Main Menu

Хотим жить красиво? Так надо жить честно!

Тем более что жить честно выгоднее, считает моя собеседница —  председатель правления Палаты налоговых консультантов, известный в Кыргызстане и уникальный в регионе специалист по налогообложению Татьяна КИМ. И она знает, о чем говорит, поскольку в стране подведены предварительные итоги первой (до этого были две безуспешные попытки) процедуры легализации доходов и имущества. Амнистия капитала в Кыргызстане прошла достаточно успешно,  убеждена моя визави. И вполне возможно, что власти предоставят дополнительный срок тем, кто хотел, но не успел узаконить свои накопления и объекты недвижимости.

— Татьяна Михайловна, многие специалисты считают, что, отодвинув введение в Кыргызстане процедуры всеобщего декларирования, наш парламент тем самым нарушил логику процесса. Вот прошла легализация, а толку-то, если ЕНД (Единую налоговую декларацию) мы все будем сдавать только в 2016-м?

— Безусловно, логически эти два процесса тесно увязаны. И после легализации по итогам года граждане Кыргызстана должны были бы сдавать Единую налоговую декларацию и включить свое узаконенное имущество и доходы в этот документ. Но, к сожалению, наши депутаты решили иначе.

Однако в период проведения легализации, когда мы вели обучение, давали консультации, мы разъясняли людям, что в их же интересах сдать ЕНД после легализации. Просто для того, чтобы потом не «махать» повсюду (условно говоря) своими бланками легализованного имущества. Так процедура амнистии получила свое логическое завершение, не говоря уже о том, что именно такой путь соответствует требованиям налогового законодательства: ведь эти доходы официально появились в 2013-м, значит, они и должны попасть в отчет по доходам именно за этот год. Их отсутствие в ЕНД за отчетный период будет искажением налоговой отчетности. Сейчас, когда идет сдача ЕНД, во всех объявлениях и методических рекомендациях указывается на обязательность подачи ЕНД теми, кто прошел легализацию. В этом случае амнистия капитала обретает полный практический смысл.

— Ну и каковы же итоги проведенной в Кыргызстане легализации?

— Сразу отмечу, итоги пока предварительные (окончательные будут объявлены Минюстом), но зато очень хорошие. В течение октября-декабря 2013 года через процесс легализации прошли 7 106 человек. При этом 88 кыргызстанцев произвели декларационный платеж, т.е. узаконили достаточно крупное имущество.

И это очень хороший показатель, потому что специалисты прогнозировали куда более скромный итог. Вообще-то и бланков легализации было отпечатано всего 5 тысяч. Многие ожидали, что к нотариусам обратятся в лучшем случае 500-600 кыргызстанцев. Некоторые считали, что итог в 1000 декларантов будет уже неплохим показателем.

Но пришлось в срочном порядке дополнительно напечатать еще 3 тысячи бланков для легализации. Правда, к чести Минюста надо сказать, сделано это было весьма оперативно. Так что результаты амнистии превзошли самые смелые наши ожидания.

— Ну а если говорить о динамике?

— Надо заметить, что, хотя объявление об амнистии прозвучало еще в феврале 2013-го, люди «проснулись» только в конце сентября. Первые потоки налогоплательщиков в нотариальные конторы пошли в октябре-ноябре. Но основная масса декларантов решила узаконить свое имущество уже в декабре.

Причем картина, если смотреть по численности обратившихся, выглядит так. Осенью декларантов насчитывалось порядка 300. В декабре (числу к 20-му) их было уже 4 тысячи, а буквально за пять дней до окончания срока легализации в нотариальные конторы пришли оставшиеся 3 тысячи граждан.

Собственно, у такой динамики есть и своя логика. Кыргызстанцы какое-то время, узнав о легализации, обдумывали, просчитывали, обсуждали с ее близкими. Затем, похоже, решились и, бросив дела, занялись этим вопросом уже вплотную почти к исходу указанного срока.

Легализация — выгодно каждому 

Материал об этом читайте в ближайших номерах «СК».

Известно, что сроки амнистии капитала в Кыргызстане (завершенной 31 декабря 2013-го) были продлены до 1 июля 2014 года, поскольку многие граждане не успели ее пройти. Мы намерены еще раз разъяснить все нюансы этой важной экономической процедуры. Вы можете направить ваши вопросы на электронный адрес редакции или задать их, позвонив по телефону 62-20-41.

Но был и другой фактор. Только в сентябре нам удалось запустить телевизионные ролики, рассказывающие о процессе амнистии капитала. Оказалось, что многие, кто узнал из телевизионных сюжетов о легализации, ничего не слышали о ней до того. То есть ни печатные, ни интернет-СМИ так не сработали, как телевидение. И это объяснимо, ведь многие люди — визуалы. Кто-то не пользуется Интернетом, в том числе как источником новостей, а кто-то не читает газет.

Хотя до телерекламы у нас прошло в печатных изданиях несколько десятков статей и сообщений, ежемесячно не менее 15-20 различных публикаций выходило и в газетах, и в Сети. К примеру, в регионах нам пришлось специально прокатывать телевизионные ролики по областным каналам, поскольку многие там даже КТР не смотрят, только местное телевидение.

А сейчас люди звонят и в Палату, и в Минюст, и в Министерство экономики, спрашивают: будет ли продлена в стране амнистия капитала? Некоторые кыргызстанцы хотели бы, но не успели ее пройти.

— В Интернете, на форумах, иногда в личном общении звучало, что легализация только для богатых… Что показала реальность?

— А вы знаете, нет! В реальности как раз люди с крепким средним достатком и стали основными декларантами. В процессе легализации мы работали с нотариусами — разъясняли, информировали. Им тоже было сложно сразу понять процесс происходящего. Поначалу они говорили: «Да что за амнистия! Какие-то бабушки, дедушки приходят…». Они совершенно правильно приходят, поясняли мы, ведь у них небольшое, заработанное в процессе жизни имущество, накопления, которые есть у бюджетных работников, людей с внушительным трудовым стажем, пенсионеров, — вот они как раз и получают наибольшую выгоду и защиту закона при легализации. Государство дает им гарантию сохранности заработанного «багажа». Так что распространенное заблуждение, что амнистия выгодна и нужна была только богатым… Кстати, очень богатых людей (если судить по мировым меркам) в Кыргызстане практически нет.

Кстати, мы в Палате налоговых консультантов также провели порядка десяти специальных семинаров по легализации, на которые смогли попасть все желающие. И нам пришлось лично убедиться, что в Кыргызстане уже есть довольно крепкий средний класс. Причем если,  услышав об амнистии, они приходили к нам на семинары и намеревались принимать участие в легализации, как бы «на всякий случай», то, получив достаточно информации, становились убежденными ее сторонниками.

Вообще, проблема нашего среднестатистического гражданина как раз в том, что он не умеет вести личный финансовый учет, считать и правильно тратить свои доходы…

— Видимо, это во многом наследие советского прошлого?

— Согласна. Потому что у современной молодежи нередко наблюдаются зачатки грамотного финансового мышления. У людей советских времен это чувство как бы атрофировано. Оно и понятно, мы жили в социальной стране, где доходы каждого были уже просчитаны на общегосударственном уровне. К тому же оплата труда в то время никак не стимулировала людей. Все получали достаточно стандартную плату за определенный вид деятельности, вне зависимости от вклада.

Как раз процесс легализации, видимо, и привел к нотариусам тех, кто не потерял в процессе жизнедеятельности финансовое чутье. Эти люди сумели сберечь свой капитал, приобрести имущество, а многие — и приумножить его. Приятно, что таких людей в нашей стране не так  мало, как думалось вначале. Вообще, процесс легализации оставил нам, налоговым специалистам, хорошее впечатление о кыргызстанском обществе. Мы убедились, что определенная часть сограждан — это достаточно обеспеченные люди.

— Иные иностранцы, впервые попадающие в Кыргызстан, удивляются тому, что на наших улицах так много дорогих автомобилей…

— Да, это правда, я тоже с этим сталкивалась. Они не наблюдают у нас ужасающей нищеты, как в иных восточных странах. Хотя и очень бедные люди в стране тоже есть, к сожалению, но радует, что есть в Кыргызстане и средний класс. Думаю, для нас, как для государства, это хороший признак. Во всяком случае, более обнадеживающий, чем картина в некоторых соседних странах, где государство богатое, а  население бедное. У нас картина абсолютно противоположная.

— Татьяна Михайловна, тогда, исходя из ваших наблюдений, скажите, сможем ли мы прийти к 2016-му  морально готовыми к всеобщему декларированию? Не найдем ли повод вновь оттянуть его? 

— Я уверена, что большая часть кыргызстанцев морально, как вы говорите, готова к сдаче ЕНД. Я знаю это из общения со многими налогоплательщиками. Люди за то, чтобы отчитываться о своих доходах и расходах. И, кстати, чаще всего именно рядовые граждане поддерживают идею всеобщего декларирования. Но есть категория бизнесменов, которые еще сопротивляются.

К примеру, когда я общалась с предпринимателями «Дордоя», выяснилось, что порядка 50% уже сдают декларации о доходах. Но половина-то нет! Есть у нас и убежденные противники. Увы, чаще всего это представители бизнеса, и, как правило, мелкого.

Все хотят жить в цивилизованной, ухоженной, экономически развитой стране. Но если так, то и гражданин должен иметь перед государством определенные обязательства, быть честным перед своим сообществом в собственной экономической деятельности. Тем более что это выгодно, как показала та же легализация…

— Итак, вы сказали, что многие не успели пройти амнистию, есть ли вероятность для них еще пройти легализацию?

— Такой законопроект был подготовлен Министерством экономики еще в декабре 2013 года. Однако, к сожалению, сильно задержался в правительстве, он и сегодня еще не вышел из стен кабмина. Сейчас аналогичную законодательную инициативу выдвинул парламент. Кстати, мы получили информацию, что 4 марта прошло заседание комитета Жогорку Кенеша по фискальной и экономической политике. На нем, как раз учитывая, что правительство затянуло принятие новых форм деклараций, предоставляющих возможность указать результаты легализации, сроки как амнистии, так и соответственно представления ЕНД для физических лиц решили отодвинуть не до 1 мая даже, а до 1 июля 2014 года.

Так что, думаю, судьба этого законопроекта решится положительно. Есть большая вероятность, что будет еще около  четырех месяцев, чтобы амнистировать собственность и доходы всем, кто не успел это сделать.

 

Интервью взяла Чинара АСАНОВА.



(Next News) »



Добавить комментарий