Main Menu

Разрыв между «верхами» и «низами»

Профессор из Франции Жак Сковрон (преподает в Национальной школе администрации) поделился своим видением реформы государственного управления в Кыргызстане. Он рассказал, как правильно ставить «диагноз» и цели, а также управлять изменениями, связав их с решением конкретных проблем в муниципалитете. 

Изменения (реформы), по словам стратега-практика, в корне противоречат самой сути  госуправления, для которого как раз-таки необходима стабильность. Но перемены неизбежны, особенно в развивающихся странах. Поэтому ими необходимо научиться управлять, чтобы они приносили пользу, а не вред стране и людям.

Но нельзя чем-то управлять, если нет стратегии дальнейшего развития (не важно — целой страны, организации или отдельного человека), если не видеть цели.

Жак Сковрон предупредил, что при нововведениях реформаторам от госслужбы придется пройти через ряд препон: шок, отказ населения воспринимать реформы, желание вернуться в прежние времена, «восстание» (как в переносном, так и в прямом смысле), депрессию, и уже только потом можно ожидать постепенного принятия и понимания гражданами прогрессивных перемен.

Нашим государственным и муниципальным управленцам гость советует сначала тщательно продиагностировать нынешнюю ситуацию, определив сильные и слабые стороны, угрозы, риски, потенциальные возможности, затем требуется поставить правильный «диагноз».

Целей должно быть немного, максимум три-четыре, включающих стратегические и операционные задачи, следует обязательно указать сроки исполнения. Затем реформаторам надо попытаться спрогнозировать возможные последствия изменений и, взвесив все «за» и «против», принять окончательное решение — вводить инновации или нет. В дальнейшем регулярно проводить мониторинг на соответствие поставленным целям (если надо, корректировать). В заключение нужно оценить достигнутые результаты, эффективность перемен. Таков, если представить схематично, алгоритм управления изменениями, предложенный французским профессором.

Правила, если их придерживаться, вроде бы простые, но в жизни, как мы часто наблюдаем, свои действия чиновникам приходится много раз корректировать, подправлять в угоду ситуации. Например, каким образом можно достичь планируемых правительством Кыргызстана 12% роста ВВП в текущем году, как оценить эффективность мер по децентрализации власти, деятельность органов местного самоуправления, а также эффективность госслужбы вообще, как удержать на госслужбе квалифицированные кадры?

В беседе выяснилось, что у Кыргызстана с Францией много общего — одни и те же проблемы в госуправлении. Частая смена чиновников, низкая мотивация для их успешной работы либо вообще ее отсутствие, недостаток финансирования на местах, недоверие людей к власти — вот лишь часть перечисленных проблем, характерных для таких разных стран, как Кыргызстан и Франция, к тому же находящихся в противоположных частях света — Европе и Азии.

И самая главная из них — огромный разрыв между «верхушкой» власти и «низами», между топ-менеджментом и управленцами среднего звена, не говоря уже о сельских муниципалитетах, в которых люди с их повседневными заботами вообще оторваны от центра, не знакомы ни с планами, ни с целями правительства, существуют, исходя из своих убеждений (если они вообще есть).

Подобная ситуация, по признанию лектора и кыргызстанских чиновников, характерна для обеих стран в любой структуре — будь то госорган либо частная организация.

— Во Франции существует проблема с эффективной работой администраций, а также мотивацией госслужащих. Так происходит потому, что на уровне государства цели и планы есть, а на территориальном и особенно на операционном уровнях, когда оказываются конкретные услуги населению, чиновники не знают, что им надо делать, не понимают, чего от них хотят «сверху». Менеджеры низшего звена не видят конечной цели своей работы, правительственная стратегия до них не донесена. Поэтому у них отсутствует мотивация хорошо работать. Растет недовольство и недоверие к власти со стороны населения. Во Франции госслужбу любят, а госслужащих — нет. Лет 9 назад в этой стране существовали и стратегия, и планирование. А сейчас Франция в кризисе, люди не знают, что с ними будет завтра.

В ситуации выживания стратегия дальнейшего развития моей страны для многих французов сегодня неясна, — с сожалением говорит профессор. — Очень жаль. А вот Кыргызстан находится в состоянии экономического роста. Вы молодое суверенное государство, вам всего двадцать лет, у вас все должно получиться. Для этого нужны диагностика всех звеньев госуправления, обучение госслужащих и личное наставничество менеджеров среднего звена, поскольку они являются «прослойкой» между “верхами” и “низами”, — подытожил Жак Сковрон.

 

СПРАВКА «СК». Поговорить с профессионалом из Франции стало возможно благодаря сотрудничеству Академии госуправления при Президенте Кыргызстана и Национальной школы администрации Франции в рамках программы HONOR, нацеленной на подготовку нового поколения эффективных государственных и муниципальных служащих. 

Партнерами в этом проекте выступают Технический университет Каталонии (Испания), Аграрный университет г. Нитра (Словакия), а также местные вузы — Кыргызский национальный университет имени Ж. Баласагына, Нарынский и Иссык-Кульский государственный университет имени К. Тыныстанова. 

Программа продлится до октября 2015 года.

Галина ЛУНЕВА.






Добавить комментарий