Main Menu

НАРОДНАЯ МАРКА БАТКЕНА

С началом рыночной эпохи в Кыргызстане в умах многих баткенских представителей малого и среднего бизнеса стала созревать народная идея выхода на рынок с собственным доморощенным брендом. И эти замыслы стали постепенно обретать реальные очертания. 

1В 2011 году на отечественном рынке впервые появилась продукция под маркой «Дары Баткена». Сделано это было в немалой степени благодаря поддержке народной идеи программой ПРООН «Расширенная Европа: содействие торговле Центральной Азии, Южного Кавказа и западных стран СНГ», которая охватила 10 государств, а в Кыргызстане пилотным регионом выбрала Баткенскую область. Сегодня производственный альянс под эгидой бренда «Дары Баткена» объединяет 5 аграрных кооперативов и трех представителей частного предпринимательства.

ПРООН в формате названной программы провела активную работу по легализации торговой марки, и сейчас она включает в себя 20 видов продукции. Знаменитую, к примеру, баткенскую курагу выпускают 15 разновидностей, урюк производится в 20 различных упаковках, в пяти — абрикосовые ядра. Сюда же можно приплюсовать абрикосовый сок, популярный баткенский рис, фасоль, арахис, различные виды варенья и компотов. «Дары Баткена» сегодня можно встретить во многих торговых точках и больших супермаркетах всех регионов Кыргызстана, и своим натуральным качеством они успешно пробивают себе дорогу на прилавки российских и казахстанских магазинов.

 

ДОРОГА В РАЙ. АБРИКОСОВЫЙ

 

2А лежит она через Даринский айыл окмоту, где работает специализированный цех кооператива «Баткен жемиши», который занимается производством и переработкой фруктов. «Абрикосы всегда являлись нашей визитной карточкой», — рассказал нам его председатель, агроном-плодовод по образованию и немалому стажу работы в этой отрасли Абдипатты Матаев. — Здесь это главная культура, в советское время тут успешно работали большие плодопитомнические хозяйства, действовали винсовхоз и консервный цех. Это служило основным источником заработка моих земляков. Однако в период всем известных реформ пустили их с молотка, все до последнего болта продали.

Не лучше стало и в других местах региона, практически разрушилась ирригационная система, из-за нехватки поливной воды сады начали засыхать. Сейчас, к счастью, это мрачное время позади и знаменитый абрикосовый рай стал возрождаться. На месте погибших деревьев люди сажают другие, возвращаются под сады отданные когда-то под другие культуры площади. Все буйнее расцветают в области абрикосовые островки, что поставило перед плодоводами задачу создания специализированных цехов, поскольку возрастающий урожай попросту негде было перерабатывать, а земля тут сторицей дарит богатые урожаи абрикоса, яблок, сливы, винограда.

— Мы очень хотели заняться этим. Собственно свой кооператив мы и организовали в 2012 году, чтобы совместно производить и перерабатывать фрукты, — продолжил свой рассказ А.Матаев, — поначалу в него вошло 50 членов, сегодня уже он насчитывает 200 человек. Первым делом требовалось найти средства для закупки оборудования, донора нашли через программу ПРООН, правительство Люксембурга профинансировало закупку турецкой производственной линии, которая предназначена для мойки, сушки, сортировки и калибровки плодов. На это затрачено свыше 2 млн. 518 тысяч сомов, а уже за счет собственных взносов членов кооператива мы выстроили цех, провели в него электричество и воду, закупили упаковочный материал, заключили договор с производителями тары. Решили продавать нашу продукцию под маркой «Дары Баткена», уже зарекомендовавшей себя на рынке поставками продукции натурального качества. Установленная линия по производственной мощности может выпускать 5 тонн сухофруктов в смену, но пока мы трудимся по мере поступления заказов на наш продукт и в неделю перерабатываем его до двух тонн. Хотя наш цех вполне может работать круглый год, сырье у местного населения всегда есть, ведь курага без потери своих полезных качеств сохраняется до двух-трех лет. Кроме того, помощь ПРООН помогла создать несколько десятков новых рабочих мест, наши потенциальные поставщики сырья — фермеры — прошли тренинги по турецкой технологии выращивания и сушки абрикосов.

3Сейчас, по словам А.Матаева, основным вопросом является сбыт произведенного товара, пока она идет на внутренний рынок, но ее объемы увеличиваются, и его границы нужно расширять. Здесь есть проблемы, поскольку традиционно реэкспортом садоводческой продукции баткенского региона в Россию и Казахстан занимались предприниматели из соседнего Таджикистана, которые давно наладили прочные связи по поставке сухофруктов. Сегодня такое положение баткенских фермеров не устраивает, и они хотят выйти на зарубежные рынки с кыргызстанским брендом. Кооператоры «Баткен жемиши» уже приняли участие в ряде выставок в Москве и Алматы и планируют открыть там и в других регионах той же России собственные торговые представительства, чтобы активно представлять свои сухофрукты и привлечь потенциальных покупателей. Для этого уже разработали рекомендации по внедрению системы стандартизации и пищевой безопасности, где экспертную и техническую поддержку помогла обеспечить та же ПРООН. Теперь на каждой коробке с продукцией «Баткен жемиши» дается подробная информация для клиентов, в которой указывается адрес производителя, органическое и химическое содержание товара. Каждая партия кураги и компотных смесей, вышедшая из цеха кооператива, подвергается тщательному анализу, ведь она должна соответствовать заявленному народной маркой «Дары Баткена» высокому качеству. А это значительно расширит географию покупателей и стран, которые будут считать Баткенскую область подлинным абрикосовым раем.

 

ОРГАНИКА — ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

 

Практически рядом с цехом переработки «Баткен жемиши» функционирует специализированная технологическая линия по расколу косточек абрикоса и миндаля и упаковке ядер другого местного кооператива «Акчечек». Возглавляет его бывший педагог Муса Нишанов. В самом начале его кооператоры сделали ставку на семеноводство, выращивали семенные сорта картофеля. И затратили немало трудов, чтобы их органически качественный продукт стал востребован потребителями. Прежде всего пришлось добиваться того, чтобы сами фермеры и члены кооператива поняли выгоду производства продукции высокого качества, а для этого под началом председателя «Акчечека» проводили практические аграрные тренинги, готовили демонстрационные поля и добились того, что выращенный урожай раскупался еще до того, как его убирали с полей. Люди уже знали, что картошка из «Акчечека» только высокого качества.

4Казалось бы, что надо только развиваться в этом направлении дальше, но успешному расширению семеноводческого бизнеса мешало отсутствие вокруг необходимых земельных площадей. И тогда кооператоры занялись поиском других направлений предпринимательской деятельности, исходя из местных условий. Изучили тамошний рынок. И выяснили, что дешевые абрикосовые косточки по фактически бросовой цене перекупают соседи-таджики. А еще и то, что клиенты предпочитают приобретать знаменитый баткенский урюк в мелкой его упаковке. Предприниматели решили всерьез обратить внимание на эту информацию и наладили вручную выпуск нескольких наименований сухофруктов. Продукция быстро разошлась на внутреннем рынке, даже в столице ее стали спрашивать. Повысить объемы поставок для торговых центров республики помогла программа ПРООН, с ее поддержкой закуплена и введена в строй турецкая линия по расколу косточек, жарке и упаковке ядер абрикоса и миндаля. Около двух млн. сомов, а это 75 % от цены технологической линии, пришло по линии ПРООН, а 25 % требуемой на ее приобретение суммы явилось собственным вкладом кооператоров. Ввод ее в эксплуатацию позволил открыть 4 новых рабочих места. Бригаду эту возглавил Айбек Токтомушев, взяв в помощницы трех женщин Айзаду Амиралиеву, Ашир Нишанову и Мавлюду Кочкорову.

Сегодня рынок требует знающих фермеров. Эту истину в «Акчечеке» хорошо усвоили. С помощью ПРООН здесь проведено большое количество обучающих семинаров по выращиванию органических продуктов. Руководство кооператива планирует найти возможности для обучения еще 40 фермеров, которые трудятся в производстве сухофруктов. Для этого организуются постоянные визиты по обмену опытом с таджикскими переработчиками. С помощью ПРООН местные кооператоры не раз ездили к соседям и участвовали в круглых столах и семинарах, где обсуждали вопросы совместного экспорта произведенной продукции. Сейчас задача номер один для членов «Акчечека» — это эффективные производство, переработка и сбыт органических сухофруктов. Для этого необходимо множить ряды фермеров, сознательно создающих натуральный качественный продукт. Ведь на рынке правит бал непреложная истина: если есть качество, значит, будет и сбыт.

 

СЕРТИФИКАТ УСПЕХА

 

Информацию о выгоде выращивания органических овощей тогдашний глава айдаркенского кооператива «АйКОК», что в Кадамджайском районе, Асанбай Жороев услышал от знакомых предпринимателей. На рынке они стоили дороже, чем их неорганические сородичи, да и собственный деловой опыт подсказывал ему, что аграрное будущее за натуральными продуктами. А его успех закладывать надо сегодня. Здешние картофель и морковь, выращенные на высоте 2 000 метров над уровнем моря, давно известны в республике, а еще больше у соседей в Узбекистане, куда в большинстве и идет их сбыт. Вот и вознамерились местные фермеры из «АйКОКа» вплотную заняться производством био- и экопродуктов.

5Основным препятствием для осуществления планов кооператоров стало отсутствие необходимых помещений. И здесь они нашли поддержку у Программы ПРООН по содействию торговле в Центральной Азии. Ее специалисты и эксперты провели профильные тренинги и консультации, обучая сельчан выращивать органику на своих полях. Кооператоры применяли полученные знания на земельных наделах, устраивая там демонстрационные делянки и дотошно постигая через эксперимент пользу применения органических удобрений, учились сражаться с колорадским жуком без химикатов, вводя обычный правильный севооборот и используя на картофельных посевах навоз, гумус, компост, органические удобрения «Байкал-М» и «Фаравон». Продукция получается экологически чистая, нет вреда почве, да и денег на «подкормку» тратится значительно меньше. Всего в «АйКОКе» только картофеля собирают почти две тысячи тонн, половину урожая (мелкие клубни) аграрии продают как посевной материал и сбывают его в 2-3 раза дороже той же продовольственной картошки, которую везут на базар.

Сегодня в рядах членов объединения, как сообщил нам его нынешний председатель Абдимамат Кудайкулов, числится 50 человек. В клиентах тут нет недостатка, 30 % производимой в «АйКОКе» продукции являются органической, и сельчане уже ясно усвоили, насколько экономически выгоднее выращивать у себя биопродукты. За семенным картофелем на склад хозяйства приезжают потребители из всех районов региона. Сейчас здесь ввели еще одну услугу: в построенное кооперативное хранилище, где поддерживается необходимый для каждого вида сельхозпродукции температурный режим, каждый желающий может положить на сохранение полученный урожай и подождать, когда на рынке пойдет лучшая на него цена. Это помещение площадью 500 квадратных метров и вместимостью 500 тонн — также результат поддержки, оказанной ПРООН. Подряд идет третья зима, как оно действует, и люди активно пользуются им. Фермеры дорожат заработанной напряженным трудом и хозяйской сметкой репутацией, и это привлекает в кооператив новых членов. Совсем недавно за успешную деятельность по выращиванию семенного картофеля «АйКОКу» вручен сертификат как семеноводческому хозяйству.

 

ЭТО ТОЛЬКО НАЧАЛО

 

6Село Кок-Талаа Кадамджайского района разместилось в редкой для этих мест низине. И в ней поддерживается уникальный климат, благодаря которому можно выращивать любые культуры. Особенно он подходит для садоводства, поскольку выращиваемые тут персики, черешня, абрикос, слива сполна получают достаточные солнечные порции, требуемые для полного созревания. Этим-то природным преимуществом и пользуются члены кооператива «Таш Бий», который образован 13 лет назад. Экономическая выгода выращивания фруктовых плодов очевидна многим, и потому сегодня почти 30 % от общей площади кооперативной земли (это примерно 200 га) используются под сады.

Но продукция фермеров «Таш Бия» нежная и хранится недолго, а потому требует особых условий для сохранности в ожидании покупателя. Над этой проблемой главу кооператива Имарали Балкыева особенно заставил задуматься случай с внезапным перекрытием автотрассы, возле которой расположено и их село: в тот раз кооператоры потеряли три тонны скоропортящихся персиков. И тогда пришла идея обратиться за помощью к ПРООН, которая поддерживает бизнес-проекты баткенских сельчан. Ощутимую поддержку в своей инициативе нашли женщины из ассоциации групп взаимопомощи «Келечек» во главе с Абибой Нурматовой. Именно они выступили с предложением объединить совместные усилия для выживания в столь непростое время. Поначалу создали общую кассу взаимовыручки, потом организовали швейный и кондитерский цеха.

Председатель «Келечека» и стала вместе с И.Балкыевым соруководителем по управлению хранилищем, которое построено при поддержке программы ПРООН. В ее рамках на его создание выделено 1 млн. 410 тысяч сомов, что позволило приобрести два холодильника вместимостью 35 тонн каждый.

А на собранные собственные средства в Кок-Талаа построено помещение для хранилища и проведены необходимые коммуникации. Оно оборудовано компьютерной техникой, и она помогает создать в нем оптимальные условия для сохранения любой агропродукции. В первую же зиму его работы сельчанам удалось в свежем виде сохранить большой урожай выращенного лука и моркови. В этом году это произошло с 18 тоннами черешни. Сейчас в нем заложено 30 тонн яблок, а при внештатном отключении электричества хранилище может удерживать заданную температуру в течение 10 часов. Но для полной подстраховки от подобных ситуаций кооператоры планируют приобрести еще и автономный трансформатор. Доходы всего сообщества, как сообщили нам паритетные хозяева такого современного «погреба», за два года его эксплуатации достигли одного миллиона сомов. Согласитесь, что такой результат совсем неплохой для начального этапа.

 

 «МОЛ ТУШУМ» РАСШИРЯЕТ РИСОВЫЙ РЫНОК

 

Большинство членов кооператива «Мол Тушум» в Кадамджайском районе (а он имеет областной масштаб и объединяет в себе также фермеров из Баткенского и Ляйлекского районов) высказались за выбор направления по переработке баткенского риса. «Мы проанализировали местные возможности и ориентировали их на этот курс», — сказал в разговоре с нами менеджер проекта ПРООН в регионе Таалай Исаев. Решили, что специализированный цех оборудуют в Кадамджае, поскольку поселок находится на удобной транспортной развязке. Отсюда идут дороги на Ош и Кызыл-Кию, да и сырье получать недалеко. ПРООН закупила китайское оборудование, и цех открыли в 2012 году, и он уже третий год действует. Найдены новые каналы сбыта, и баткенский рис набирает популярность. Уже известны подделки этой продукции, поскольку есть дешевые сорта зерна, похожие внешне на баткенский, их смешивают с ним, а затем продают по цене баткенского. Даже специалисту порой трудно разобраться, какой же именно рис ему продают. А в «Мол Тушуме» его выпускают в упаковке по 800 граммов с цветным кооперативным логотипом. «Тут уже не подделаешь и не смешаешь, да и люди сегодня уже начали спрашивать именно баткенский рис в такой расфасовке», — рассказывает нам начальник цеха переработки фруктов и овощей Нурдин Асыранкулов.

Как мы узнали от него, на сегодня в Кадамджайском районе трудятся 450 членов кооператива. Он открытый, кто-то уже вступил в него, а кто-то еще об этом всерьез подумывает. Компания, которая выиграла тендер по поставке оборудования для цеха переработки крупяных изделий, обучила местных рабочих, чтобы они могли эффективно обслуживать установленное в нем оборудование. Цех построен в 2011 году, и необходимо было начинить его технологическими линиями. Тендер на их поставку выиграла кыргызская фирма. Это первый подобный цех на юге по переработке и упаковке риса. «Первый и даже второй год, — заметил Н.Асыранкулов, — мы испытывали трудности со сбытом продукции. Поначалу она в основном шла в Таджикистан, поскольку в Оше, Джалал-Абаде, да и в столице традиционно местные потребители ориентированы на узгенский рис. Мы понемногу стали отвоевывать в этих зонах позиции, а теперь всерьез подумываем и о российском рынке. Сейчас подготовили к отправке 20 тонн крупы для Сибирского региона РФ. Там уже активно работают наши дистрибьюторы».

Общая стоимость грантового проекта, реализованного в кооперативе «Мол Тушум», — 31 тысяча долларов, из них вклад ПРООН — 21 тысяча 700, а собственный вклад кооператива — 9 тысяч 300. В объединении разработали дизайн упаковок для риса, фасоли, свежих и сушеных фруктов. Для его членов проводились тренинги по стандартизации и сертификации продукции и выпуску экологически чистого товара, маркетингу и основам торговли. При содействии программы ПРООН установлены новые деловые каналы сбыта продукции в Казахстане и Новосибирске. Уже отправлены пробные партии лука (11 тысяч тонн) в этот российский город. Ожидается также долгосрочный заказ на поставку туда овощей и сухофруктов, изюма, компотной сушеной смеси. Сейчас в «Мол Тушуме» ведется оперативная разработка стратегии маркетингового планового развития кооператива.

 

БЕЗ ИНФОРМАЦИИ КАК БЕЗ ВОДЫ 

Эту истину отлично знают в Баткенском информационно-маркетинговом центре, образованном в 2009 году как общественный фонд, поддержанный ПРООН, которая оснастила его мебелью, оргтехникой и специализированной библиотекой, оказала помощь в разработке веб-сайта и издания информационного бюллетеня «Бат-инфо».Учитывая интересы многих жителей области, Баткенская государственная администрация инициировала внесение отдельного пункта в программу ПРООН «Комплексное развитие Баткенской области», в котором говорилось об образовании структуры, которая бы в первую очередь продвигала продукцию местных фермеров и объединений предпринимателей, старалась расширить их доступ к оперативной информации об изменениях рынка сельхозпродукции, средства производства и оборудования. В период основания центра Бекболот Мадымаров был простым специалистом, а год назад стал его директором, наработав богатый опыт менеджера и уйму новых идей.

В первую очередь в своей деятельности, как сообщил Бекболот, центр старается продвигать продукцию агрокооперативов, он оказывает неоценимую помощь, сводя друг с другом продавца и покупателя. Ему удобно разместиться в месте скопления продающих и покупающих людей, а точнее, возле областного рынка. За три торговых дня в неделю в Баткене только продавцов различных сельскохозяйственных товаров на областном продуктовом базаре собирается десятки тысяч. Плюс сюда еще приезжие торговцы и покупатели из соседних районов Таджикистана и Узбекистана. Многие из этого огромного человеческого потока нуждаются в услуге распространения информации. Всем им приходиться помогать при помощи громкоговорителей.

С 2010 года центр поддерживается Программой ПРООН по содействию торговле в Центральной Азии. В рамках нового проекта он обрел веб-сайт и ему предоставили дополнительное оборудование.

Именно через него продавцы и клиенты получают нужные им сведения, хотя это и не единственный способ доведения их до потребителя. В будущем коллектив центра планирует реализовать собственные довольно амбициозные планы по превращению своего информационного бюллетеня в рекламное издание, подобное лучшим столичным аналогам. Такого в Баткенском регионе пока нет. В общем, он ищет все новые и новые средства, чтобы самостоятельно встать на ноги к тому моменту, когда закончится поддержка со стороны ПРООН.

 

 Александр ШЕПЕЛЕНКО.

Фото Влада УШАКОВА.






Добавить комментарий