Main Menu

Граница. Крик о помощи

В Пограничных войсках произошел вопиющий случай. Для несения воинского долга по охране границы был призван молодой человек с проблемами умственного развития. Неизвестно, понесли или нет наказание сотрудники военкомата, отправившие в солдаты парня, не годного к службе, но этот и другие факты были озвучены на совещании командиров и офицеров Пограничных войск в центре повышения квалификации, расположенном в селе Ново-Покровка.

Участившиеся случаи самоубийств на заставах привлекли внимание Президента. Для разбирательства была создана комиссия. В нее вошел приглашенный психолог, чтобы изучить сложившуюся ситуацию и понять, что же происходит среди защитников рубежей. Такое исследование в этом роде войск в Кыргызстане проводится впервые.
На совещании присутствовали председатель Совета ветеранов Пограничных войск С. Асакеев, заместитель КПВ ГКНБ             Т. Адашпасов, военнослужащие погранслужбы ФСБ России в Кыргызстане,  представитель Общественного объединения солдатских матерей У. Байгубатова, офицеры погранзастав. Говорили без утайки, понимая, что ситуация опасна и защитникам рубежей, как никогда,  необходима помощь государства.
Главная причина трагических случаев, по мнению присутствующих, то, что военкоматы направляют в Погранслужбу молодое пополнение по остаточному принципу. Прежде всего отбирают себе бойцов Национальная гвардия, внутренние войска, МЧС. А на охрану границ  направляются все оставшиеся. Хотя, отметил заместитель КПВ ГКНБ Т. Адашпасов, служба в данных войсках отличается особой сложностью и ответственностью, будь то обеспечение контроля на пропускных пунктах или боевая вахта в сложных климатических условиях, вдали от населенных пунктов, на высокогорье. Тяжелая физическая нагрузка ложится на парнишек, только пришедших с гражданки. Нередко командирам приходится сталкиваться и с тем, что вновь прибывшие неграмотны! В армию идут выходцы из неблагополучных или неполных семей, уже имеющие проблемы со здоровьем и с психикой.
Это подтверждает и заместитель председателя Общественного объединения солдатских матерей У. Байгубатова:
— Мы побывали во многих частях и убедились на собственном опыте, общаясь с солдатами, что  есть такие, кто не умеет писать, считать. Что уж говорить о русском языке, они не представляют, как правильно формировать и выражать свои мысли на кыргызском!
Представитель общественной организации отметила и ужасные бытовые условия, в которых приходится нести службу офицерам и призывникам. Особенно этим «отличается» северный регион.
Солдатам, офицерам и их семьям приходится жить в бараках, палатках или  строительных вагончиках. На некоторых заставах вода подается на два часа в сутки, поэтому люди не успевают помыться и постирать. Обеспечение обмундированием также оставляет желать лучшего. Одна пара обуви выдается солдату на год службы, хотя в горных условиях она  очень скоро изнашивается. Офицеры вынуждены приобретать форму на свои средства. А заработная плата офицера-пограничника намного меньше, чем у офицера Министерства обороны. Лейтенант МО получает больше, чем пограничник-полковник!
Результатами проведенного исследования в погранвойсках поделилась доцент КРСУ психолог Е. Молчанова. Она сделала оговорку, что из-за сжатых сроков и других причин ее данные можно считать предварительными:  солдаты знали о теме исследования, и командиры  дали инструкцию, как реагировать на вопросы о суициде. Возможно, часть ответов была не совсем искренней. Также, учитывая недостаточную грамотность военнослужащих-срочников, требуется в будущем использовать тесты-рисунки.
Участники исследования заполняли тесты, участвовали в беседах фокус-групп. В целом суицидных настроений зафиксировано не было. При расспросе сослуживцев в частях, где происходили акты самоубийства, вырисовались общие черты характера ребят, склонных к подобным поступкам.
— Они замкнуты, с низкой самооценкой, из семей, в которых существуют проблемы, — сказала Е. Молчанова.
Поэтому среди рекомендаций психолога значилось следующее: необходимо неформальное общение офицеров с солдатами. Нужно быть более внимательным к словам подчиненных: задумывая страшное, человек обязательно посылает сигналы окружающим, желая, чтобы его остановили. Особо нужно обращать внимание на ребят после отъезда родственников. Приезжая к солдатам, мамы вываливают груз житейских проблем и бед на служивого.
В пример психолог привела случай суицида. Он произошел как раз после отъезда мамы, которая рассказала сыну, что дома ее избивает его отчим.
— Парень оказался в безвыходной ситуации. Он не мог оставить службу и справиться с чувством бессилия от того, что не в состоянии помочь родному человеку. В итоге, находясь на посту с оружием в руках,  произвел выстрел в себя, — резюмировала       Е. Молчанова.
В ходе обсуждения все согласились, что психологи необходимы на заставах. Но, увы, такие специалисты вряд ли поедут на пограничные кордоны. Штатные единицы предусмотрены, но зарплата не прельщает лекарей человеческих душ. Также прозвучала рекомендация улучшить работу военкоматов. Необходимо молодых людей юга направлять служить на север, и наоборот. Например, в Таласе зафиксированы случаи, когда родители во время сбора урожая приезжают на заставы и требуют у командиров отпустить ребят для помощи по хозяйству. Ну и, конечно, говорилось о необходимости увеличения финансирования Пограничной службы.
Все результаты исследования будут представлены главе государства для принятия адекватных решений.

Дмитрий АЩЕУЛОВ.






Добавить комментарий