего объективность и прозрачность информации,  например, по финансовым потокам и их  использованию, тем же «мертвым душам» и припискам, которыми  грешат многие ведомства. Государство получит  возможность контролировать  всю сферу регистрационно-учетной деятельности. Если это произойдет, уровень коррупции в стране значительно снизится:  автоматизированную систему обмануть  невозможно,  мы максимально исключим человеческий фактор.
— Вы открыто заявили, что коррупция в  возглавляемой вами службе есть, и приняли, на ваш взгляд, ряд эффективных мер по ее искоренению…
— Все  коррупционные проявления, которые сегодня  существуют в ГРС, достались в наследство от министерств и ведомств, вошедших в состав нашей службы. Больше того, по  результатам  недавно проведенной  аттестации  были выявлены  такие факты, как землячество и протекционизм.  Из 296 сотрудников соответствуют занимаемым должностям 225 человек, 27 аттестованы временно, не аттестованы 18 человек. Анализ деятельности структурных подразделений службы  подтолкнул к идее выработать план  антикоррупционных мероприятий. В первую  очередь они коснулись изменения нормативно-правовой базы, служебных инструкций и положений,  двойная трактовка которых создавала коррупционные лазейки. Возьмем  ту же торговлю  «блатными» номерами, как называют их в народе. Есть  черный рынок,  маклеры по продаже и  перепродаже. Существует  даже определенная такса  на комбинацию цифр номера. Мы подготовили  предложение в правительство о продаже таких госномеров в законном порядке для исключения  возможности личного обогащения в сфере госуслуг.  По инициативе ГРС правительство утвердило  инструкцию по упрощенному порядку получения паспорта. Концепция  развития ГРС предполагает легализацию услуг, которые сегодня   присутствуют в  коррупционных схемах. Речь идет о центре персонификации и  процессе срочного документирования. Возвращаясь к плану  антикоррупционных мероприятий, добавлю, что мы  планируем ежемесячно  мониторить его исполнение сотрудниками  ведомства, давать принципиальную оценку  их профессионализму и  этическому поведению.
— Много нареканий у  граждан вызывают ID-карты, их качество и стоимость изготовления. Насколько известно, сегодня в ГРС  разрабатываются новые образцы документов, удостоверяющих личность. Расскажите, пожалуйста, об этом.
— Работа по снижению стоимости такого вида услуг сейчас ведется.   Социально уязвимым категориям граждан предоставляются льготные  варианты обслуживания,  прежде всего участникам ВОВ, учащимся школ-интернатов и детям-сиротам. Согласен с вами, буклет  общегражданского паспорта и ID-карта не стоят таких денег. В то же время отмечу, что, когда  образец сегодняшнего паспорта  утверждался, технология его изготовления соответствовала  международным стандартам и требованием ИКАО с  точки зрения безопасности документа. Сегодня мы  неправомочны менять цену, поскольку тогда авторское  право на изготовление  бланков паспортов отдали частной иностранной компании. Размещение заказа в каком-нибудь другом месте было бы  нарушением контрактных обязательств.  В 2004 году государство пыталось вмешаться в  этот процесс, что привело к  паспортному кризису.
В вопросе процесса  паспортизации населения ГРС имеет свое  твердое мнение: он должен полностью находиться  в руках государства и быть ему  подконтролен. К сожалению, этого сегодня не происходит, в результате  частные структуры  занимаются персонификацией и имеют доступ к базе паспортов. Мы намерены изменить ситуацию и весь процесс,  как я уже говорил, перевести под контроль  государства. ГРС готовит сейчас тендер на изготовление новых  образцов  документов, в  том числе   биометрических паспортов. Премьер-министр Алмазбек Атамбаев поручил провести его  открыто и  прозрачно, без  ущемления интересов государства и граждан. При реализации  этого проекта все будет максимально учтено. Сейчас  решаем вопросы, связанные с указанием в документах  данных о  гражданском статусе, прописке и  др. Все графы мы убрать  не можем, приходится учитывать    требования правоохранительных органов  и ГКНБ. Стараемся  найти золотую середину.
Подводя итог  вышесказанному, хочу отметить,  что Стратегия развития  государственной учетно-регистрационной системы Кыргызской Республики до 2017 года, проект которой разработан  специалистами нашей службы, определяет новую политику государства в этой области, отвечающую его интересам  и демократическим  принципам. Исходя из этого, перед ГРС стоят ответственные задачи по повышению качества предоставляемых населению государственных услуг, и над этим мы сегодня  работаем.

Сергей СИДОРОВ.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.






Добавить комментарий