Main Menu

Где зарыта «коррупционная собака» в строительстве?

Как в Кыргызстане  реализуется  архитектурно-строительная политика,  насколько эффективно расходуются государственные  и кредитные деньги на эти цели  и успешна ли  борьба с коррупцией? Об этом поведал на днях журналистам  директор Государственного агентства по архитектуре, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству при правительстве Турдубек МАМБЕТОВ.      

Ручеек финансов из бюджета растет

1Т. Мамбетов  — совсем «свежий» директор. В системе строительства отработал более 37 лет, три последних года — в качестве  заместителя главы строительно-архитектурного ведомства, поэтому он может комментировать наведение порядка в нем именно  за этот период. Начал разговор директор Госархстроя «от печки»: как шли дела в 2012 г., что изменилось в 2013-м и что намечено на 2014-й.                                                                                                                                                        Из республиканского бюджета по статье «капвложения» в 2012 г. отрасль профинансировали на 1,1 млрд. сомов. На эти деньги планировалось возвести 171 объект, перечень которых утвердили депутаты. К сожалению, на 30 из них даже не открыли финансирование — и  из-за затягивания сроков рассмотрения списка, и из-за отсутствия средств.

В 2013-м   объем госсредств на капвложения вырос существенно — до 2,4 млрд. сомов. На эти деньги намечалось построить и сдать государству 69 объектов соцкультбыта. Реально сдали в эксплуатацию 67, в числе которых 46 школ, 11 объектов здравоохранения, 5 жилых домов на 380 квартир, 1 детсад, 4 прочих объекта. На 2014-й по плану-прогнозу утвердили уже 2,5 млрд. сомов, за год предполагается сдать 72 объекта, их перечень сейчас уточняется и согласовывается с главами обладминистраций.

«Отличие финансирования отрасли в  2014 году от предыдущих лет, — подчеркнул глава      Госархстроя, —  в том, что  парламентарии предложили не менее 15 процентов денежных средств, поступающих на нужды отрасли из бюджета, направлять на финансирование проекта «Таза суу» (чистая вода). Правительство 3 января этого года своим постановлением утвердило ежегодное выделение 150 млн. сомов на этот проект, средства пойдут по всем регионам, предусмотрено  уже в этом году возвести 50  головных сооружений (водозаборов)».

На начало текущего года в общем списке «незавершенки» числятся  55 объектов, из них 39 школ, 4 объекта здравоохранения, 1 жилой дом, 1 садик, 1 клуб и прочие.

После перечисления  достижений и планов  Т. Мамбетов  самокритично рассказал и о недостатках в работе. В числе первых, по его словам, — дефицит финансирования отрасли и постоянные задержки с выделением денег, отчего процесс строительства тормозится или даже останавливается.

Во-вторых, он отметил: «По инициативе Президента А. Атамбаева  Турция выделила Кыргызстану кредит в 100 млн. долларов (около 4,8 млрд. сомов), из них 32,7 млн. (почти 1,6 млрд. сомов)  предполагалось направить на школы. Мы уточняли с Минобразования и местными властями список и внесли в ЖК на утверждение перечень из 36 объектов — строительство новых школ в разных регионах. К сожалению,  он  задержался в парламенте на целых три месяца,  споров возникло много, каждый депутат старался  туда вставить  свои объекты. К тому же, когда мы получили от депутатов итоговый документ, в нем числилось уже 47 школ, причем  по большинству из них отсутствовала проектно-сметная документация. Да и не могло хватить на все 32  выделенных миллиона! Пришлось заново заказывать в правительстве проекты и сметы на возведение  школ, в результате освоить намеченные средства  в прошлом году не успели. Чтобы в дальнейшем избежать таких препятствий,  мы подготовили законопроект (и он уже принят ЖК), по которому перечень объектов  предлагается согласовывать лишь в одном парламентском комитете — по бюджету», — объясняет причины проволочек глава Госархстроя.

«Но надо сказать, что перечень объектов часто корректируется в соответствии с текущей обстановкой. К примеру, в Араванском районе сгорела школа, а в Каракульджинском районе, в Алайку, в Узгенском районе рухнули крыши школ. Понятно, что такие аварийные объекты включаются в перечень дополнительно и срочно», — поясняет главный строитель.

 

Попытки закрыть коррупционные лазейки

Что касается борьбы с коррупционными проявлениями, в первую очередь в ведомстве намерены изменить  некоторые законодательные нормы. К примеру, внести в Земельный кодекс  изменения относительно утверждения  второго после Генплана этапа — проекта детальной планировки (ПДП). До сих пор его утверждают горкенеши, но было бы лучше, если бы этим вопросом занималась мэрия. Далее, у нас уже есть закон о статусе столицы,  но в него стоит внести изменения в части предоставления земельных участков и выдачи разрешительных документов.

«Во-вторых, — отметил             Т. Мамбетов, — хромают вопросы ценообразования работ в отрасли. Никто ими вплотную никогда не занимался, и в этом году правительство впервые выделило на эти цели 50 млн. сомов. При  своевременном финансировании к концу года мы подготовим и выпустим новые сборники для отрасли. А если вопрос наконец-то решим, то закроется громадная  коррупционная лазейка, когда, к примеру, стоимость возведения школы в Акталинском районе —  40 миллионов сомов, а в соседнем, как утверждают составители смет и проектов, — 50».

В-третьих, в Госархстрое намерены переработать многие нормативно-технические документы, так как ряд из них давно устарел, а в последние годы  этим вопросом никто не занимался. «Денег на эти цели раньше не выделяли, но в текущем году намечено пустить на обновление норм и стандартов 12 млн. сомов», — уточняет глава ведомства.

(Здесь мне, как бывшему чиновнику одного из министерств, хочется вставить ремарку: в начале моей трудовой деятельности, в 80-е годы, министерства и ведомства также время от времени  перерабатывали устаревшие инструкции и нормы, но почему-то никто не ждал (и не выделял!) дополнительно на это денег — все работали за зарплату, небольшую, кстати, выполняя свои прямые обязанности. Сейчас же создается такое впечатление, что никто особо напрягаться за нее (зарплату) не намерен, все ждут, да и требуют дополнительного финансирования. Вот и в данном вопросе, обратите внимание, обещаны дополнительные миллионы — за пересмотр и корректировку цен, обновление строительных норм, стандартов и проч. К сожалению,  в республике давно забыты должностные инструкции: кто и что должен делать в пределах своих  полномочий и зарплат. — Е. М.)

В-четвертых,  продолжает антикоррупционную тему Т. Мамбетов, «в республике все еще остры  проблемы, связанные с генпланами Бишкека и Оша. Генплан столицы утвердили еще в далеком 2006 г., далее требовалось разработать  на его основе проект детальной планировки — где и что строить детально и в перспективе. Одна из обязанностей горкенеша — выделить деньги на разработку ПДП. Решение об этом в горсовете вынесли еще в 2007 г., вначале речь шла о  ПДП для южного планировочного района столицы площадью 750 гектаров, но дальше этого дело не пошло. По другим  направлениям больше ПДП не разрабатывались. Именно их отсутствие и есть главный коррупционный фактор в отрасли: не появится проект детальной планировки — значит, не будет подконтрольным строительство объектов в столице горкенешу, депутатам и общественности».

Относительно поднимаемого время от времени в обществе    вопроса о необходимости «рассекречивания» генплана  глава      Госархстроя поясняет, что  «в нем действительно есть некоторые секретные объекты, но их доля очень мала и к градостроительному процессу  такая секретность никакого отношения не имеет. Средства, вовремя выделенные горкенешами Бишкека и Оша на ПДП, утверждение их, последующий контроль — самые действенные меры против коррупции!».

В прошлом году под нажимом общественности и депутатов ЖК удалось добиться решения о выделении 20 миллионов сомов на разработку  проекта ПДП по Бишкеку.  Горкенеш  на самом деле выделил деньги — половину из намеченного, но и их не удалось освоить. По словам Т. Мамбетова, это прямая недоработка мэрии столицы. В этом году мэрия и горкенеш планируют вместе сделать ПДП.

Тендер  по его составлению уже проведен — эту работу предстоит  выполнить «Бишкекглавархитектуре», подотчетной  столичной мэрии и Госархстрою. Но в Госархстрое считают иначе: проект следует разрабатывать специализированным проектным организациям. В обязанности же «Бишкекглавархитектуры»  входит согласование градостроительных документов,  контроль за реализацией градостроительных документов, но не разработка ПДП.

Еще одна ранее действовавшая коррупционная схема прикрыта, рассказал Т. Мамбетов: «Ранее по линии проекта «Таза суу» международные донорские организации выделяли республике немалые долларовые ассигнования, причем остались недовольны тем, что деньги чаще всего использовались неэффективно, в результате чего финансирование прекратилось. С приходом новой власти мы три года убеждали их, что сейчас в  республике все по-другому, и наши старания увенчались успехом. С 2014 г.  приток финансов на эти цели возобновится,  обещано 20 млн. долларов. Но теперь доноры поставили условие: они выделят нам первоначально 750 тысяч сомов, нашей же стороне следует внедрить систему, эффективную модель для этого сектора, которая должна ликвидировать коррупционную схему», — подчеркивает  чиновник.

В заключение глава Госархстроя рассказал о еще трех крупных проектах: в этом году стартует  программа устойчивого развития Иссык-Кульской области, на что пойдет 37,5 млн. сомов. Еще около 60 млн. долларов осталось из объема финансовой помощи, ранее поступившей по линии международных доноров для восстановления южных городов Оша и Джалал-Абада, пострадавших в ходе июньских катаклизмов 2010 г. В этом году планируется завершить процесс восстановления.

Отрадно, что доноры готовы выделить Кыргызстану еще  60 млн. долларов в текущем году на проект по энергоэффективности. Но при этом  кредиторы поставили нам вполне справедливое условие: во-первых,  деньги пойдут не через госорганы, а через банки (ЕБРР и Турецкий). Во-вторых, вначале выделенные средства  оформлять как кредит, но если работу хорошо выполнят  (по европейским нормам) и при внедрении проекта энергоэффективности школ, административных зданий, больниц и прочих объектов  удастся сэкономить до 40% средств, то кредит нам переоформят как грант (полностью или частично — будет зависеть от того, как пойдет дело).

Елена МЕШКОВА.

Фото автора.






Добавить комментарий