Main Menu

Ее Величество КНИГА

Книгу во все века называли «учебником жизни».  Чтение ее — это путь к уникальным знаниям, путь, который ведет человека вперед и дает возможность самосовершенствования. 

1Психологи утверждают, что чтение — неотъемлемый процесс на всех стадиях формирования личности и ее духовного роста начиная с детского возраста, когда ребенку читают вслух родители, и заканчивая глубокой зрелостью. Неоценима его польза в подростковом возрасте. Читая, подростки развивают не только память, мышление и другие когнитивные процессы, но и эмоциональную сферу, учатся любить, прощать, сопереживать, оценивать поступки, анализировать действия, прослеживать причинно-следственные связи между событиями. Польза книг, позволяющих вырастить и воспитать целостную, гармоничную личность, очевидна.

«Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное», — писал о роли чтения Федор Михайлович Достоевский.

Книгу во все века называли «учебником жизни».  Чтение ее — это путь к уникальным знаниям, путь, который ведет человека вперед и дает возможность самосовершенствования. 

Человек, смотрящий кинофильм, воспринимает героев глазами режиссера, соединяет их образы с конкретными актерами. Зритель пассивен, у него работает лишь левое полушарие мозга. Читатель же создает в своей голове удивительный, волшебный мир, выступая в роли и чтеца, и режиссера, и героев произведений одновременно. У него активно работает и правое полушарие, развиваются фантазия и творческие способности.

Люди, отлученные от книги, не могут полноценно развиваться. Миф о всезнании Интернета ничего не дает человеку, как и непрочитанная книга. Возможность получения информации не есть ее знание. Люди, пользующиеся калькулятором, напрочь забывают таблицу умножения и не могут произвести в уме элементарные арифметические действия.

Мортимер Адлер в произведении «Как читать книги» пишет: «Покупая книгу, вы делаете ее своим имуществом — таким же, как приобретенная одежда или мебель. Но в случае с ней сам акт покупки — это прелюдия к обладанию. Полностью оно наступит только тогда, когда вы сделаете книгу частью себя».

Михаил Осоргин, известный русский писатель и книголюб, говорил, что в книгах заключены «останки чувств и знаний, оттиски самых сложных душевных движений, неслышный горячий спор идей, мнений и взглядов на мир».

Люди читают для получения знаний, поиска идей и вдохновения, и, конечно же, каждая прочитанная вещь вносит свой вклад в формирование у человека ценностей, мировоззрения, убеждений, в развитие его как личности, что, безусловно, сказывается на всех уровнях жизни человека и во многом делает его человеком.

Можно ли ожидать, что у нас в стране родится новый Айтматов? Писателем не станет тот, кто с детства не окружен книгами, писательское творчество невозможно без чтения шедевров. Как не раз отмечал Чингиз Торекулович, «чтение книг — это разговор с писателем». И чем умнее нас и богаче чувствами наш собеседник, тем больше пользы принесет нам беседа.

Если мы сводим наше повседневное общение лишь к бытовому и к получению информации из Интернета и телевидения, то неизбежно скудеют наш словарный запас и эмоциональные переживания. К сожалению, идя на поводу у безграмотного молодого поколения, и телевидение, и политические деятели опускают планку общения, внося в разговорную речь слова-паразиты и жаргонный сленг (Путину на встрече с молодежью высказывали «респект и уважуху»).

2Авторитарным властям, консервативным религиозным деятелям удобно управлять обществом, не способным к самостоятельному мышлению. Поэтому диктаторы во все времена в первую очередь уничтожали книги как опасное психологическое оружие и переписывали историю. Исламистские фанатики идут еще дальше, уничтожая произведения искусства, исторические артефакты, перечеркивая всю мировую культуру  (вспомните статую Будды в Афганистане, Каирский музей, музей в Багдаде, то, что творится сейчас в Сирии).

Человек читающий может мыслить, принимать решения, анализировать и влиять на окружающих, поэтому он так опасен для узурпаторов. Те же, кто смотрит «мыльные оперы» по телевизору, кто легко зомбируется ввиду отсутствия личного мнения и способности к самостоятельному мышлению, очень удобны — за них можно принимать решения.

Рэй Бредбери в «4510 по Фаренгейту» описывает общество, в котором сжигают книги. Там люди, спасая культуру, запоминают наизусть произведения классиков. А у нас можно спокойно зайти в книжный магазин и купить практически любое издание. Почему же с каждым годом посетителей магазинов становится все меньше? Только ли в том дело, что бумажное чтиво утратило свое значение?

Бытует мнение, что книга уходит в Интернет. Но аппараты для чтения есть у единиц, доступ в Сеть для большинства населения  невозможен из-за отсутствия компьютеров и самого Интернета в регионах нашей республики.

Основные причины снижения интереса к чтению в Кыргызстане —  отсутствие системы книгораспространения, культурных программ на телевидении, посвященных литературе и писателям, пропаганды чтения как самого важного инструмента развития личности, не только ребенка, но и взрослого человека.

Чтение книг помогает развить мышление, воображение, умение принимать обдуманные решения, а также перенять опыт других людей для достижения успеха в жизни и преодоления трудностей и препятствий.

Много ли  читают наши депутаты и члены правительства? Можно ли от них ожидать взвешенных и правильных решений? Спросите у них, какие книги произвели на них сильное впечатление, что они прочитали за последнее время…

Электронная книга, конечно, удобна. В устройстве для чтения можно разместить тысячи произведений и читать в поездках, на отдыхе, в любом месте при наличии времени.

Чтение бумажных книг отличается от получения информации с монитора, особенно если это книги по искусству или детские. Ребенку необходимо соучаствовать в чтении, рассматривать иллюстрации, самому общаться с книгой, многократно пересказывая ее содержание, имитируя чтение взрослого человека. Нужно с пеленок приучать к общению с книгой. Для этого существуют книги-погремушки, книги-игрушки, книги для ванны и прочие.

Компьютерные игры могут развить лишь определенную реакцию, полностью выключая воображение и творчество детей. Если хотите воспитать творческую личность, читайте с ребенком книги, заинтересуйте его чтением. Пусть он откроет для себя миры, полные новых знаний и чувств. Это поможет вашему ребенку развить способности, найти свой путь в жизни.

Чтение обогащает человека не только знаниями, но и чувствами. Читающий человек более уверен в себе, четко и ясно мыслит, способен сопереживать, интересен в беседе, склонен к творчеству. Вряд ли он станет убивать себе подобных из-за религиозных разногласий или национальных различий. Трудно представить, что читающий человек будет участвовать в мародерстве или грабеже.

Но книга книге рознь. Есть произведения, пережившие века, и есть однодневки, о которых завтра забудут. Достоевский призывал читать «книги серьезные». Для того чтобы считаться культурным человеком, необходимо прочитать и осмыслить то, что составляет мировое наследие человечества. Это и Хемингуэй, и Фолкнер, и Толстой, и Чехов, и Шекспир, и Омар Хайям. Список можно продолжать, в нем есть и Чингиз Айтматов. В любом книжном магазине можно найти перечень  необходимых книг, которые должен прочитать современный человек начиная с раннего детства. Там будут и современные авторы, например, Вебер, Кен Кизи или Зюскинд.

«Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное», — писал о роли чтения Федор Михайлович Достоевский.

М. Адлер советует в ходе чтения делать ремарки на полях книги. «Почему отметки на полях необходимы для чтения? — задается вопросом писатель. — Во-первых, это пробуждает вас — в самом широком смысле. Во-вторых, активное чтение — это размышление, а оно обычно выражается в словах, устных или письменных. Если человек говорит, что он мысленно что-то понимает, но не может это объяснить словами, значит, он не понимает свои мысли.

В-третьих, записи о собственных впечатлениях помогут вам запомнить мысли автора».

«Чтение должно быть разговором между вами и автором, — продолжает М. Адлер. — Вероятно, он знает о предмете больше вас — в обратном случае вас бы не заинтересовала его книга. Но понимание — это двусторонний процесс. Ученик должен задавать вопросы себе и учителю, пока не поймет, о чем идет речь. Ремарки на полях — это литературное выражение ваших разногласий или солидарности с автором. Это самая большая дань уважения, которую вы можете ему принести».

Психологи различают три уровня культуры чтения. Первый — восприятие сюжета. Второй — познание новой информации. Третий — оценка художественного достоинства прочитанного. К сожалению, последний  уровень для многих современных читателей недостижим.

Чем больше человек читает хорошей литературы, тем выше его читательский уровень. «С книгами так же, как и с людьми, — говорил Фейербах, — со многими мы знакомимся, но лишь некоторые становятся нашими друзьями».

Большевикам досталась полуграмотная Россия с совершенно безграмотными окраинами. Но в короткий срок они смогли достичь поголовной грамотности, создать массу издательств и выпустить огромное количество книг, ибо коммунисты знали, что книги — это оружие, способное воспитать нужных им людей. Путь к процветанию лежит и через чтение.

Будущее наших детей зависит от судьбы книги в Кыргызстане. Не важно, в каком формате будут читать: в бумажном или цифровом. Вопрос лишь в том, будут ли читать?

Мишель Монтень называл книги «кораблями мысли». Не хотелось бы, чтобы эти корабли проплывали мимо нашей республики. Судьба книги — в руках каждого гражданина. Читайте, господа, не тратьте бесценное время вашей жизни на пустые, разрушающие вас занятия! Не оправдывайте себя дороговизной книг, вы тратите много больше на пиво, сигареты и прочие вредные и бессмысленные вещи. Чтение может изменить качество вашей жизни, а с ней и будущее дома, в котором мы живем.

Виктор КАДЫРОВ,

директор издательства «Раритет».






Добавить комментарий