Main Menu

ГТС: честно заплати за груз и ввози/вывози спокойно!

В преддверии Нооруза итоги 2013 года обнародовало  руководство Государственной таможенной службы при правительстве Кыргызстана.

Начиная отчет перед общественностью, первый заместитель председателя ГТС Мукай Кадыркулов, курирующий экономический блок, подчеркнул: «У таможни противоречивые задачи: с одной стороны, мы должны обеспечить рост поступления таможенных платежей в доходную часть бюджета, помогать развитию торговли и наращиванию экспорта; с другой — сокращать и жестко пресекать незаконные торговые операции. Как это совместить?».

Он сообщил, что объем внешнеторгового оборота за 2013 год достиг 7,739 млрд. долларов, из них  экспорт товаров составил 1,668 млрд., а импорт — 5,981 млрд. (при прогнозе 6,2 млрд.). На 2014-й объем импорта прогнозируется в сумме 7,255 млрд. долларов. В прошлом году, по словам М. Кадыркулова, завершено формирование целей среднесрочной стратегии ГТС:  улучшение таможенного администрирования, взаимодействие с другими органами, инфраструктурные и кадровые изменения.

По прогнозным показателям,  объем поступления таможенных платежей в  доходную часть госказны на 2013 г.  для ГТС установлен в  размере 36 млрд. 820 млн. сомов. Фактически за январь-декабрь 2013 г.  ведомство выполнило и даже чуть перевыполнило план, обеспечив поступление в бюджет 36 млрд. 968 млн. сомов (100,4% к прогнозным показателям). Бюджет получил на 148 миллионов сомов больше запланированного. А если сравнить итоги-2013 с итогами-2012, темп роста почти 123 % (прирост на 6,9 млрд. сомов).Для сравнения: в 2008 г. таможенные поступления в казну составили 18,7 млрд. сомов, 2009-м  — 14,2, 2010-м — 15,9,  2011-м — 23,7, 2012-м — 30,1, в 2013-м — 37 млрд. сомов. В 2014 г.  в соответствии с Законом КР «О республиканском бюджете на 2014 год и прогнозе на 2015-2016 годы» прогнозная цифра таможенных платежей составляет 42,1 млрд. сомов — на 5,144 млрд.  больше, чем в 2013-м (с темпом роста 114%).

На январь-февраль  текущего года правительство  установило для таможни объем прогнозных поступлений в доходную часть республиканского бюджета в размере 4,722 млрд. сомов. Но вот фактически ГТС обеспечила поступление таможенных платежей в республиканский бюджет в объеме 4,3 млрд. (90,2% к прогнозу, или на 463 млн. меньше намеченного). Для сравнения: по сравнению с январем-февралем 2013 г. отмечен рост поступлений на 109 млн. сомов (темп роста — 102,6%). Как подчеркнул М. Кадыркулов, «в I квартале всегда идет некоторый спад  в торговых операциях многих стран, поэтому мы его прогнозируем заранее. Да и жизнь вносит свои коррективы — из России и Казахстана в связи с суровой зимой и снегопадами импорт автотранспорта в то время приостановился. Но сейчас его объемы восстанавливаются. На 2014 год объем импорта прогнозируется в сумме 7,255 млрд. долларов».

Как сообщили в ГТС,  ныне там введен  современный метод  подбора кадров.  В закон о ГТС внесено изменение в части формирования кадрового состава:  кандидаты проходят  длительную проверку во внешнем  кадровом резерве. К примеру, в декабре 2012 — январе 2013 года поступило свыше 700 заявлений о зачислении во внешний резерв кадров Таможенной службы. Кандидаты проходят месячные курсы, затем тестирование и собеседование. В результате число претендентов сократилось, отобрали всего 196 кандидатов.  Выявляются недобросовестные сотрудники и по итогам аттестаций. Так, весной  прошлого года через это «сито» прошли 645 сотрудников,  в результате оказалось, что соответствуют занимаемой должности 577, соответствуют с замечаниями и потому через полгода будут повторно аттестованы 67, а 1 человек не соответствовал  занимаемой должности и был уволен. Сейчас, на третьем этапе формирования внешнего резерва кадров, подали заявления  свыше 900 человек. Готовить кадры для ГТС помогает Россия в рамках соглашения о сотрудничестве  таможенных служб  двух стран, подписанного в 2011 году. В Российской таможенной академии сегодня обучаются 89 студентов из Кыргызстана, в  ГТС КР работают 29 выпускников этого вуза, а всего с 1996-го по 2013 год россияне обучили 117 специалистов для  Кыргызстана. Сейчас  там готовят для нас специалистов по таможенному делу, экономике и юриспруденции.

В сфере международного сотрудничества также идет рост потенциала. Только в прошлом году подписано два протокола между ГТС Кыргызстана и России, одно соглашение с китайской корпорацией CCIC, протокол между таможенными и пограничными ведомствами Кыргызстана и Казахстана,  готова схема взаимодействия ГТС с ОАО «Международный аэропорт «Манас», в частности, там установлен радиационный портальный монитор. Аналогичное оборудование установлено  также на погранпункте «Кайрагач» и в Центре профессиональной и кинологической подготовки (ЦПиКП).

Для бизнесменов важно узнать, что   ГТС усиливает весогабаритный контроль. Известно, что одним из способов, используемых правонарушителями при незаконном ввозе товаров, является недостоверное заявление о весе возимых товаров. Это явная схема коррупции. Чтобы снизить риск, таможенники считают одной из приоритетных задач проведение весового контроля товаров  для определения соответствия с заявленным весом в сопровождающих груз документах. За прошлый год по этим фактам возбуждено 3 уголовных дела и составлены протоколы по 591 административному правонарушению. Для  усиления этого вектора работы  таможни в феврале 2014 года на базе ЦПиКП ГТС обучены 14 сотрудников международного погранично-таможенного  пункта «Торугарт» и 6 сотрудников пункта «Иркештам» для ужесточения весогабаритного контроля в погранпунктах. Платежи за процедуры такого контроля и сборов за загрязнение окружающей среды принимает «Айыл банк».

Заместитель председателя ГТС Женишбек Исаков, курирующий правоохранительный блок, рассказал о нарушениях, выявленных за год в сфере таможенного дела, — по 2 938 административным нарушениям взысканы штрафы  и стоимость товаров на общую сумму свыше 9,5 млн. сомов, доначислено и уплачено таможенных платежей на более чем 137,6 млн. сомов. Следственными  органами ГТС возбуждено 145 уголовных дел, из которых 90 по статье 204 УК КР «экономическая контрабанда».  В бюджет перечислено  по уголовным делам  свыше 39 млн. сомов ущерба.

Чтобы сократить количество нарушений всякого рода, ГТС разрабатывает  планы совместных мероприятий по пресечению таможенных нарушений с Госслужбой по борьбе с экономическими преступлениями, Антикоррупционной службой, Погранслужбой, МВД. Все участники процесса обязаны обмениваться оперативной информацией, а при необходимости совместно проводить операции. В 2013 г. по результатам совместных действий МВД возбудило 19 уголовных дел, ГСБЭП — 7, ГКНБ — 2, Транспортная прокуратура — 7.

Вносит свою лепту ГТС  и в борьбу с наркотиками. Вместе с антинаркотическими подразделениями правоохранительных органов таможенники изъяли более 45 кг наркотиков, в том числе почти 15 кг героина и 30 кг опия, а также 150 л серной кислоты. Благодаря оперативно-разыскным мероприятиям на территории Баткенского района обнаружено и уничтожено 15 га дикорастущей конопли (около 2 т). Также сотрудники ГТС вместе с  работниками Госслужбы по контролю наркотиков, ГКНБ, МВД КР, правоохранителями России и Казахстана успешно провели 8 антинаркотических операций, в результате которых изъято из оборота свыше 75 кг героина, около 40 кг гашиша.

Что касается непременного аспекта работы любого ведомства — борьбы с коррупцией, в 2013 г.  управление собственной безопасности ГТС создало отдел противодействия коррупции, и уже есть конкретные результаты. По словам  начальника этого управления Усенбека Омуракунова, одним из них является резкое увеличение поступлений в бюджет, что наглядно демонстрирует успехи. В ведомстве имеется база данных по сотрудникам, совершившим нарушения и привлекаемым к уголовной ответственности. «По отрицательным мотивам», как мягко выразился У. Омуракунов, уволены 14 сотрудников таможни. Но, поскольку в таможенной службе порядки жесткие, многие  таможенники, знающие за собой «грешки», сами пишут заявления на увольнение.

Подхватив эту тему, М. Кадыркулов сообщил, что  «ГТС является зеркальным отражением общества. Что касается коррупционных рисков, давайте определимся,  в чем они. Соблазн появляется, когда участник внешнеэкономической деятельности занижает стоимость товаров, вес грузов в документах, неправильно декларирует груз. Для сокращения этих рисков мы ввели единую автоматизированную систему: когда электронная декларация попадает в базу данных, человек не сможет их изменить — и это хорошая предупредительная мера. Но здесь нужна активная поддержка гражданского  общества. С прошлого года на таможенных декларациях печатается телефон доверия ГТС. Звонков, к сожалению, мало — этот сектор  слаб пока. Но мы работаем на упреждение. Кроме того, у нас идет обновление кадров, более 400 сотрудников — новички, подобранные по современным критериям».

По словам М. Кадыркулова, «в рамках борьбы с коррупцией в ГТС принимают адекватные меры: отслеживаются возможные риски коррупционных проявлений, в первую очередь там, где идет общение сотрудника таможни с субъектом внешнеэкономической деятельности. Сегодня мы можем проконтролировать грузы каждой машины — с Торугарта, Иркештама, Актилека. Я, сидя в кабинете, могу по базе данных посмотреть номер машины, характер и вес груза, путь следования. Кроме того, мы работаем в части декларирования товаров — при встрече брокера с сотрудником таможни — и можем сказать с гордостью: в нашем ведомстве нет системной коррупции. А на местах она случается,  и мы с нею успешно боремся! Для этого в пунктах пропуска и оформления установлены камеры видеонаблюдения. Видеозаписи с камер хранятся год. Мы стараемся бороться с коррупцией превентивными методами — в ГТС есть общественная и  онлайн-приемные, в пунктах пропуска вводим электронное оформление и соответствующие  очереди. А в соцсетях планируем  провести анонимное анкетирование участников таможенных процессов. Короче, работы  непочатый край».

Как сообщили в ГТС, «в рамках антикоррупционной стратегии вводится электронная система управления рисками. Определено около 3 800 рисков, среди которых занижение веса, таможенной стоимости, декларирование товаров, не совпадающее с их наличием, неправильные  коды, риски по товарам, освобожденным от НДС, к примеру, это животные, школьные принадлежности и т.д. Другим аспектом  борьбы является строгое регламентирование действий таможенного инспектора:  на запрос документа в базе данных — 3 минуты, на проверку — 1 минута, прощание — полминуты. За 4,5 минуты процедура с каждым гражданином  завершится. И тут уже не будет времени «договариваться».Также на стадии завершения находится  серьезная разработка, подготовленная  отделом  противодействия коррупции, мы намерены презентовать ее в Совете обороны КР  на днях».

Елена МЕШКОВА





Добавить комментарий