Main Menu

Авторитетные эксперты — за Таможенный союз

На днях в  Бишкеке сказали свое веское слово относительно плюсов и минусов вступления/невступления Кыргызстана в Таможенный союз трех стран  эксперты Национального института стратегических исследований (НИСИ). Накануне Нооруза они представили общественности  «Результаты SWOT-анализа присоединения/неприсоединения Кыргызстана к Таможенному союзу трех государств».

Доводы за членство в ТС

Эксперт НИСИ, известный экономист-аналитик Кубат Умурзаков в презентации рассмотрел положительные и отрицательные стороны вступления/невступления  Кыргызстана в ТС с точки зрения влияния на экономику и социальную сферу.

Что такое SWOT-анализ? Говоря проще, это  детальное рассмотрение  главных факторов рассматриваемого процесса и определение  их сильных и слабых сторон, возможностей, угроз. Каковы же доводы за вступление?

«СК» не раз писала, каковы цели Кыргызстана в ТС и ЕЭП (Едином экономическом пространстве): обеспечение устойчивого экономического роста; модернизация экономики; рост экспортного потенциала; сокращение (или недопущение роста) разрыва в развитии с другими членами ТС. По расчетам ученых Российской академии наук, макроэкономический эффект от создания ТС и ЕЭП составит не менее 5% прироста ВВП стран-участниц в расчете на пятилетнюю перспективу и около 15% — на десятилетнюю. Понятно, что какие-то страны получают больше выгод от членства в таможенном объединении, другие — меньше. Во многом это зависит от исходных условий. Более развитые страны, как и регионы внутри стран,  имеют тенденцию получать больше выгод от более емкого рынка ТС, чем менее развитые.

Следует знать о слабых и сильных сторонах процесса. При вступлении, безусловно, меняются условия торговли и усиливаются слабые места в экономике. В торговле принимаются единый таможенный тариф,  таможенный кодекс ТС, отменяется упрощенный режим таможенного оформления и технические регламенты ТС, более жесткие правила подтверждения соответствия наших товаров требованиям союза. Предстоит отказаться от более либерального режима с низкими тарифными ставками, благоприятного режима  реэкспорта.                 Негативные последствия не заставят себя ждать, и к ним надо быть готовыми. В первую очередь это рост инфляции из-за изменения таможенных тарифов (примерно на 10-12 %), снижение темпов экономического роста, потери бюджета, рост безработицы и издержек для экспортеров. Неизбежно и вымывание более дешевых товаров из-за открытия рынков стран ТС. Эксперты прогнозируют  некоторое снижение темпов экономического роста в связи с  изменением таможенных тарифов в 2016-2019 годах до минус 0,6 % в среднем в год. Прогнозируются потери бюджета из-за снижения темпов роста ВВП (примерно 60 млн. долларов в год), а также по причине снижения поступлений в бюджет от рынков «Дордой», «Карасуу» и «Мадина» (примерно 100 млн. сомов). Снизятся и поступления от челночной торговли, соответственно сократятся доходы в сфере реэкспорта.  К примеру,  в

2008 г. объем товаров, оформленных физическими лицами, по данным таможни,  составил 18,5% от общего объема импорта, ими ввезено товаров на 685,2 млн. долларов. А за 11 месяцев 2013 г. — 660,8 млн. долларов, или 12,3 % от всего импорта. Что касается роста безработицы, он очевиден из-за снижения реэкспорта, сокращения оборота оптовых рынков (только на рынке «Дордой» заняты 55 тысяч человек, не считая работников связанных с ним структур — транспортных, посреднических и т.д.), уменьшения размеров челночного бизнеса, а также снижения объемов в секторах с низкой конкурентоспособностью. Возрастут и издержки  экспортеров в секторах  с высоким удельным весом импортируемых материалов в общих затратах, а также  из-за роста нетарифных барьеров, слабой инфраструктуры качества и требований новых технических регламентов ТС.

Эксперт подчеркнул имеющиеся на сегодня слабости нашей экономики:  низкая управляемость ею, качество институтов. Кстати, по этому показателю  республика занимает 133-е место среди 144 стран в рейтинге глобальной конкурентоспособности, который определяет Мировой экономический форум. Следует учитывать и качество политики (очевидно, имеется в виду ее невысокий уровень), а также  коррупцию: по  этому показателю Кыргызстан на 150-м месте среди 177 стран в рейтинге «Transparency International». Высока в стране теневая экономика, слаба сфера экспорта (из-за слабости институтов поддержки бизнеса и системы технического регулирования). Также стоит подчеркнуть, что на развитие экспорта влияют «недореформированность»  сельского хозяйства, малый процент перерабатывающих предприятий на местах, вследствие чего отмечена тенденция ухудшения позиции наших экспортных товаров на региональных рынках. Структура экспорта имеет сырьевой характер, экспорт сконцентрирован на небольшом количестве товаров, а по многим видам продуктов пищевой и легкой отраслей Кыргызстан утратил сравнительное преимущество. Слаба инфраструктура системы технического регулирования — материальная база органов сертификации и испытательных лабораторий устарела, нужны серьезные вливания в эту систему, иначе наш бизнес будет нести серьезные издержки.

Что касается любимой страной темы улучшения инвестиционного климата, отмечен переменный успех борьбы за улучшение бизнес-среды: при хорошем качестве законов они часто плохо выполняются. К тому же из-за  локальной, региональной нестабильности  мы не можем добиться, чтобы обеспечивались права инвесторов, и это, естественно,  их отпугивает.

Между тем в странах ТС весома поддержка государством сферы экспорта: на 2013 год правительство России  планировало выделить до 14 млрд. долларов на финансовые меры по поддержке экспорта, большая часть этой суммы  пойдет в сферу страхования экспортных кредитов и госгарантий при экспорте.  При этом объем господдержки агросектора к валовому объему произведенной там продукции в Беларуси 18%, в России — 6%, в Казахстане — 4%.

Сильные же стороны — это выгоды от более глубокой интеграции, включая гармонизацию политики, законодательства и институтов; доступ к более емкому рынку, что усиливает конкуренцию и побуждает фирмы снижать цены и увеличивать объем продаж, а это идет на пользу потребителям. Уменьшаются торговые барьеры (тарифные и нетарифные), растет приток прямых иностранных инвестиций, новых технологий и «ноу-хау». Сравнительные преимущества при производстве того или иного продукта приводят к сдвигам в размещении производств, в том числе к их перемещению из одной страны в другую.

Но, подчеркивает эксперт, положительные последствия связаны в основном со среднесрочными и долгосрочными последствиями региональной интеграции.

А в политическом плане участие в интеграционных группировках придает политике правительства большую устойчивость и последовательность, вызывает доверие и укрепление позиций  страны при ведении многосторонних переговоров. Вступление в ТС позволит сохранить беспошлинный и льготный импорт стратегических товаров (нефтепродукты, газ, зерно, продукты химии, черные и цветные металлы, лесоматериалы и др.). Должен улучшиться платежный и торговый баланс при сокращении реэкспорта.

Что уже готово на сегодня? В основном сформулированы правила игры в ТС и ЕЭП — это соглашения в части торговой политики, приняты техрегламенты и другие нормативные документы, а также соглашения по вопросам  торговли услугами, свободы перемещения капиталов, рабочей силы, промышленной политики, аграрного сектора, энергетики,   конкурентоспособности экспорта.

В чем Кыргызстан имеет пока сравнительные преимущества? Это качественная и экологически чистая мясо-молочная продукция, овощи, фрукты, другие пищевые продукты, одежда, хлопок, табак, изделия из камня и др.

Каковы угрозы? Это увеличение разрыва в развитии центра и отсталых районов, риск стать периферией интеграционного объединения, попасть в ряд депрессивных регионов, рост масштабов отставания с другими странами ТС.

— В отношении варианта вступления Кыргызстана в ТС  видны слабые моменты и негативные последствия, связанные с  нестабильным состоянием экономики и не очень развитым бизнесом. Поэтому при вступлении возникнет много проблем, в связи с чем (поскольку у нас нет другого  выхода) наше правительство и бизнес-сообщество должны провести большую подготовительную работу, чтобы появилась возможность реализовать имеющийся потенциал и конкурентные преимущества путем подготовки и развития экспорта. Правительство должно поддерживать его рост путем программ льготного кредитования, открытия центров поддержки бизнеса, выделения средств для участия  фирм в ярмарках, торговых поездок в другие страны,  — поясняет эксперт.

Доводы «за» при невступлении в ТС

К сильным сторонам нечленства  относятся: сохранение возможности самостоятельной торговой политики; неизменность обязательств в рамках ВТО; возможность постепенного, поэтапного отхода от политики ориентации на реэкспорт.

К числу слабых сторон, по мнению К. Умурзакова, можно отнести вероятность пересмотра  программ сотрудничества с Россией и Казахстаном, а также  возможность откладывания реализации инвестиционных проектов — Камбаратинской ГЭС, Верхне-Нарынского каскада ГЭС и других, введение Россией и Казахстаном экспортных пошлин и квот на основные стратегические сырье и материалы, включая нефтепродукты, газ, зерно, продукты химии, металлы, лесоматериалы и др. Ужесточатся все виды нетарифных барьеров, в том числе таможенный досмотр, введение запрета на ввоз сельскохозяйственных и молочных продуктов. Возрастут  издержки для экспортеров, а в ряде случаев экспорт станет невозможен.  Неизбежен рост безработицы, прежде всего среди занятых на крупных оптовых рынках и в секторе мелких предпринимателей, занимающихся челночной торговлей, а в конечном счете снижение темпов экономического роста. Снизятся объемы выпуска продукции секторов, ориентированных на экспорт (сельское хозяйство, швейная и молочная отрасли), ухудшится финансовое состояние малого и среднего бизнеса, участятся случаи банкротства компаний. Для бюджета это выразится в росте дефицита платежного и торгового балансов, потерях из-за снижения налоговых платежей, увеличении дефицита бюджета. Снизится инвестиционная привлекательность, поиск  новых средств  станет более затруднительным. Возможен и рост миграции населения.

Зато у Кыргызстана появятся возможности расширять сотрудничество с Индией, Пакистаном, Афганистаном, страна будет вынуждена искать новые рынки, а с международными донорами придется обсуждать дополнительные программы помощи.

Мы рискуем потерять  позиции на  рынках России и Казахстана по важнейшим видам продуктов, будет отложено проведение реструктуризации и реформы сельского хозяйства, станет неактуальной модернизация экономики, а реализация Национальной стратегии устойчивого развития в запланированные сроки окажется затруднительной. В конечном счете снижение темпов роста приведет к увеличению разрыва в развитии со странами ТС и многими государствами СНГ, уровень бедности повысится.

— Что касается варианта неприсоединения нашей страны к этому таможенному объединению, очевидны возникающие отрицательные последствия, которые показывают, что этот сценарий для нас неприемлем и не подходит — страна должна развиваться интенсивно, — считает К. Умурзаков.- Думаю, хорошо, что мы вступаем не впопыхах, как планировали (в 2013-2014-м), нам важно иметь для подготовки еще год-два. Думаю, за это время сможем подготовиться лучше, в том числе  в плане повышения информированности населения.

 

Влияние процесса присоединения на безопасность

О том, как повлияют последствия присоединения/неприсоединения Кыргызстана к ТС на безопасность страны, рассказал эксперт НИСИ Шерадил Бактыгулов.

Он считает, что есть три особенности, которые следует учесть: ТС — это торговый союз; интеграции объявлена «война»;  нынешний «каркас» сотрудничества неоднороден по структуре, материально-техническому обеспечению и финансированию.

Эксперт сделал акценты в первую очередь на военной безопасности и ее изменении в случаях вступления или невступления в ТС. Сейчас Кыргызстан участвует в ряде объединений — ШОС,

ЕврАзЭС, ОДКБ, партнерствует  в совместных учениях с США, Турцией, странами НАТО. С 2001-го  по 2013 год  в республику поставлено оборудование на десятки миллионов долларов. В 2003-м — российское вооружение и снаряжение для спецподразделений на 3 млн. долларов;  в 2004-м — 10   КамАЗов, вертолет МИ-8МТВ, система ПВО. Осенью 2012 года мы договорились с Россией о предоставлении 1,1 млрд. долларов для перевооружения армии республики. В первую очередь ожидаются поставки вертолетов, бронетехники, средств противовоздушной обороны, современного стрелкового оружия и боеприпасов. США помогают автотранспортом и медицинским оборудованием, строительством;  Китай — средствами связи и ПВО;  Турция — транспортом, тыловым и вещевым имуществом. Подписано 14 соглашений по поставке военной техники. К 2017-му, по планам, в нашей стране будет армия современного типа, обеспеченная всем необходимым для обороны.

К сильным сторонам присоединения к ТС в этом плане относятся, по мнению эксперта, назначение министра обороны и председателя ГКНБ Президентом КР без согласования с парламентом, высокий уровень компетенции высшего офицерского состава, укомплектованность подразделений контрактниками до 90%, «отзывчивость» госслужащих и регуляторов на потребности военных, схожесть с военными структурами Казахстана и России, одинаковые военные стандарты с их армиями, участие в учениях Коллективных сил ОДКБ, распространенность русского языка и его официальный статус.

К слабым же сторонам, считает  Ш. Бактыгулов,  можно отнести «самодеятельность» местной власти, наличие личных, родственных и клановых отношений, транзитный потенциал страны, плацдарм для экономической экспансии российского бизнеса в Афганистан и Пакистан, коррупцию, дефицит квалифицированных кадров, наличие и активность националистов и либералов, недофинансирование.

Если Кыргызстан войдет в Таможенный союз,  то ускорится доставка военных грузов, упростится документооборот,  временный ввоз военного оборудования (например, для участия в совместных учениях)  будет освобождаться от уплаты таможенных пошлин и сборов. А вот при неприсоединении к слабым сторонам можно отнести  вероятность сокращения поставок российского оружия (вертолетов, бронетехники, артиллерийских систем, средств ПВО), остановку модернизации вооружения нашей армии.

Что  касается продовольственной безопасности,  сильные стороны вступления в ТС заключены в низкой стоимости труда и земли в Кыргызстане, автономном характере сельскохозяйственного производства, беспошлинном ввозе ГСМ из России, доступе к        поливной воде, ориентированности на рынки России и Казахстана. К слабым же сторонам следует отнести незначительный для емкого рынка объем сельскохозяйственных угодий; несовершенство госрегулирования агропродовольственного рынка, финансово-кредитной, налоговой, страховой и таможенной политики; диспаритет цен на сельхозпродукцию и средства производства (услуги), потребляемые сельхозпроизводителями; сырьевую ориентацию; неодинаковый доступ к поливной воде; дороговизну селекционной работы в растениеводстве и животноводстве;  наличие  90% скота в домашних хозяйствах; низкий уровень развития инфраструктуры агрорынка, моральное и физическое старение материально-технической базы отраслей АПК.

В Таможенном союзе  республика получает возможность вхождения в единый аграрный рынок ЕврАзЭС; формирования механизма повышения урожайности и качества сельхозкультур; совершенствования механизма субсидирования для повышения уровня породности скота; введения в эксплуатацию новых предприятий и цехов в пищевой промышленности; проведения реконструкции и техперевооружения предприятий; разработки и внедрения механизма «зеленой революции» в земледелии; защиты населения от недоброкачественных продуктов путем совершенствования работы служб стандартизации и сертификации и разработки госстандартов на основные продукты.

По мнению эксперта, вступление уравняет цены на продовольствие в странах ТС, Кыргызстан при сохранении низкой стоимости труда и беспошлинного ввоза горюче-смазочных материалов сможет поставлять продовольствие в Россию и Казахстан, но доступность продуктов питания для республики рискует сократиться.

Резюмируя, можно отметить, что некоторые выводы экспертов вызвали критику участников дискуссии. К примеру,  у кого-то было сомнение по цифрам снижения ВВП республики  в первые годы вступления и слишком низким процентам его роста  — 1% в год. Также возражали слушатели и в части, касающейся якобы  сокращения масштабов сотрудничества с РФ в запланированных крупных энергетических проектах: «Нельзя договоренностям с Россией придавать спекулятивный характер. Разве ее участие в Камбаратинских ГЭС и Верхне-Нарынском каскаде — цена за наше вступление в ТС?».

А в отношении второй презентации по влиянию ТС на безопасность страны участники посчитали излишним придавать наибольшее значение безопасности военной, поскольку Таможенный союз  — это экономическое объединение. Выводы экспертов нельзя считать бесспорными. Это точка зрения, но, как подчеркнул К. Умурзаков, «население должно получать больше информации о членстве в ТС, чтобы прогнозировать свои ожидания».

Елена МЕШКОВА.






Добавить комментарий