Где зарыта «коррупционная собака» в строительстве?
Как в Кыргызстане реализуется архитектурно-строительная политика, насколько эффективно расходуются государственные и кредитные деньги на эти цели и успешна ли борьба с коррупцией? Об этом поведал на днях журналистам директор Государственного агентства по архитектуре, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству при правительстве Турдубек МАМБЕТОВ.
Ручеек финансов из бюджета растет
Т. Мамбетов — совсем «свежий» директор. В системе строительства отработал более 37 лет, три последних года — в качестве заместителя главы строительно-архитектурного ведомства, поэтому он может комментировать наведение порядка в нем именно за этот период. Начал разговор директор Госархстроя «от печки»: как шли дела в 2012 г., что изменилось в 2013-м и что намечено на 2014-й. Из республиканского бюджета по статье «капвложения» в 2012 г. отрасль профинансировали на 1,1 млрд. сомов. На эти деньги планировалось возвести 171 объект, перечень которых утвердили депутаты. К сожалению, на 30 из них даже не открыли финансирование — и из-за затягивания сроков рассмотрения списка, и из-за отсутствия средств.
В 2013-м объем госсредств на капвложения вырос существенно — до 2,4 млрд. сомов. На эти деньги намечалось построить и сдать государству 69 объектов соцкультбыта. Реально сдали в эксплуатацию 67, в числе которых 46 школ, 11 объектов здравоохранения, 5 жилых домов на 380 квартир, 1 детсад, 4 прочих объекта. На 2014-й по плану-прогнозу утвердили уже 2,5 млрд. сомов, за год предполагается сдать 72 объекта, их перечень сейчас уточняется и согласовывается с главами обладминистраций.
«Отличие финансирования отрасли в 2014 году от предыдущих лет, — подчеркнул глава Госархстроя, — в том, что парламентарии предложили не менее 15 процентов денежных средств, поступающих на нужды отрасли из бюджета, направлять на финансирование проекта «Таза суу» (чистая вода). Правительство 3 января этого года своим постановлением утвердило ежегодное выделение 150 млн. сомов на этот проект, средства пойдут по всем регионам, предусмотрено уже в этом году возвести 50 головных сооружений (водозаборов)».
На начало текущего года в общем списке «незавершенки» числятся 55 объектов, из них 39 школ, 4 объекта здравоохранения, 1 жилой дом, 1 садик, 1 клуб и прочие.
После перечисления достижений и планов Т. Мамбетов самокритично рассказал и о недостатках в работе. В числе первых, по его словам, — дефицит финансирования отрасли и постоянные задержки с выделением денег, отчего процесс строительства тормозится или даже останавливается.
Во-вторых, он отметил: «По инициативе Президента А. Атамбаева Турция выделила Кыргызстану кредит в 100 млн. долларов (около 4,8 млрд. сомов), из них 32,7 млн. (почти 1,6 млрд. сомов) предполагалось направить на школы. Мы уточняли с Минобразования и местными властями список и внесли в ЖК на утверждение перечень из 36 объектов — строительство новых школ в разных регионах. К сожалению, он задержался в парламенте на целых три месяца, споров возникло много, каждый депутат старался туда вставить свои объекты. К тому же, когда мы получили от депутатов итоговый документ, в нем числилось уже 47 школ, причем по большинству из них отсутствовала проектно-сметная документация. Да и не могло хватить на все 32 выделенных миллиона! Пришлось заново заказывать в правительстве проекты и сметы на возведение школ, в результате освоить намеченные средства в прошлом году не успели. Чтобы в дальнейшем избежать таких препятствий, мы подготовили законопроект (и он уже принят ЖК), по которому перечень объектов предлагается согласовывать лишь в одном парламентском комитете — по бюджету», — объясняет причины проволочек глава Госархстроя.
«Но надо сказать, что перечень объектов часто корректируется в соответствии с текущей обстановкой. К примеру, в Араванском районе сгорела школа, а в Каракульджинском районе, в Алайку, в Узгенском районе рухнули крыши школ. Понятно, что такие аварийные объекты включаются в перечень дополнительно и срочно», — поясняет главный строитель.
Попытки закрыть коррупционные лазейки
Что касается борьбы с коррупционными проявлениями, в первую очередь в ведомстве намерены изменить некоторые законодательные нормы. К примеру, внести в Земельный кодекс изменения относительно утверждения второго после Генплана этапа — проекта детальной планировки (ПДП). До сих пор его утверждают горкенеши, но было бы лучше, если бы этим вопросом занималась мэрия. Далее, у нас уже есть закон о статусе столицы, но в него стоит внести изменения в части предоставления земельных участков и выдачи разрешительных документов.
«Во-вторых, — отметил Т. Мамбетов, — хромают вопросы ценообразования работ в отрасли. Никто ими вплотную никогда не занимался, и в этом году правительство впервые выделило на эти цели 50 млн. сомов. При своевременном финансировании к концу года мы подготовим и выпустим новые сборники для отрасли. А если вопрос наконец-то решим, то закроется громадная коррупционная лазейка, когда, к примеру, стоимость возведения школы в Акталинском районе — 40 миллионов сомов, а в соседнем, как утверждают составители смет и проектов, — 50».
В-третьих, в Госархстрое намерены переработать многие нормативно-технические документы, так как ряд из них давно устарел, а в последние годы этим вопросом никто не занимался. «Денег на эти цели раньше не выделяли, но в текущем году намечено пустить на обновление норм и стандартов 12 млн. сомов», — уточняет глава ведомства.
(Здесь мне, как бывшему чиновнику одного из министерств, хочется вставить ремарку: в начале моей трудовой деятельности, в 80-е годы, министерства и ведомства также время от времени перерабатывали устаревшие инструкции и нормы, но почему-то никто не ждал (и не выделял!) дополнительно на это денег — все работали за зарплату, небольшую, кстати, выполняя свои прямые обязанности. Сейчас же создается такое впечатление, что никто особо напрягаться за нее (зарплату) не намерен, все ждут, да и требуют дополнительного финансирования. Вот и в данном вопросе, обратите внимание, обещаны дополнительные миллионы — за пересмотр и корректировку цен, обновление строительных норм, стандартов и проч. К сожалению, в республике давно забыты должностные инструкции: кто и что должен делать в пределах своих полномочий и зарплат. — Е. М.)
В-четвертых, продолжает антикоррупционную тему Т. Мамбетов, «в республике все еще остры проблемы, связанные с генпланами Бишкека и Оша. Генплан столицы утвердили еще в далеком 2006 г., далее требовалось разработать на его основе проект детальной планировки — где и что строить детально и в перспективе. Одна из обязанностей горкенеша — выделить деньги на разработку ПДП. Решение об этом в горсовете вынесли еще в 2007 г., вначале речь шла о ПДП для южного планировочного района столицы площадью 750 гектаров, но дальше этого дело не пошло. По другим направлениям больше ПДП не разрабатывались. Именно их отсутствие и есть главный коррупционный фактор в отрасли: не появится проект детальной планировки — значит, не будет подконтрольным строительство объектов в столице горкенешу, депутатам и общественности».
Относительно поднимаемого время от времени в обществе вопроса о необходимости «рассекречивания» генплана глава Госархстроя поясняет, что «в нем действительно есть некоторые секретные объекты, но их доля очень мала и к градостроительному процессу такая секретность никакого отношения не имеет. Средства, вовремя выделенные горкенешами Бишкека и Оша на ПДП, утверждение их, последующий контроль — самые действенные меры против коррупции!».
В прошлом году под нажимом общественности и депутатов ЖК удалось добиться решения о выделении 20 миллионов сомов на разработку проекта ПДП по Бишкеку. Горкенеш на самом деле выделил деньги — половину из намеченного, но и их не удалось освоить. По словам Т. Мамбетова, это прямая недоработка мэрии столицы. В этом году мэрия и горкенеш планируют вместе сделать ПДП.
Тендер по его составлению уже проведен — эту работу предстоит выполнить «Бишкекглавархитектуре», подотчетной столичной мэрии и Госархстрою. Но в Госархстрое считают иначе: проект следует разрабатывать специализированным проектным организациям. В обязанности же «Бишкекглавархитектуры» входит согласование градостроительных документов, контроль за реализацией градостроительных документов, но не разработка ПДП.
Еще одна ранее действовавшая коррупционная схема прикрыта, рассказал Т. Мамбетов: «Ранее по линии проекта «Таза суу» международные донорские организации выделяли республике немалые долларовые ассигнования, причем остались недовольны тем, что деньги чаще всего использовались неэффективно, в результате чего финансирование прекратилось. С приходом новой власти мы три года убеждали их, что сейчас в республике все по-другому, и наши старания увенчались успехом. С 2014 г. приток финансов на эти цели возобновится, обещано 20 млн. долларов. Но теперь доноры поставили условие: они выделят нам первоначально 750 тысяч сомов, нашей же стороне следует внедрить систему, эффективную модель для этого сектора, которая должна ликвидировать коррупционную схему», — подчеркивает чиновник.
В заключение глава Госархстроя рассказал о еще трех крупных проектах: в этом году стартует программа устойчивого развития Иссык-Кульской области, на что пойдет 37,5 млн. сомов. Еще около 60 млн. долларов осталось из объема финансовой помощи, ранее поступившей по линии международных доноров для восстановления южных городов Оша и Джалал-Абада, пострадавших в ходе июньских катаклизмов 2010 г. В этом году планируется завершить процесс восстановления.
Отрадно, что доноры готовы выделить Кыргызстану еще 60 млн. долларов в текущем году на проект по энергоэффективности. Но при этом кредиторы поставили нам вполне справедливое условие: во-первых, деньги пойдут не через госорганы, а через банки (ЕБРР и Турецкий). Во-вторых, вначале выделенные средства оформлять как кредит, но если работу хорошо выполнят (по европейским нормам) и при внедрении проекта энергоэффективности школ, административных зданий, больниц и прочих объектов удастся сэкономить до 40% средств, то кредит нам переоформят как грант (полностью или частично — будет зависеть от того, как пойдет дело).
Елена МЕШКОВА.
Фото автора.
Related News
Где дешевле оливье…и телячья шейка впридачу
Абсолютно для каждого в мире человека, а особенно для детей, Новый год — это волшебныйRead More
В ожидании чуда
С наступлением зимы наверняка многие задумались о том, как будут встречать Новый год. Хозяйки шерстятRead More