Окно с выходом… на услуги
В редакцию «СК» поступает большое количество писем и обращений, связанных с вопросами переоформления движимого и недвижимого имущества, выдачи паспортов, архивных документов и так далее. Многие граждане интересуются самим ведомством, которое сегодня оказывает эти и другие государственные услуги. Мы не могли обойти вниманием запросы наших читателей и потому связались напрямую с председателем Государственной регистрационной службы (ГРС) при правительстве КР Джаныбеком БАКЧИЕВЫМ, попросили его встретиться и ответить на несколько вопросов. В ответ услышали лаконичное: «Жду».
Собеседник нам был интересен еще и тем, что он — один из немногих руководителей, объявивших войну коррупции в своем ведомстве.
— Джаныбек Абдукапарович, расскажите, пожалуйста, коротко о структуре вашей службы. Многие граждане по-прежнему считают, что документы, удостоверяющие личность, выдают в паспортных столах при районных отделах внутренних дел, а водительские права — в РЭО ГУБДД…
— Государственная регистрационная служба образована 17 ноября 2009 года. Она стала правопреемницей ряда министерств и ведомств. В ее состав входят департаменты: регистрации населения, которому переданы функции подразделений по выдаче паспортов и вопросы гражданства, находившихся в ведении МВД; регистрации транспортных средств и водительского состава (бывший РЭО); кадастра и регистрации прав на недвижимое имущество, за исключением функций Земельной инспекции, института «Кыргызгипрозем», а также Департамент регистрации юридических лиц и актов гражданского состояния и Архивное агентство. Правда, учет юридических лиц пока остается прерогативой Министерства юстиции, как это было раньше. Таким образом, в структуре службы — пять основных подразделений, которые заняты в сферах регистрации и учета.
— С приходом на эту должность после апрельских событий одной из ваших первых инициатив как руководителя стало создание центров обслуживания населения (ЦОН). На днях проект был одобрен экспертами и Министерством экономического регулирования…
— …а в ближайшее время его внесут на заседание правительства. Вы помните, как сами получали паспорт или водительские права? Сколько барьеров и волокиты приходилось преодолевать, чтобы получить необходимые справки в бесчисленных ведомствах? Деятельность ЦОН предполагает обслуживание населения по принципу «единого окна». В трех крупных территориальных единицах страны — Оше, Джалал-Абаде и Бишкеке — предполагается создать центры, где будут сосредоточены архивы и базы данных граждан в целях оперативного предоставления качественных услуг населению. Безусловно, для этого следует создать необходимые условия с применением новейших информационно-коммуникационных технологий.
Мы сейчас работаем в этом направлении. Немаловажен и тот факт, что центры будут пользоваться республиканской базой данных. Это значительно облегчит и ускорит процесс выдачи необходимых документов. Например, уроженцу Нарына, живущему в столице без прописки, не придется ехать для получения паспорта на малую родину. Он может это сделать в столице. Весь процесс автоматизирован и прозрачен. Гражданин может наблюдать за ним по электронному табло. Это делается для того, чтобы исключить все ошибки и неточности, прежде чем документ поступит в центр персонификации. В перспективе хотим возложить на центры обслуживания населения функции выдачи водительских удостоверений, справок о наличии недвижимого имущества и другого рода информации. В целом с помощью ЦОН обеспечим условия для предоставления качественной информации людям. Естественно, это будет происходить при соблюдении всех норм информационной безопасности и регламента предоставления данных.
— Хорошо, допустим, что процесс обработки документов по выдаче тех же паспортов, доступ к получению госуслуг станут достаточно оптимизированы, но часто граждане жалуются на затягивание времени при проверке их данных в правоохранительных органах…
— Механизм нашего взаимодействия с органами внутренних дел и спецслужбами достаточно отлажен. Сама система предоставления информации не изменилась, она только улучшилась. Раньше сотрудники ВД писали заявки и требования и отправляли их в адресно-справочное бюро. Сегодня этот процесс автоматизирован, полностью оцифрована база данных бюро, и сотрудники милиции могут получить информацию дистанционно.
Что касается задержки документов при спецпроверке в правоохранительных органах, действительно, такие факты имеют место, в результате все жалобы идут в наш адрес. Бывает, что МВД по своей базе проверяет того или иного гражданина два-три месяца, а то и больше. Сегодня разработан документ, в соответствии с которым мы начнем выдавать паспорта без спецпроверки тем гражданам, к которым в установленный срок милицейское ведомство не предъявит претензий. Вместе с тем в МВД при оплате через банк вам могут выдать справку по результатам так называемой срочной спецпроверки. О правомочности предоставления такого вида услуг выводы делайте сами…
— В Концепции развития государственной регистрационной службы предполагаются создание единого регистра населения и внедрение единой государственной информационной системы. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.
— Речь идет о базовой информационной системе для государства, концентрации информации о гражданах на протяжении всего их жизненного пути: где родился, жил, учился, работал, имеет ли движимое или недвижимое имущество, занимается ли предпринимательской деятельностью и так далее.
— А как же права человека? Не воспримут ли это кыргызстанцы как вмешательство в частную жизнь?
— Законопослушным гражданам бояться нечего. Эта база данных — закрытая, и единственный ее пользователь — государство. Если у вас, например, есть собственное дело, то конкуренты не смогут получить информацию о положении дел в вашем бизнесе.
Теперь о внедрении единой государственной информационной системы. Сегодня в каждом ведомстве имеется своя база данных. ГРС призвана объединить их в одном стандарте, для того, чтобы госорганы пользовались объединенным банком данных. Что нам это дает? Прежде всего объективность и прозрачность информации, например, по финансовым потокам и их использованию, тем же «мертвым душам» и припискам, которыми грешат многие ведомства. Государство получит возможность контролировать всю сферу регистрационно-учетной деятельности. Если это произойдет, уровень коррупции в стране значительно снизится: автоматизированную систему обмануть невозможно, мы максимально исключим человеческий фактор.
— Вы открыто заявили, что коррупция в возглавляемой вами службе есть, и приняли, на ваш взгляд, ряд эффективных мер по ее искоренению…
— Все коррупционные проявления, которые сегодня существуют в ГРС, достались в наследство от министерств и ведомств, вошедших в состав нашей службы. Больше того, по результатам недавно проведенной аттестации были выявлены такие факты, как землячество и протекционизм. Из 296 сотрудников соответствуют занимаемым должностям 225 человек, 27 аттестованы временно, не аттестованы 18 человек. Анализ деятельности структурных подразделений службы подтолкнул к идее выработать план антикоррупционных мероприятий. В первую очередь они коснулись изменения нормативно-правовой базы, служебных инструкций и положений, двойная трактовка которых создавала коррупционные лазейки. Возьмем ту же торговлю «блатными» номерами, как называют их в народе. Есть черный рынок, маклеры по продаже и перепродаже. Существует даже определенная такса на комбинацию цифр номера. Мы подготовили предложение в правительство о продаже таких госномеров в законном порядке для исключения возможности личного обогащения в сфере госуслуг. По инициативе ГРС правительство утвердило инструкцию по упрощенному порядку получения паспорта. Концепция развития ГРС предполагает легализацию услуг, которые сегодня присутствуют в коррупционных схемах. Речь идет о центре персонификации и процессе срочного документирования. Возвращаясь к плану антикоррупционных мероприятий, добавлю, что мы планируем ежемесячно мониторить его исполнение сотрудниками ведомства, давать принципиальную оценку их профессионализму и этическому поведению.
— Много нареканий у граждан вызывают ID-карты, их качество и стоимость изготовления. Насколько известно, сегодня в ГРС разрабатываются новые образцы документов, удостоверяющих личность. Расскажите, пожалуйста, об этом.
— Работа по снижению стоимости такого вида услуг сейчас ведется. Социально уязвимым категориям граждан предоставляются льготные варианты обслуживания, прежде всего участникам ВОВ, учащимся школ-интернатов и детям-сиротам. Согласен с вами, буклет общегражданского паспорта и ID-карта не стоят таких денег. В то же время отмечу, что, когда образец сегодняшнего паспорта утверждался, технология его изготовления соответствовала международным стандартам и требованием ИКАО с точки зрения безопасности документа. Сегодня мы неправомочны менять цену, поскольку тогда авторское право на изготовление бланков паспортов отдали частной иностранной компании. Размещение заказа в каком-нибудь другом месте было бы нарушением контрактных обязательств. В 2004 году государство пыталось вмешаться в этот процесс, что привело к паспортному кризису.
В вопросе процесса паспортизации населения ГРС имеет свое твердое мнение: он должен полностью находиться в руках государства и быть ему подконтролен. К сожалению, этого сегодня не происходит, в результате частные структуры занимаются персонификацией и имеют доступ к базе паспортов. Мы намерены изменить ситуацию и весь процесс, как я уже говорил, перевести под контроль государства. ГРС готовит сейчас тендер на изготовление новых образцов документов, в том числе биометрических паспортов. Премьер-министр Алмазбек Атамбаев поручил провести его открыто и прозрачно, без ущемления интересов государства и граждан. При реализации этого проекта все будет максимально учтено. Сейчас решаем вопросы, связанные с указанием в документах данных о гражданском статусе, прописке и др. Все графы мы убрать не можем, приходится учитывать требования правоохранительных органов и ГКНБ. Стараемся найти золотую середину.
Подводя итог вышесказанному, хочу отметить, что Стратегия развития государственной учетно-регистрационной системы Кыргызской Республики до 2017 года, проект которой разработан специалистами нашей службы, определяет новую политику государства в этой области, отвечающую его интересам и демократическим принципам. Исходя из этого, перед ГРС стоят ответственные задачи по повышению качества предоставляемых населению государственных услуг, и над этим мы сегодня работаем.
Сергей СИДОРОВ.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.
Related News
Под занавес уходящего года
Традиция подводить итоги в конце декабря, наверное, будет жить вечно. Сегодня вопреки вашим ожиданиям яRead More
Молодёжь и книги: откровения профессора
Пушкин, Лермонтов, Тургенев — не наше всё? В век цифровизации и современных гаджетов молодые людиRead More