Main Menu

Золото Кыргызстана — парадокс изобилия

По словам министра экономики Т. Сариева, «общие запасы месторождений золота в стране составляют 2 тысячи 149 тонн. По его добыче Кыргызстан занимает 3-е место среди стран СНГ и 22-е место в мире, и в последние несколько лет она устойчиво сохраняется на уровне 18-22 тонн в год». Основная часть золота добывается на высокогорном руднике «Кумтор». По его запасам месторождение занимает третье место в СНГ и седьмое — в мире. Парадокс, но в стране, изобилующей золотом, каждый третий человек живет за чертой бедности, а на дорогах выстраиваются толпы сельских «протестантов», требующих участия золотодобывающих компаний в поддержке фермерских хозяйств, в социальном развитии своего села, района, области. 

Экскурс в недалекую историю

Золото — один из самых завораживающих сознание человека металлов. Судя по следам разработок древних старателей, добывали его на территории страны испокон веков, вплоть до Октябрьской революции семнадцатого года. Велась она и в годы советский власти. Но об этом было не принято говорить. Даже в энциклопедическом однотомнике «Кыргызская Советская Социалистическая Республика» (1985 г.) о разведанных месторождениях никакой информации. Табу. «Золото любит тишину». Тем не менее «на слуху» оставались слова «Джеруй», «Макмал», «Кумтор», «Сарыджаз», «Куру-Тегерек», названия других месторождений. Они и сегодня звучат. Но вместе с названиями чужеземных компаний, коррупцией, воровством.

К сожалению, в средствах массовой информации не вспоминают имена преданных поиску золота геологов — первооткрывателей многочисленных месторождений. «Одних уж нет, а те — далече».

 

«Партия сказала — комсомол ответил: есть»

 

Если коснуться актов госуправления развитием золотодобычи в последние годы «горбачевской перестройки» то в первую очередь следует назвать постановление Совета Министров СССР «О мерах по ускорению строительства предприятий цветной металлургии в Киргизской ССР на 1985-1990 годы». Цифры символические, согласитесь. Годы последних лет партийно-советской власти, предвестники рукотворного развала СССР.

В вводной части документа отмечается: «в Киргизской ССР осуществлены некоторые мероприятия по развитию предприятий цветной металлургии, несколько улучшены жилищные и культурно-бытовые условия работников этих предприятий. Вместе с тем разведанные запасы драгоценных и дефицитных цветных металлов вовлекаются в эксплуатацию крайне медленно. Не выполняются задания по строительству Киргизского золоторудного и Сарыджазского горнообогатительных комбинатов, Ташкумырского завода полупроводниковых материалов и ряда других обьектов. Министерство строительства, Министерство цветной металлургии СССР и Совет Министров Киргизской ССР не приняли необходимых мер к созданию и наращиванию мощностей подрядных организаций, осуществляющих строительство предприятий цветной металлургии, а также к созданию благоприятных жилищных и культурно-бытовых условий для работников, занятых на строительстве и эксплуатации указанных предприятий, что привело к серьезным затруднениям в их работе».

«Привлекает внимание забота об удовлетворении социальных интересов работников, занятых в строительстве и эксплуатации предприятий . Хотя уже была разработана идея экономического районирования и создания территориально-производственных комплексов, обеспечивающих как промышленное, так и развитие социальной инфраструктуры регионов, обеспечивающей социальные интересы населения. Например, развитие социальной инфраструктуры Восточно-Иссык-Кульского промышленного узла. Но этот парадокс вовсе и не парадокс золотого изобилия. Скорее, пример из области госуправления, когда «левая рука не ведает, что творит правая».

В постановлении речь идет о комплексном использовании разведанных запасов драгоценных и цветных металлов. И это естественно. В недрах страны лежат «запасы олова — 412 тысяч 940 тонн, вольфрама — 189 тысяч 555 тонн, редкоземельных металлов — 548 тысяч 818 тонн, алюминия — 349 млн. тонн, угля — свыше 67 млрд.» (Т. Сариев)

Для федерального правительства ликвидация недостатка мощностей подрядных организаций союзных министерств — не проблема. Им установлены конкретные задания, предусмотрены деньги и техника для разработки месторождений, извлечения золота. Минстрою СССР на строительство Киргизского и Таласского золоторудных комбинатов, Сарыджазского горно-обогатительного комбината и Ташкумырского завода полупроводниковых материалов выделено 438 млн. руб. По данным Госбанка СССР в 1985 г. за доллар давали 0,75 руб., по данным ООН — 0,85 руб. Считайте.

Минцветмету для обеспечения комплексного развития золотодобывающей промышленности Киргизской ССР поручено создать в 1985 году золотодобывающее объединение «Кыргыззолото» для организации добычи драгоценного металла золота , а также функции заказчика по строительству золотодобывающих предприятий . «Разработка ТЭО строительства Иссык-Кульского золоторудного комбината на базе разведанных и подсчитанных запасов золота» также возлагалась на Минцветмет.

Не остались без работы и геологи. Мингеологии СССР — «завершить в 1986 году предварительную разведку месторождения Кумтор, в 1989 г. — его детальную разведку.

Совету Министров Киргизской ССР выделены деньги и техника на строительство дорог Джалал-Аабад — Казарман, Нововознесеновка — Иныльчек, Талас — Джеруй.

А вот одна из ответных реакций властей Киргизии на постановление Совмина СССР. В марте 1986 г. принято совместное постановление ЦК Компартии и Совета Министров Киргизской ССР «Об опережающем развитии сырьевой базы и повышении технического уровня цветной металлургии в 1986-1990 годах».

Постановляющая часть документа содержит исключительно глаголы повелительного наклонения: «принять к руководству…обеспечить внедрение …обеспечить ввод в действие… обеспечить выполнение строительно-монтажных работ…, обеспечить выполнение заданий… усилить поисковые геологоразведочные работы… выявить перспективу наращивания запасов золота в районах месторождений Джеруй, Кумтор, Талдыбулак Левобережный, Иштамберды». В этом ряду вполне уместно использование глагола контролировать «создание благоприятных жилищных и культурно-бытовых условий для работников, занятых на строительстве и эксплуатации указанных предприятий». Забыли?

Нельзя не привести пример «высшего пилотажа» партийно-хозяйственного руководства: «Управлению геологии Киргизской ССР в двухмесячный срок рассмотреть на коллегии эффективность геологоразведочных работ Чаткальской экспедиции, принять конкретные меры по активизации деятельности данного коллектива. Результат доложить ЦК Компартии Киргизии».

 

Деньги нужны, чтобы их тратить

 

Выделенные из союзного центра деньги позволили освоить месторождение Макмал и выдать на гора первое золото в 1986 г. Начать строительство инфраструктуры месторождения Джеруй, но «с распадом СССР в 1993 г. прекратили строительство Таласского золоторудного комбината, который должен был осуществлять разработку месторождения». Геологи «поднатужились» и в 1989 г. передали результаты детальной разведки месторождения Кумтор в Государственную комиссию по запасам полезных ископаемых при СМ СССР.

Какой вывод можно сделать из содержания этих документов? Союз пятнадцати советских республик был самодостаточным государством, способным без привлечения иностранных инвесторов помочь Киргизской ССР найти и освоить месторождения золота и других цветных и редкоземельных металлов.

 

Своя ноша не тянет

 

С распадом СССР ситуация в корне изменилась. Первый Президент независимого суверенного Кыргызстана, понимая тяжесть ответственности перед жаждущим благотворных перемен народом, принял ряд указов, направленных на организацию добычи золота. Они предусматривали возможность использования двух вариантов развития горнодобывающей отрасли. Первый — на основе эффективного использования производственного потенциала действующих горнодобывающих предприятий и самостоятельной разработки известных месторождений. Второй — возможность привлекать зарубежные инвестиции, создавать совместные предприятия для освоения золотоносных месторождений. Ответственность за результаты управления всей этой сложной деятельностью, за соблюдение национальных интересов страны в отношениях с иностранными инвесторами — претендентами на добычу золота Кыргызстана была возложена на специально созданный госконцерн «Кыргызалтын».

 

Дальнейшие события в сфере золотодобычи в период 1992- 2010 годов показали: «Политика в сфере горной добычи не отстаивала интересы государства и заключалась в целенаправленном выводе данной сферы из-под контроля государства». «Ни одно значимое месторождение полезных ископаемых, кроме проекта «Кумтор», за 20 лет в эксплуатацию введено не было». (Нац. стратегия устойчивого развития КР на 2013-2017 годы).

 

«Спеши медленно» (Козьма Прутков).

 

Но эта мудрость не для нас.

В стратегию золотодобычи главы государства вмешалось правительство, и возобладал вариант привлечения инвесторов.

4 декабря 1992 г. в Торонто (Канада) правительство РК и компания «Камеко корпорейшн» заключили Генеральное соглашение по Кумтору. Почему в Торонто, а не в Бишкеке?

Замечу, в ноябре 1992 г., до заключения соглашения, «Камеко» создала дочернюю фирму «Кумтор Маунтин Корпорейшн» «специально для разработки Кумтора». Уверенность канадцев вызывает, естественно, вопрос: а кто гарантировал канадским друзьям успех проекта?

14 декабря 1992 года правительство поручило концерну «Кыргызалтын» для «реализации Генерального соглашения (1) исполнять права и обязанности правительства, связанные с соглашением, (2) подготовить и передать корпорации «Камеко корпорейшн» геологические, метеорологические, географические и другие необходимые данные, а также образцы руд Кумторского месторождения для подготовки технико-экономического обоснования разработки месторождения».

10 мая 1993 г. между правительством РК и компанией «Камеко корпорейшн» заключен концессионный договор.

С момента сделки в Торонто до заключения договора в Бишкеке прошло пять месяцев. Сия поспешность и содержание соглашения, которое не сулило особых выгод стране, вызвали негодование и активный протест тогдашних парламентариев. Но это была буря в стакане воды. Победа осталась за партией власти. «Камеко» получила все, что хотела.

 

Лучше поздно, чем никогда

 

За двадцать лет договорные отношения правительства с «Камеко корпорейшен» перекраивались дважды. «В конце 2003 года между правительством Кыргызской Республики и Cameco Corporation было подписано Соглашение о реструктуризации проекта «Кумтор».

В 2009 г. заключили очередное соглашение. И каждое заключалось не в пользу интересов страны, что в результате не могло не привлечь внимание общественности к явным перекосам в финансовых результатах партнеров. Например, «по итогам 2013 года Centerra Gold Inc. получила чистую прибыль порядка 145 млн. долларов, а Кыргызстан — всего 11 млн. 400 тыс. долларов» (Ж. Сатыбалдиев).

В результате трудных переговоров правительства с компанией «Центерра» в декабре 2013 г. заключили СОГЛАШЕНИЕ ОБ УСЛОВИЯХ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ РУДНИКА «КУМТОР» между ПРАВИТЕЛЬСТВОМ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, ОАО «КЫРГЫЗАЛТЫН» и «ЦЕНТЕРРА ГОЛД ИНК.». Относительно его содержания мнения экспертов разошлись: одни поддерживают, другие отрицают. Но стоит прислушаться и к голосу третьей, незаинтересованной, стороны.

В процессе соглашения генеральный директор компании Y. Muszkat Law Offices Йорам МУШКАТ, зная историю отношений правительства с корпорацией «Камеко», пришел к выводу: «Кыргызстан и его народ не получают от проекта «Кумтор» положенных им материальных выгод. Если кыргызская сторона начнет руководить данным проектом, это поможет ускорить возвращение ранее упущенных выгод, выявить обман и коррупцию».

И советует: «Всю работу по проекту «Кумтор» считаю нужным поделить на две части: процесс создания совместного предприятия и проведение работы по взысканию долгов и упущенных выгод по отношению к компании «Камеко».

Соглашаясь с разумностью его предложения, все же следует обратить внимание на слова уважаемого эксперта: «возвращение ранее упущенных выгод, выявить обман и коррупцию».

Генеральная прокуратура выявила коррупционные правонарушения в действиях высокопоставленных госчиновников при заключении соглашений 2003-го и 2009 г.

Что касается действий канадского партнера, то в прокуратуре заявили о «недостатке материалов для просьбы к канадским коллегам завести уголовное дело в отношении канадцев, которые в 2003 году вели переговоры о «Кумторе». Признание «недостатка материалов» говорит не об отсутствии документов, а о том, что такие документы есть, но их недостаточно. И канадские коллеги могут оказать существенную помощь в поиске дополнительных свидетельств.

Ничто не мешает правительству Ж. Сатыбалдиева, обеспечивая защиту государственной собственности на недра, обратиться к канадскому правительству с просьбой дать оценку действиям представителей корпорации «Камеко «в процессе заключения соглашений о разработке золоторудного месторождения Кумтор».

В случае получения от канадского правительства негативной оценки действий «Камеко», имея доказательства коррупционных правонарушений наших госчиновников, правительство может обратиться в международный арбитраж с иском о признании недействительными ранее заключенных соглашений с «Камеко» и о разрыве договорных отношений с корпорацией.

 

Есть горных дел мастера и в нашем Отечестве

 

Разрыв отношений откроет «Кыргызалтыну» возможность самостоятельной разработки Кумтора. К такому варианту развития событий его специалисты готовы. Об этом говорит и долголетняя эксплуатация Макмальского золотодобывающего комбината. «За весь 26-летний период работы МЗДК было произведено свыше 35,5 тонны золота».

По заявлению авторов Стратегии развития страны на 2007-2010 годы, «за более чем столетнюю историю освоения недр сформированы профессиональные кадры».

В свое время 1993 г. «парламент предлагал законсервировать «Кумтор», а канадцам дать в концессию другие, меньшие месторождения. Освоив технологию и накопив опыт, за Кумтор можно было взяться и самим (Нарын Айып).

По информации «Кыргызалтына», рудник «Солтон-Сары» «был первым в истории суверенного Кыргызстана горным предприятием, построенным на собственные средства, заработанные на Макмальском комбинате».

 

Деньги счет любят

 

Соглашение-2013 содержит нормативно-методические положения, на основе которых «Кыргызалтын» может заключать договоры с иностранными инвесторами не в ущерб своим, а значит, и национальным интересам. Но в созданном СП «Талдыбулак Левобережный» он имеет 40% долевого участия, 60% принадлежат китайской компании. Такая же доля принадлежит ему и в СП «Джеруй».

В июле 2008 года между ОАО «Кыргызалтын» и кыргызской компанией ОсОО «Grexton Investment Group», учредителем которой является компания Grexton Capital ltd. (Белиз), заключено соглашение о создании совместного предприятия ОсОО «Алтын-Тор Голд». Свою долю в совместном предприятии руководство «Кыргызалтына» не называет. Коммерческая тайна?

Нашим парламентариям здесь есть о чем подумать, учитывая при этом информацию Наблюдательного совета по реализации Инициативы прозрачности добывающей отрасли (ИПДО) с его «перечнем добывающих компаний в количестве 46 предприятий, отчеты которых подлежат независимой сверке».

В стране множество месторождений золота ждут своего дня. Без привлечения инвесторов их не освоить . С этой целью можно использовать модель отношений, которая для разработки месторождения предусматривает создание совместного предприятия на принципе 50 на 50. Срок действия СП определяется возвратом инвестору вложенных в разработку месторождения средств и получением достойной прибыли. Получил, уходи. Дальнейшую разработку продолжит местная компания.

Рассматривая с этих позиций отношения с «Центеррой», продленные до 2026-го следует отметить: за 29 лет наши партнеры добудут не менее пятисот тонн золота, что позволит им вернуть деньги, вложенные в добычу. Прибыль компании? Как-то неприлично считать деньги в чужом кармане. Достаточно сказать, тройская унция весит 31,1 г. Цена ее давно перевалила за тысячу долларов.

Стремление канадской стороны продолжать добычу золота после 2026 г. подземным способом, ухитрившись возложить на себя обязанность продать «Кыргызалтыну» в качестве утешительного приза 17% свой доли в СП «по согласованной сторонами рыночной цене», вызывает, мягко говоря, неприятие и нежелание продолжать с компанией совместный бизнес. Желание «Центерры» остаться в Кыргызстане понятно. На кону еще 200 тонн золота, что лежат в недрах Кумтора. И это, очевидно, не предел.

 

Вместе — мы сильнее

 

Если коснуться перспектив горнорудной отрасли, то вступление КР в Таможенный союз и Единое экономическое пространство переориентирует часть горнорудного бизнеса, возродит былые планы совместного с участниками Союза комплексного недропользования. Но уже на новой, кластерной основе планирования роста экономики регионов страны и развития их социальной инфраструктуры. Позволит выйти из состояния «парадокса изобилия» и перейти к эффективному использованию месторождений золота, других цветных и редкоземельных металлов на благо кыргызстанцев. Живые «баррикады» на дорогах станут частью истории страны.

 Геннадий ЖАЛКУБАЕВ,

независимый аналитик.






Добавить комментарий