Main Menu

Метадоновая заместительная терапия — благо или зло?

Среди серьезных социальных пороков общества наркомания стоит в первых рядах. По данным ВОЗ, инъекционный путь введения  этих вредных для здоровья человека и общества веществ особенно опасен, поскольку ведет также и к росту случаев заражения ВИЧ-инфекцией — более 80%  новых эпизодов инфицирования «чумой ХХ века»  были зарегистрированы до недавнего времени (еще 10 лет назад) среди  инъекционных потребителей наркотиков. Кыргызстан входит в категорию стран с самой быстрорастущей эпидемией ВИЧ в мире, опережая африканские страны и догоняя Россию, где оценочное число ВИЧ-позитивных достигает 1,5 млн. человек. 

ВИЧ и героин —  зло одного ряда

На коллегии Минздрава КР по итогам 2013 г., прошедшей  4 февраля 2014-го, обсуждалась в числе прочих и важнейшая тема продвижения программ по профилактике ВИЧ-инфекции и снижению вреда от потребления наркотиков.

 

На 1.02. 2014 г. число  людей с ВИЧ-инфекцией в Кыргызстане составило, по данным МЗ КР, 5 156 человек (из них граждан Кыргызстана — 4 932). Из общего числа инфицированных — 2 833 человека — потребители  инъекционных  наркотиков. С начала внедрения в республике программ по снижению вреда  от наркотиков (2002 г.)  случаи передачи ВИЧ среди  инъекционных наркопотребителей  существенно сократились —  если в 2005 г. зафиксировано более 80% новых случаев, то в  2013 г. — 37%.

 

По мнению специалистов Республиканского центра  «СПИД» и врачей-наркологов, «необходимо продолжать использовать все доступные научно-доказанные меры по профилактике ВИЧ, в том числе способом заместительной поддерживающей терапии метадоном (ЗПТМ)».

В 2014 году исполняется 12 лет  с того момента, как в Кыргызстане начали внедрять этот метод для снижения вреда от наркозависимости и в конечном счете для отказа от наркотиков вообще. За прошедшие годы данный метод лечения пациентов внедрен в  Бишкеке и Оше, ряде районов Чуйской, Ошской, Баткенской и Джалал-Абадской областей. При помощи донорских организаций (ВОЗ,  Глобального фонда по борьбе с ВИЧ/СПИДом) открыто 30 пунктов ЗПТМ, из них 7 — в пенитенциарной системе.

 

Программа ЗПТМ работает в Кыргызстане с 2002 года, за это время ею охвачено около четырех тысяч человек, в год услугами программы в среднем пользуются от 600 до 1 000 человек. Действует 30 пунктов выдачи метадона, в том числе 4  — в медицинских лечебных учреждениях. Стоимость  охвата одного пациента метадоновой терапией  — 40 центов/день (около 20 сомов).  Кыргызстан не выделяет на эти цели ни  тыйына, полностью финансирует программу  Глобальный фонд по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией.

 

О баргонцах и рутерах

Что такое метадон и в чем заключается соответствующая терапия? Об этом в обществе  республики ходит много слухов и домыслов, чаще всего основанных на непроверенных фактах и желании некоторых людей выдавать желаемое за действительное. Попытаемся при помощи достоверной информации  рассказать о  сути этого метода снижения вреда от наркотиков.

1Программный редактор независимого популярного обозрения «НПО-инфо» и одновременно  специалист  по адвокации общественного фонда «Альтернатива в наркологии» Ольга Юн начала свой рассказ о метадоне и терапии, на нем основанной, с незамысловатого теста: «Представьте, что в мире есть две воображаемых страны — Баргония и Рутерия. Жители первой уверены, что им в жизни сильно повезло: страна богатая, климат солнечный и теплый, много фруктов и вообще все хорошо. Также баргонцы знают: в соседней стране, по их мнению, все плохо — все время идет дождь, рутеры —  тамошние жители — бедны и несчастны, фруктов нет, даже трава плохо растет». Затем она предложила участникам семинара взять по листку бумаги, фломастеру, разделить лист на две части и в одной нарисовать баргонца, а в другой — рутера. Конечно, все нарисовали, (в силу своих талантов) в левой части листа солнце, улыбающихся людей и много позитива. Напротив, в правой — у всех получилось унылое зрелище: люди грустны, идет дождь, никаких фруктов и вообще нет ничего обнадеживающего.

«Почему вы все так одинаково нарисовали? Это точка зрения баргонцев на соседнюю страну. Но, возможно, рутеры думают иначе — что у них прекрасная, нежаркая страна с мягким климатом и неплохими перспективами. Для объективности следовало бы узнать и другую точку зрения. Вот  примерно так дело обстоит и с освещением проблемы применения метадонозаместительной терапии в нашей стране», — резюмировала эксперимент О. Юн.

Метадон —  это один из основных препаратов, которые используются при лечении наиболее страшных зависимостей — героиновой. Терапия на основе метадона прежде всего преследует цель социализации наркопотребителей, отмены у них внутривенного введения наркотиков. Терапия проводится строго под наблюдением лечащего врача и предполагает назначение и других необходимых специалистов. В программах  ЗПТМ метадон, как правило, используют в виде жидкой субстанции препарата с низкой концентрацией (1 грамм метадона на 1 литр воды). Наркозависимые, желающие уйти от этой пагубной привычки,  принимают  строго рассчитанное врачом количество метадона в воде или сиропе.  С течением времени прописанная врачом-наркологом доза сиропа с метадоном уменьшается. В идеале снижение дозы должно идти периодически и обязательно должен наступить момент отказа от такой терапии.

Что дает применение ЗПТМ? Основные задачи — это, во-первых, повышение качества жизни  пациентов, возвращение их в социум и в семьи;  во-вторых, профилактика инфекционных заболеваний, передающихся через кровь, среди участников программы.

Метадон включен в Список №1 наркотических средств в Национальном перечне наркотических средств и психотропных веществ, утвержденном постановлением правительства КР в ноябре 2007 г. «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах, подлежащих контролю в КР». Но, кроме этого, метадон также находится и в Перечне жизненно важных  лекарственных средств, также утвержденном правительством в 2012 г.

Главное  свойство метадона — он полностью подавляет тягу к наркотикам и не создает новой   зависимости.   Заместительная терапия на его основе помогает многим людям: во-первых, как уже отмечалось, это снижение риска распространения ВИЧ-инфекции, гепатита В и С, туберкулеза, во-вторых, люди начинают жить спокойно, не опасаясь наркотических ломок, воссоединяются семьи, снижается количество преступлений (не надо воровать и искать деньги на очередную дозу), снижается число смертей от передозировки, участники программы становятся социально-активными членами общества.

 

В странах постсоветского пространства заместительную терапию применяют в Литве, Латвии, Эстонии, Молдове, Азербайджане, Грузии, Украине, Таджикистане. Внедрена она и во всех странах ЕС. В Италии ЗПТМ получают 27-29% пациентов с опиоидной зависимостью, в Испании — от 41 до 86%, в Германии — от 33 до 63%, в Нидерландах —  40-47%  наркобольных. На сегодня в мире около 1,5 миллиона людей получают эту  поддерживающую терапию.

Заместительная терапия  — часть программы снижения вреда

Рассказывает  Георгий Кавтарадзе, врач-нарколог, консультант ОФ «Альтернатива в наркологии», действующего в Кыргызстане уже пять лет:

— Первоначально метадон был создан в Германии по заказу Гитлера в 1941-1942 гг. как анальгетик, нужный фронту. В Медицинской энциклопедии о нем говорится так: «Метадон — синтетический лекарственный препарат из группы  опиоидов, применяемый как анальгетик, а также при лечении наркотической зависимости. Химическая формула: C21H27NO. Это белый кристаллический порошок с запахом, отдаленно напоминающим запах хлора». В начале 60-х годов впервые метадон начали применять в заместительной терапии наркозависимых больных в США. Эффективность и безопасность заместительной терапии подтверждена многочисленными научными клиническими исследованиями в ходе  примерно 150 научных исследований с охватом более 20 тысяч пациентов по всему миру.

2Показания для участия в ЗПТМ — это возраст от 18 лет, зависимость от опиоидов с регулярным внутривенным употреблением наркотиков, две попытки других способов избавления от наркозависимости и добровольное согласие на участие в программе.

В Кыргызстане  есть свои особенности применения  ЗПТМ, в частности:

а) лечение должно проводиться только в государственных лечебных учреждениях, которые имеют разрешение  МЗ КР на ее проведение;

б) запрещается проведение заместительной терапии на условиях анонимности пациентов;

в) прием и исключение пациентов производится коллегиально специальной консультативной комиссией лечебного учреждения;

г) в период участия в программе пациенты обязаны проходить периодическое тестирование на употребление других наркотических и психотропных веществ с целью объективизации эффективности лечения. В первые дни пребывания в программе пациента в обязательном порядке консультируют психотерапевт и социальный работник. Медперсонал также 1 раз в месяц проводит тестирование мочи пациентов на наличие морфийсодержащих препаратов в организме, а на содержание бензодиазепинов и каннабиноидов — по показаниям.

Также стоит отметить, что одним из больших достижений проекта «Альтернатива в наркологии» является и то, что его организаторы смогли привлечь и активизировать родственников пациентов, включившихся в проведение программы заместительной терапии, с их родными, и это большая поддержка в процессе  полного излечения наркозависимых. Уже налажен диалог и с сотрудниками правоохранительных органов, которые понимают полезность ЗПТМ.

Как подчеркнул Г. Кавтарадзе, «в настоящее время общее число пунктов заместительной терапии в стране, включая пенитенциарную систему, — 30, в т.ч. в Бишкеке — 6, в Чуйской области — 7, в южном регионе — 10, в учреждениях пенитенциарной системы — 7. Общее количество пациентов, продолжающих участие в программе, —  950 человек, из них  103 женщины.

Бывает, что пациенты покидают программу. Чаще всего это бывает по  плану, так как терапия завершена, решение  принимают согласованно и пациент, и врач. Но и сам  пациент вправе отказаться от участия. Если же он нарушает условия программы, продолжает принимать наркотики параллельно, «подсаживается» на димедрол, его исключают из числа участников программы. Причиной может быть и  заключение под стражу».

В завершение темы хотелось бы  сделать акцент на том, что в Кыргызстане, по официальным данным,  около 10 тысяч наркозависимых. По неофициальным же — до 26 тысяч. Это означает равное количество семей, которые страдают рядом с ними. Меры борьбы с наркозависимостью, в том числе программы по снижению вреда — большое благо для общества. В развитых странах это давно стало очевидным.

Стоит отметить, что в рамках реализуемой в стране программы «Ден -соолук» предлагается организация пилотных проектов (кризисных центров, мультидисциплинарных команд) на базе ЦСМ № 8 в Бишкеке и областных больниц в Ошской, Джалал-Абадской и Баткенской областях по профилактике наркотической  и алкогольной зависимости и оказанию психиатрической и психологической помощи.

Стоило бы задуматься и над необходимостью принятия в республике закона о наркологической службе и соответствующей политике, проект  которого впервые поступил в ЖК КР в 2005 г., но, к сожалению, с тех пор руки депутатов никак до него не дойдут.

Елена МЕШКОВА.

Фото автора.

 

P. S.  В момент сдачи этого материала в набор стало известно, что на днях постановлением правительства КР была утверждена  антинаркотическая программа, включившая все стратегии в этом направлении, в том числе   ЗПТМ.






Добавить комментарий