Main Menu

О мирном атоме, безопасных «хвостах» и чудо-озере

Знакомьтесь: г-н Адриаан ван дер Меер. Родился в Нидерландах, в свое время контролировал Международную программу ядерной безопасности, с 2005-го по 2008 год руководил представительством Европейской комиссии в Казахстане, Таджикистане и нашей стране.
Его приезд в Кыргызстан  стал частью поездки по странам, где ученые при поддержке МНТЦ осуществляют различные научные проекты. К нам Адриаан ван дер Меер приехал, уже побывав в  Беларуси, Армении,  Грузии и Таджикистане. В Национальной академии наук Кыргызстана была проведена конференция с его участием, на которой обсуждались результаты    15-летней деятельности МНТЦ  в республике. Визит ученого, политика и дипломата проходил при довольно сложных  обстоятельствах. Евросоюз, который финансировал треть проектов центра, проинформировал о возможном выходе из числа его учредителей. Россия — один из инициаторов образования организации — уведомила, что к  2015 году выйдет из ее состава, в связи с чем центральный офис переедет из Москвы  в Алматы. Тем не менее наш собеседник уверен в будущем центра. Он испытывает глубокую  симпатию к нашей стране, о которой знает довольно много. Об этом вы узнаете из интервью.

— Здравствуйте, г-н Адриаан ван дер Меер! Вы рады приезду в Кыргызстан?
— Да, мне приятно вернуться сюда, ведь я работал здесь в течение трех лет.
— Вы удовлетворены 19-летней деятельностью МНТЦ?
— Да, центром сделано немало. Если говорить о  вашей  стране, которая присоединилась к Соглашению о его учреждении в 1996 г., то здесь профинансировано  86 научных проектов на 22,5 миллиона долларов США. Кыргызские ученые активно работали со своими коллегами из Канады, ЕС, Японии, Кореи, России, США и других стран. Я ценю работу нашего регионального офиса в Бишкеке, который  сыграл важную роль в  продвижении  ценных научных разработок ваших ученых. МНТЦ внес большой вклад в коммуникационное развитие научно-исследовательских институтов  Кыргызстана —  все они подключены к Интернету. Многие  обеспечены дорогостоящим оборудованием. Например, сегодня я был в НИИ ветеринарии — его сотрудники работают на  предоставленном нами оборудовании над актуальнейшими проблемами бруцеллеза. Кыргызстан  активно участвует в программе тренингов: в Бишкеке отрылся  Ресурсный центр, в котором прошли обучение более 100  человек. Ученые республики получили возможность участвовать в международных конференциях в различных точках планеты: Токио, Мадриде, Ганновере…  Большое значение  придаем работе с молодыми учеными, с этой целью организовываем специальные конкурсы для них. В скором времени в Женеве проведем вторую Летнюю  школу по физике высоких энергий и надеемся на их участие.
— Ваш центр стал частью программы нераспространения оружия. Вы можете сказать, сколько примерно ученых  в республиках СССР  к моменту его распада трудились в  военной области?
— Трудно назвать точное  число. К началу работы МНТЦ — примерно 80 тысяч человек.
—  Изменились ли задачи вашего центра со времени его создания?
— Да, если в 1990-х годах нужно было остановить выезд  из постсоветских республик ученых и специалистов, то сейчас упор делается на программы обмена. Одно из главных наших достижений заключается в том, что если в СССР ученые работали изолированно, то сейчас  они взаимодействуют с коллегами со всего мира. В 1990-х  годах многие проблемы,  которые исследовала наука, были локальными, а сегодня они носят глобальный характер (изменение климата, повышение уровня Мирового океана, контроль над нераспространением ядерного оружия, безопасность атомной энергетики и т.д.).
— Какова сегодня ситуация на «Фукусиме-1»?
—  Масштабы землетрясения и цунами  огромнейшие — нельзя допустить, чтобы  еще какая-либо страна столкнулась с такой катастрофой. Задача всего мирового  сообщества — помочь властям Японии  правильно решить два  вопроса:  безопасность  ядерного реактора и дезактивация зараженных  территорий. МНТЦ участвовал в исследованиях по дезактивации Чернобыля и Семипалатинска, у нас есть определенные разработки в этой области.  Собрав результаты соответствующих проектов, мы  направили  их в Японию с предложением рассмотреть,  какой именно опыт может быть использован. МАГАТЭ тоже работает над проблемами «Фукусимы» и в конце сентября  направит  правительству Японии свои предложения по усилению безопасности ядерного реактора.
— Сразу после  аварии на «Фукусиме-1» разгорелось много дискуссий по поводу дальнейшего использования атома в мирных целях и использования альтернативных источников энергии. Что вы думаете о перспективах АЭС: останутся ли они и будут ли строиться в дальнейшем?
— Я считаю, что каждая страна должна решить, какие источники и в какой комбинации использовать. Существуют альтернативы атому: солнечная энергия,  сила ветра…  Лично я выступаю за возобновляемые источники энергии (например, на моей  родине, в Голландии, популярны ветрогенераторы),  однако во многих странах их  недостаточно для удовлетворения потребностей. У атомной энергетики, безусловно, есть будущее, так как при производстве энергии она не загрязняет атмосферу. Но опыт «Фукусимы»  наглядно демонстрирует: нужно учесть все возможные риски. В первую очередь необходимо правильно определить место строительства АЭС. Во-вторых,  найти надежный способ «закрыть» ядерный реактор в случае его выхода из строя. В-третьих, обеспечить безопасность отработанного ядерного топлива. В-четвертых, должен быть безупречным  менеджмент — управление реакторами. К примеру, пилоты проходят курс обучения на симуляторах полетов для получения  допуска к управлению самолетом в реальных условиях. Такую же подготовку должен проходить и персонал АЭС. И, наконец, когда происходят катастрофы мирового масштаба, международное  научное сообщество должно иметь возможность немедленно принять участие в ликвидации их последствий,  а представители — допуск к месту происшествия.  К сожалению, на «Фукусиме-1» в первые несколько дней допуск к месту аварии обеспечен не был.
— Институт сейсмологии НАН Кыргызстана при финансовой поддержке вашего центра  сделал оценку сейсмической опасности районов расположения радиоактивных отходов на территории Кыргызстана. Означает ли это,  что проблема хвостохранилищ может быть решена?
— Да, была проведена работа в этом направлении. Но, несмотря на то что  ученые вашей страны выполнили ряд проектов по обеспечению  безопасности хвостохранилищ, мировое сообщество не  оказало им должной поддержки, и сейчас крайне важно перейти от слов к делу.
— Вы могли бы уточнить, сколько всего проектов  разработано в этой области учеными Кыргызстана?
— С 1994 года — 40, и только 19 из них получили финансовую поддержку.
— Какие шаги должно предпринять мировое сообщество?
— Прежде всего нельзя  допустить ухудшения ситуации  в районе хвостохранилищ,  следует полностью изолировать их от населения. Во-вторых,  нужно провести работы по дезактивации территорий, начав с наиболее опасных, согласно проведенной предварительной  оценке. Объем работы в этом направлении очень большой, а  планируемые затраты огромны.
— Мне известно, что  ваш центр финансирует также исследования в районе озера Иссык-Куль. Каковы перспективы развития этого региона?
— Я считаю, что озеро должно быть включено в список объектов, охраняемых ЮНЕСКО. Его следует максимально защищать. И сейчас одна из главных целей — выработать план  дальнейшего комплексного развития этого региона. Развитие сельского хозяйства, промышленности, туризма не должно наносить вреда окружающей среде. В мире накоплен большой опыт осуществления таких планов. Хотелось бы привести в пример мою родину — Голландию:  на маленькой территории проживает очень большое количество людей — 16 миллионов человек. У каждой группы населения — свои интересы, правила. Если бы мы не научились интеграционному подходу, ситуация была бы плачевной.
Если бы я принимал решение по Иссык-Кулю, то, во-первых, обратился бы к мировому опыту комплексного развития;  во-вторых, остановил возведение  коттеджей на берегу озера;  в-третьих, не стал бы строить дорогу между Алматы и  Чолпон-Атой. … Кстати,  комплексный план  развития остро необходим и Балхашу.
— А сами вы бывали на Иссык-Куле?
— Да, в 2008 году.
—  Что вы думаете о перспективах развития Кыргызстана?
— Прошу воспринимать мой ответ как личное мнение человека, который три года проработал в этой стране. Я с большой симпатией отношусь к  вашей молодежи:  очень много образованных молодых людей, они открыты  и готовы воспринимать   новое. Очень важно, чтобы на предстоящих президентских выборах  именно молодежь определила  путь дальнейшего развития  страны. Важно, чтобы и до выборов, и после них в обществе возобладали здравый смысл, национальное согласие и единство. Необходимо, чтобы все политические силы согласились с  результатом выборов. И кто бы ни пришел к власти,  должно быть возрождено  производство и созданы новые рабочие места.
Дайте молодежи  возможность поднять экономику за счет креативных проектов. Устраните бюрократические барьеры, максимально упростите налоговую систему (можно обратиться к опыту Эстонии). Реформируйте системы образования и здравоохранения. Сделайте целью таможенных органов не увеличение поступлений в бюджет, а упрощение прохождения товаров. Поднимите уровень жизни села. Было бы замечательно пригласить экспертов из других стран, чтобы они делились новыми технологиями выращивания культур. Пусть они не отсиживаются в кабинетах, а идут работать в поле и на ферму.
Иссык-Куль, повторюсь, — ваше чудо,  ваш главный актив. Нужно создать удобную  для туриста инфраструктуру, но без вреда природе! И, наконец, очень мощной и последовательной должна быть борьба с коррупцией.
Возможно, мои советы, основанные на том, что видел три года назад, устарели. Но я готов приехать и помочь вам  в своей профессиональной сфере, причем безвозмездно.
… Хватит бесконечно ломать,  распускать, перестраивать. Нужно найти точки  соприкосновения и работать. А также решать проблему севера-юга.
…Если бы я стал президентом  Кыргызстана, то в первую очередь посетил бы  Узбекистан. Ни у  вашей страны, ни у него и других центральноазиатских республик нет выхода к морю. В таких условиях единственный путь  развития —   активное сотрудничество между государствами.
— Спасибо за интервью, г-н Адриаан ван дер Меер.

Кифаят АСКЕРОВА.






Добавить комментарий