В компании африканских стран
В материале «Уроки Лаоса», опубликованном в предыдущих номерах нашей газеты, мы рассказали о том, что государство в Лаосской НДР владеет только 10-процентной долей в управлении в горнодобывающих компаниях. Этот факт показался нам очень любопытным. Ведь у нас в Кыргызстане политики, общественность полагают, что необходимо во что бы то ни стало владеть как можно большим количеством акций. Рысбек Токтогул, независимый эксперт по налогообложению в сфере недропользования, рассказывает о том, что такое мнение ошибочно.
— Итак, в связи с чем государства проявляют осторожность при участии в капитале добывающих компаний, не является ли налогообложение тому причиной, а именно роялти с выручки?
Основным в данном вопросе является то, что инвесторы пытаются максимизировать прибыль и денежные потоки, а государства — получить как можно больше выгод в любой форме: налоги, рабочие места, закупки и дивиденды, а также сохранить минимум влияния на окружающую среду.
К большому сожалению, отсутствуют какие-либо официальные данные по сравнению налоговых систем Кыргызстана и Лаоса, наиболее доступным является исследование PricewaterhouseCoopers (www.pwc.com) для рейтинга Всемирного банка Doing Business, основанное на общей ставке налогового бремени (Effective Tax Rate).
Налоги с выручки (Revenue based) — наиболее простая форма в основном роялти, так как позволяют проводить наиболее легкое администрирование. Налоги с прибыли (Profit/Corporate Income Tax) наиболее справедливы, учитывают влияние затрат инвестора. Кроме них, существуют и иные налоги и платежи, основным из которых является платеж за загрязнение окружающей среды. Причем они могут устанавливаться как законами, так и соглашениями с инвесторами.
Почему дивиденды и соответственно участие в капитале непривлекательны для государства? Дивиденды расчитаны на долгосрочный период, специфика добывающей отрасли основана на постоянной разведке и подтверждении запасов после длительного строительства рудников для извлечения сырья до стадии разработки. В связи с этим первое время все компании убыточны, и убытки в первую очередь необходимо погасить при появлении прибыли, тогда как налоги рассчитаны на краткорочный период и могут взыматься даже в период строительства.
Во-вторых, государство как сторона, предоставляющая права в форме лицензий, соглашений и других форм, само является регулятором добывающего сектора, т.е. определяет политику его развития и техники безопасности, охраны окружающей среды, фискальную, принимает законодательные акты и стандарты, проводит инспектирование (проверки) и разбирательства, что должно быть максимально подчинено цели регулирования отрасли. Когда государство участвует в капитале добывающих компаний, его цели как акционера и регулятора сильно противоречат друг другу и возникает конфликт интересов, что приводит к существенному риску принятия неверного решения.
В-третьих, как бы парадоксально это ни звучало, доля государственного участия для инвесторов не может превышать блокирующего уровня, тем самым участие с малой долей в капитале утрачивает смысл.
Ну и, наконец, государства в большинстве случаев пытаются получить долю участия в добывающих проектах бесплатно, что приводит к дополнительным затратам инвесторов, а значит, влияет на уровень инвестиционного климата страны.
Поэтому в последнее время государства отказываются от участия в капитале добывающих компаний в пользу использования методов регулирования, в том числе изъятия доходов через регулирование сектора.
В труде «Роялти в добывающем секторе. Глобальное исследование их влияния на инвесторов, правительства и гражданское общество», опубликованном под эгидой Всемирного банка, говорится:
«В 1970-х и начале 1980-х годов многие развивающиеся страны, которые разрешили иностранные инвестиции в горнодобывающую отрасль, требовали государственную долю участия в крупных горных проектах. Этот пакет доли в некоторых случаях оплачивался государством, предоставлялся бесплатно государству или оплачивался государством на основании пассивного участия. Тогда государство имело права на распределение прибыли на основании ее доли в акционерном капитале. Компании неохотно заключают соглашения там, где государство стремится иметь долю участия. Сегодня такие договоренности являются редкими за пределами нескольких экваториальных африканских наций».
Спрашивала
Алия МОЛДАЛИЕВА.
Related News
Совместили приятное с полезным
Завершился рабочий визит Президента Садыра Жапарова в Санкт-Петербург, где он принял участие в неформальной встречеRead More
Анонсы!
С участием Президента Садыра Жапарова состоялась торжественная церемония вручения государственных наград отличившимся кыргызстанцам — представителямRead More