«Диплом под ключ» не желаете? Кыргызская система образования как «дорогая находка» для коррупционеров
Коррупция в образовании на первый взгляд видна меньше, чем в других сферах, но в конечном итоге обходится обществу дороже всех видов коррупционных проявлений, потому что она не только напрямую влияет на воспитание молодежи, ее профессиональную подготовку, да и идеологию гражданина, но и снижает интеллектуальный потенциал нации в ближайшем и отдаленном будущем. Эркайым Мамбеталиева, кандидат политических наук, консультант проекта ВБ «Наращивание экономического потенциала государственных органов» и, в частности, его компонента «Антикоррупционная политика», рассказывает о создании системы обуздания коррупции в госорганах республики и конкретно — об отсечении щупалец коррупции в сфере образования. Срок для этой нелегкой работы определили в 17 месяцев (февраль 2013-го — июнь 2014-го).
Коррупция как проблема № 1
— Что удалось сделать за первый год?
— Без сомнения, коррупцию можно считать проблемой номер один в стране. Не решив ее, нельзя ждать результатов ни в экономике, ни в социальном развитии. В августе 2012 года в правительстве в целях реализации антикоррупционной стратегии приняли план мероприятий по противодействию коррупции на 2012-2014 годы. Однако перед всеми госорганами, не имевшими ранее такого опыта, тут же встал вопрос: а как строить антикоррупционную политику, как выполнять мероприятия, с чего начинать?
Правительство назначило рабочим органом по мониторингу и оценке коррупционных мер Минэкономики, где подготовили совместно с консультантами проекта рекомендации для министерств и ведомств по внедрению антикоррупционного механизма: как разрабатывать программы и на какие ключевые моменты обращать внимание. Одновременно сделали и схему мониторинга и оценки результативности мер. В министерствах и ведомствах были назначены ответственные лица за осуществление антикоррупционной политики, а консультанты проекта на семинарах обучали их основам антикоррупционной борьбы. В отдельных госорганах серьезно подошли к вопросу — там созданы отделы, ответственные за такую работу. Правда, случился и ряд казусов: некоторые структуры возложили эти обязанности на юридические отделы, а там посчитали, что у них и без того дел много, в других — не могут определить ответственное лицо, в третьих — сотрудники, обучавшиеся на семинарах, уволились или перешли на иные должности, так случалось не раз, и мы все время вынуждены обучать новых лиц. На мой взгляд, это показывает недостаточность политической воли некоторых глав госорганов, говорит об отсутствии преемственности, институциональной памяти, системности в этой политике, да и, по большому счету, о неэффективности ее реализации в самих госструктурах.
.По данным Бишкекского офиса «Транспаренси Интернешнл» (неправительственной международной организации по борьбе с коррупцией и исследованию ее уровня по всему миру), объем неформальных платежей за 2013 год в школах Бишкека в среднем составлял 7 820 сомов за один учебный год на одного ученика. В Токмоке — 2 370 сомов, в Джалал-Абаде — 1 881, Нарыне — 1 189, Оше — 1 055, Таласе — 900, Баткене — 1 633. В селах Чуйской области — 1 046 сомов, в Прииссыккулье — 610, в баткенских селах — 551, ошских — 359, джалал-абадских — 291 , нарынских — 285, таласских — 167 сомов.
— Каковы направления проекта «Антикоррупционная политика»?
— Мы работаем по пяти векторам. Во-первых, это механизмы разработки и внедрения институциональных основ предотвращения коррупции в Кыргызстане и их связь с Нацстратегией устойчивого развития до 2017 года (НСУР), в которой есть большой раздел «Антикоррупционная политика». На сегодня в этой теме отсутствует система координации. Хотя вопросом занимается Антикоррупционная служба (АКС) ГКНБ, это правоохранительный орган, он не может отслеживать, как обстоят дела с предупреждением коррупции в стране. В Минэкономики создан отдел политики противодействия коррупции, который делает мониторинг и оценку этих мер, но там всего четыре сотрудника. Международный опыт показывает, что целесообразно иметь независимую структуру, которая занималась бы и мониторингом, и оценкой, и отслеживанием эффективности реализации политики. Сейчас ведение контроля и координацию антикоррупционной политики возложили на Совет обороны. Среди его достижений выявление коррупционных схем в Госкомгеологии, Агропродкорпорации, энергетике, здравоохранении, образовании. Но эта работа продлится до конца 2014 года, а что дальше? В НСУР есть пункт о создании органа по предупреждению коррупции. К большому сожалению, даже отдельные высокопоставленные чиновники и депутаты не понимают разницы между борьбой с коррупцией и превентивными (предупреждающими) мерами, отрицают необходимость отдельной структуры, кивая на наличие АКС. В мире доказано, что превентивная работа, профилактика важнее, чем потом организация напряженной борьбы. Это как с болезнями — легче предупредить их, чем потом годами лечиться. Второе направление — оценка эффективности антикоррупционных мер. Необходимо определить четкие критерии этой оценки, верифицировать (проверить истинность) мер, принятых в госоргане. Все госорганы направляют отчеты в Минэкономики, иногда по 100 страниц, но при анализе часто очевидно, что это формальность, отписки, и эффекта от борьбы с коррупцией нет. Третье — система оценки и предупреждения коррупционных рисков, шкала их измерения, разработка инструментария для этой работы. Четвертое — разработка и внедрение мер ответственности должностных лиц за принятие неправомерных решений, в результате которых наносится ущерб гражданам и экономике. К примеру, приходит новый начальник со своей командой, увольняет прежних сотрудников, те подают на него в суд за неправомерное увольнение, суд их восстанавливает с выплатой компенсации из бюджета госоргана, а за это время получали зарплату и новые сотрудники, в результате казне государства наносится немалый ущерб. Пятое направление борьбы — разработка антикоррупционных мер по снижению издержек граждан и организаций при оформлении прав на движимое и недвижимое имущество, упрощение системы учета и регистрации правоустанавливающих актов и документов государственного образца. Консультант в этой сфере анализирует нормы, определяет регуляторные барьеры и предлагает пути упрощения в процессе выдачи справок. Согласитесь: когда много справок — много и коррупционных барьеров.
В 2013 г. мы разработали систему мер по предупреждению коррупции в госорганах. Наши консультанты в составе экспертных групп Совета обороны участвовали в выявлении коррупционных схем в системе образования и здравоохранения.
В 2013 г., по данным правоохранительных органов КР, возбуждено 120 уголовных дел в системе образования, в основном по статьям «злоупотребление должностным положением», «присвоение/растрата вверенного имущества», «вымогательство/дача взятки», «подделка документов», «халатность и служебный подлог».
Система образования как «находка» для коррупционеров
— О коррупции в здравоохранении Кыргызстана «СК» писала в январе 2014-го. Расскажите теперь о конкретных результатах в отечественном образовании.
— К сожалению, системная коррупция пронизывает всю нашу систему образования — дошкольный, школьный, профессиональный, вузовский и послевузовский (магистратура, аспирантура, докторантура) уровни. Действует множество коррупционных схем. Многие из нас, говоря о коррупции в системах здравоохранения или образования, имеют в виду бытовую коррупцию, отношения между врачом и пациентом, педагогом и учеником. На самом деле проблема глубже. Все коррупционные риски мы объединили в несколько групп. Первая относится к возникающим в лицензионно-разрешительной системе. Дело в том, что детсады, частные школы, вузы, центры детского творчества, должны получить разрешение, чтобы начать работу. И уже на этом этапе коррупция расцветает махровым цветом. Для получения лицензии претенденты должны соответствовать ряду требований — по наличию помещения, кадров, санитарным нормам, пожарной безопасности и т.д. Следующие коррупционные лазейки — при продлении лицензии и при проведении аттестации данной организации контролирующими ее органами. Это целая пирамида коррупционных рисков.
Второй блок рисков относится к финансово-хозяйственной деятельности — от распределения бюджетных средств (включая госзакупки) до двойной бухгалтерии, нецелевого использования денег, списания маттехценностей и спецсредств. В эту систему рисков включены и Минобразования, и Минфин, и Счетная палата, и правоохранительные органы, и органы МСУ, и пожарная, и санэпидемслужба.
Третий блок — проведение тендеров, госзакупки, которые относятся к одной из самых коррумпированных схем. Мы проанализировали, как идет подготовка к тендеру, каковы требования, сроки заявок, как проходят переговоры, — везде огромные риски. К примеру, в тендерах на поставку продуктов питания, разработку и издание учебников, консалтинговые услуги, разработку стандартов на строительство объектов легкой конструкции, за ремонт, закупку книг для библиотек, оргтехники, канцтоваров -неисчерпаемый источник коррупции.
Следующий блок — риски в кадровой политике. Начиная от приема на работу, назначений, незаконных увольнений, схем при награждении и премировании, необоснованного открытия рабочих мест («важных должностей»), процедур назначения руководителей в системе образования и здравоохранения. К примеру, в Кыргызстане сложилась порочная практика: новый аким района меняет директоров школ и райбольницы, те в свою очередь берут «своих» людей в команду, увольняя предшественников. Схема «мертвых душ», по данным правоохранительных органов, тоже существует у нас.
Пятый блок — т. н. деловые процессы в образовании. Сюда относится стоимость приема в детские сады, школы (особенно в Бишкеке и особенно в престижные, специализированные). Создаются такие барьеры, как комиссии, вступительные взносы.
Вставка 1.По данным Бишкекского офиса «Транспаренси Интернешнл» (неправительственной международной организации по борьбе с коррупцией и исследованию ее уровня по всему миру), объем неформальных платежей за 2013 год в школах Бишкека в среднем составлял 7 820 сомов за один учебный год на одного ученика. В Токмоке — 2 370 сомов, в Джалал-Абаде — 1 881, Нарыне — 1189, Оше — 1055, Таласе — 900, Баткене — 1 633. В селах Чуйской области — 1 046 сомов, в Прииссыкулье — 610, в баткенских селах — 551, ошских — 359, джалалабадских — 291 , нарынских — 285, таласских — 167 сомов.
Продолжает оставаться острой и проблема поступления в вузы. Казалось бы, есть ОРТ и эта головная боль снимается: набравшие высокие баллы становятся студентами. Но есть те, кто недобрал баллы, что им делать? В вузах создаются искусственные барьеры. Например, абитуриент имеет достаточно баллов для поступления в конкретный вуз. В приемной комиссии (и это реальные примеры!) ему говорят: «Ваших баллов не хватит, нам подали документы ребята с более высокими набранными баллами, возможно, вы не поступите. Но я могу попридержать вакансию». Естественно, речь идет о выплате конкретных сумм (от 300 долларов и выше) за получение нужной информации. Когда мы обсуждали эти моменты в Минобразования, я предложила сделать открытой процедуру требуемого для поступления количества баллов: установить электронные табло с информацией о проходном балле. И тогда абитуриент не будет взаимодействовать с членами приемной комиссии — ему нужно только сдать свой результат ОРТ на желаемый факультет.
Особой темой являются «добровольные взносы» родителей в детских садах и школах. В бюджетных детсадах сумма — от 4 тысяч сомов при поступлении, в элитных же школах — до 1 500 долларов. Отдельная градация — переводы из школы в школу, из вуза в вуз, с одной специальности на другую. Бишкекский филиал «Транспаренси Интернешнл» (неправительственной международной организации по борьбе с коррупцией и исследованию ее уровня по всему миру) исследовал коррупцию в системе среднего образования в Кыргызстане. Результаты таковы: объем неформальных платежей за 2013 год в Бишкеке в среднем составляет 7 820 сомов за один учебный год на одного ученика, причем без индивидуальных занятий. В Чуйской области эта сумма составляет 2 370 сомов, в Джалал-Абаде — 1 881, Нарыне — 1 189, Оше — 1055, Таласе — 900, Баткене -1 633. В селах Чуйской области — 1 046 сомов, в селах Прииссыкулья — 610, в баткенских селах — 551,ошских — 359, джалалабадских — 291 , нарынских -285 , таласских селах — 167 сомов.
— Насколько сложно/просто получить липовый диплом?
— При изучении коррупционных схем в образовании мы отдельно изучали схему изготовления поддельных документов (аттестатов, дипломов). По сведениям правоохранительных структур, существует две схемы и, соответственно, две суммы. Первая — заказчику выдают диплом со всеми атрибутами. Но если захочешь обнаружить присутствие такого студента в журналах, по зачеткам, не найдешь. За этот «упрощенный» вариант цена — в пределах 3 тысяч долларов. Второй же — когда при выдаче липового диплома вносятся все требуемые записи в промежуточные архивы. Тут уже цена гораздо выше (от 5 тысяч «зеленых»!), поскольку в коррупционной цепочке задействовано больше людей. Правоохранители сообщают, что в схемах участвуют директора и завучи школ, работники деканатов и канцелярий вузов, архивов.
Изучали мы и такие риски в образовании, как «покровительство» и даже «крышевание» в ходе учебы, сдачи экзаменов, защиты дипломов. Часто родители жалуются, что в школах требуют оплачивать дополнительные консультации.
Есть даже такое понятие «диплом под ключ»! Студент по ряду причин вообще не появляется на занятиях, а потом получает диплом. По данным правоохранителей и АКС выявлено, что некоторые, получившие такие документы, даже отсутствовали в стране в период учебы. Но это, конечно, недешево, и завязаны в этом сами вузы. Опять же в вузах небесплатны, оказывается, командировки, распределение учебной нагрузки. «Умно» и «хитро» сделали в некоторых вузах: с преподавателем заключается контракт на один учебный год. В конце июня у него заканчивается контракт и он не уверен, возьмут ли его на следующий год. Так продолжается почти до сентября, и это тоже схема, пусть и не обязательно денежных потоков, а чаще устранения неугодных: если этот человек устраивает вуз, с ним вновь возобновят контракт, если же он принципиален, не ставит «зачет» даже детям институтского начальства — распрощаются.
— А как насчет учебы в магистратуре, аспирантуре и что расскажете про защиту диссертаций в свете выявления коррупционных схем?
— Есть большие проблемы в стране и с послевузовским образованием (магистратурой, аспирантурой, докторантурой). В прошлом году, по данным правоохранителей, возбуждено 120 уголовных дел в системе образования, в основном по статьям «злоупотребление должностным положением», «присвоение/растрата вверенного имущества», «вымогательство/дача взятки», «подделка документов», «халатность и служебный подлог». Что касается послевузовского образования, получения научных степеней, на сегодня в обществе это одна из острых тем, потому что защита кандидатской и докторской диссертаций, получение званий «доктор наук», «доцент», «профессор», даже сами процедуры обсуждения диссертаций небесплатны. Как свидетельствуют сами аспиранты, особенно этим грешат экономисты и юристы. Завкафедрой требует лишь для участия в кафедральном обсуждении 300 долларов. Научные руководители требуют от своих подопечных, по разным данным, от 1 до 5 тысяч долларов. (Из личных источников мне стало известно, что в Бишкеке средняя «цена» у руководителей по экономическим специальностям — около 3 тысяч долларов, а вот в Оше берут (в смысле дерут!) гораздо меньше, и поэтому многие стремятся защититься именно в южной столице. — Прим. Е. М.)
Вставка 2.В 2013 г., по данным правоохранительных органов КР, возбуждено 120 уголовных дел в системе образования, в основном по статьям «злоупотребление должностным положением», «присвоение/растрата вверенного имущества», «вымогательство/дача взятки», «подделка документов», «халатность и служебный подлог».
Не секрет, что диссертации зачастую просто покупают. Иногда это связано с известными, политически значимыми личностями, которые могут воспользоваться и властными полномочиями, и экономическими возможностями. Это плачевно, поскольку дискредитирует получение научных степеней и науку в целом. Также непрозрачна и очередь на защиту — некоторые годами не могут защититься, а кто-то быстро проскакивает, возможно, это зависит от сумм, полученных руководителем, или покровительства известных лиц.
Заканчивая, хочу сказать, что коррупция, как в системе образования, так и в других сферах, мимикрирует, принимает различные формы. Если в 90-е годы понятие «крышевание» относилось только к теневой экономике, уголовной среде, то сейчас оно распространилось везде — как покровительство особых лиц. Коррупция может приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам: к примеру, приняли новый закон, создав барьер для коррупции, а через короткое время появляется новая схема, обходящая этот барьер. Поясню: много коррупции в лицензионно-разрешительной сфере. С сентября 2014 г. вводится независимая аккредитация, но тут же возникает вопрос, а насколько этот новый порядок будет лишен коррупционных рисков? Нужно принимать меры, чтобы субъекты аккредитации не подвергались коррупционному давлению. Также, как пример, можно привести и переход к парламентской форме правления страной. Выборы в местные органы власти являются зеркальным отражением того, что происходит в столице. У нас появляются партийные организации на местах, партийные села, партийные регионы — появилась новая форма политической коррупции.
И главное, что хочется подчеркнуть, — нельзя быть толерантными (терпимыми) к проявлениям коррупции во всех сферах. В конце концов борьба с нею — дело каждого из нас.
Беседовала Елена МЕШКОВА.
Фото автора.
Related News
Версия премьера
За два года бюджет страны увеличился вдвое. Об этом заявил председатель Кабинета министров Акылбек ЖапаровRead More
Зачётная десоветизация страны
В минувший понедельник мы отметили, на мой взгляд, скорбную дату. Двадцать пятого декабря 1991 годаRead More