Main Menu

В компании африканских стран

В материале «Уроки Лаоса», опубликованном в предыдущих номерах нашей газеты, мы рассказали о том, что государство в Лаосской НДР владеет только 10-процентной  долей в управлении в горнодобывающих компаниях. Этот факт показался нам очень любопытным. Ведь у нас в Кыргызстане политики, общественность полагают, что необходимо во что бы то ни стало владеть как можно большим количеством акций. Рысбек Токтогул, независимый эксперт по налогообложению в сфере недропользования, рассказывает о том, что такое мнение ошибочно.

— Итак, в связи с чем государства проявляют осторожность при участии в капитале добывающих компаний, не является ли налогообложение тому причиной, а именно роялти с выручки?

Основным в данном вопросе является то, что инвесторы пытаются максимизировать прибыль и денежные потоки, а государства — получить как можно больше выгод в любой форме: налоги, рабочие места, закупки и дивиденды, а также сохранить минимум влияния на окружающую среду.

К большому сожалению, отсутствуют какие-либо официальные данные по сравнению налоговых систем Кыргызстана и Лаоса, наиболее доступным является исследование PricewaterhouseCoopers (www.pwc.com) для рейтинга Всемирного банка Doing Business, основанное на общей ставке налогового бремени (Effective Tax Rate).

Налоги с выручки (Revenue based) — наиболее простая форма в основном роялти, так как позволяют проводить наиболее легкое администрирование. Налоги с прибыли (Profit/Corporate Income Tax)  наиболее справедливы, учитывают влияние затрат инвестора. Кроме них, существуют и иные налоги и платежи, основным из которых является платеж за загрязнение окружающей среды. Причем они могут устанавливаться как законами, так и соглашениями с инвесторами.

Почему дивиденды и соответственно участие в капитале непривлекательны для государства? Дивиденды расчитаны на долгосрочный период, специфика добывающей отрасли основана на постоянной разведке и подтверждении запасов после длительного строительства рудников для извлечения сырья до стадии разработки. В связи с этим первое время все компании убыточны, и убытки в первую очередь необходимо погасить при появлении прибыли,  тогда как налоги рассчитаны на краткорочный период и могут взыматься даже в период строительства.

Во-вторых, государство как сторона, предоставляющая права в форме лицензий, соглашений и других форм, само является регулятором добывающего сектора, т.е. определяет политику его развития и техники безопасности, охраны окружающей среды, фискальную, принимает законодательные акты и стандарты, проводит инспектирование (проверки) и разбирательства, что должно быть максимально подчинено цели регулирования отрасли. Когда государство участвует в капитале добывающих компаний, его цели как акционера и регулятора сильно противоречат друг другу и возникает конфликт интересов, что приводит к существенному риску принятия неверного решения.

В-третьих, как бы парадоксально это ни звучало, доля государственного участия для инвесторов не может превышать блокирующего уровня, тем самым участие с малой долей в капитале утрачивает смысл.

Ну и, наконец, государства в большинстве случаев пытаются получить долю участия в добывающих проектах бесплатно, что приводит к дополнительным затратам инвесторов, а значит, влияет на уровень инвестиционного климата страны.

Поэтому в последнее время государства отказываются от участия в капитале добывающих компаний в пользу использования методов регулирования, в том числе изъятия доходов через регулирование сектора.

В труде «Роялти в добывающем секторе. Глобальное исследование их влияния на инвесторов, правительства и гражданское общество», опубликованном под эгидой Всемирного банка, говорится:

«В 1970-х и начале 1980-х годов многие развивающиеся страны, которые разрешили иностранные инвестиции в горнодобывающую отрасль, требовали государственную долю участия в крупных горных проектах. Этот пакет доли в некоторых случаях оплачивался государством, предоставлялся бесплатно государству или оплачивался государством на основании пассивного участия. Тогда государство имело права на распределение прибыли  на основании ее доли в акционерном капитале. Компании неохотно заключают соглашения там, где государство стремится иметь долю участия. Сегодня такие договоренности являются редкими за пределами нескольких экваториальных африканских наций».

 

Спрашивала 

Алия МОЛДАЛИЕВА. 






Добавить комментарий