ИУЗ: требуется всестороннее обучение
Более чем за двадцатилетний период суверенного развития в Кыргызстане сложилось религиозное многообразие благодаря либеральному законодательству, активному миссионерству зарубежных государств и усилиям верующих граждан. Поэтому, по мнению многих зарубежных экспертов, религиозная ситуация у нас, несмотря на наличие многочисленных проблем, оценивается как относительно благоприятная в области вероисповедания на всем постсоветском пространстве.
Недавние решения Совета обороны республики в отношении государственно-религиозной политики имеют шанс остаться в новейшей истории как судьбоносные в плане коренных преобразований в религиозной сфере. И это благодаря политической воле нашего Президента. Вполне закономерно, что в большей степени они коснулись реформирования Духовного управления мусульман Кыргызстана, представляющего исламскую конфессию, от стабильности которой зависит устойчивость религиозной ситуации в стране. А пока здесь существует целый комплекс проблем, вызывающий опасения у государственных органов, связанных с деятельностью запрещенных исламских политических партий и движений: «Хизб ут-Тахрир», «ИДУ», «Акромия»; экстремистских движений джихадистско-такфиритского направления «Жайшуль Махди», «Джунд-уль-Халифат», «Ансаруллах», «Ат-Такфир-Валь Хиджра»; аполитичных международных организаций: «Таблиги Джаамат», «Нуржилер», «Ахмадия» и др; насильственного экстремизма на почве прозелитизма. Результатом их деятельности явились раскол и внутриобщинное противостояние в мусульманской общине, радикализация молодежи и вовлечение ее в военные и террористические действия.
Влияние исторического наследия слабой исламизации кыргызов в далеком прошлом, а также более чем 70-летний период тоталитарной атеизации общественно-политической и культурной жизни отражаются в нынешней действительности. Нарушение норм шариата духовенством и соблюдающими мусульманами, использование религиозных атрибутов и символики в личных целях (для бизнеса и обогащения); факты перехода кыргызов в другие религии, большая распространенность шаманско-тенгрианских реликтов подтверждают особенность кыргызстанской религиозности.
Поэтому в отношении перспектив развития исламских процессов в нашем обществе существуют крайне противополярные мнения. В то время как часть политической элиты явно проявляет свою религиозность, открыто демонстрируя свою идеологическую принадлежность и рекомендуя введение принципов и норм ислама в жизнь общества, другая открыто выражает недовольство, предлагая сдерживание по принципу «чем меньше, тем лучше».
Вместе с тем точкой соприкосновения мнений той и другой стороны в этом вопросе является создание качественной системы исламского образования. В этом плане оказание помощи государством заключается в решении существующих проблем, определении необходимых правил и разграничений как юридического и этического, так и сугубо идейного характера.
Решение исламских проблем в России Президент В. Путин также начинал с «комплекса мер по оказанию организационной, материальной и методической помощи в развитии сферы религиозного образования, прежде всего мусульманского» еще в 2002 г. Но только через пять лет государство предусмотрело ежегодное финансирование в объеме 300 млн. рублей в год на подготовку специалистов с углубленным изучением истории и культуры ислама. Чуть позже были внесены изменения в ряд законодательных актов, религиозным учебным заведениям было предоставлено право получать лицензию Министерства образования и науки на осуществление образовательной деятельности и государственную аккредитацию на выдачу документов государственного образца о соответствующем уровне образования. Таким образом, религиозное образование стало частью правового поля России, а Минобразования получило рычаги контроля над учебными программами религиозных организаций.
Следует заметить, что процесс возрождения сети исламского религиозного образования в Кыргызстане с 90-х гг. ХХ в. по настоящее время проходил без какого-либо контроля со стороны государственных структур. В результате к началу 2014 г. в 77 исламских учебных заведениях (иузах) 438 преподавателей обучали 4 565 учащихся — будущих исламских священнослужителей. Вместе с тем при количественном росте иузов отмечался низкий уровень качества обучения. Увеличение количества исламских культовых учебных заведений, центров и фондов, безусловно, сопровождалось развитием исламского самосознания населения, существенным ростом популярности ислама, мусульманских организаций и священнослужителей. Однако в том виде, в котором существуют исламские учебные заведения, сложно ждать скорых перемен в лучшую сторону.
За время своего существования (с 1993-го по 2013 г.) иузов подготовили и выпустили 2 989 студентов, т.е. ежегодно в среднем по 150 дипломированных специалистов, не считая зарубежных выпускников, с присвоением квалификаций: имам-хатиб, мударис, специалист в области шариата и арабского языка, каарылык. География расположения религиозных учебных заведений оказалась довольно пропорциональной: на юге республики действует 4 исламских вуза, 35 медресе и одна церковно-приходская школа, на севере — 6 исламских вузов, 30 медресе, 7 христианских вузов и 8 средних. Также соразмерным оказалось процентное соотношение религиозных учебных заведений по отношению к количеству верующих. В стране более 80% верующих составляют мусульмане, соответственно исламские учебные заведения составили 84,6% , христианские -17,5%.
Внутреннее состояние иузов показали результаты обследования, проведенного межведомственной рабочей группой в 2012 году.
В общей сложности было исследовано 4 института и 37 медресе, что составляет более половины всех имеющихся в республике исламских религиозных учебных заведений. В итоговой справке по результатам проверок и ознакомительных встреч с руководителями иузов, бесед с учащимися и студентами отмечается, что общее состояние проверенных институтов и медресе в удовлетворительном состоянии. Среди проверяемых иузов есть очень хорошие со всеми условиями обучения, проживания, материально-технической базой, но есть и заведения, находящиеся в очень плачевном состоянии. Тут нет элементарных условий обучения и проживания. Учредителями большинства иузов являются наши соотечественники, спонсорами — местные жители, родители, у некоторых имеются постоянные спонсоры, зарубежные фонды. В обследованных институтах и медресе работают 287 преподавателей с разным уровнем образования (от среднего религиозного и самообразования до высшего религиозного образования), они обучают 2 602 учащихся в возрасте от 16 до 27 лет (из них 707 девушек).
В ходе интервьюирования руководители иузов просили об оказании финансовой помощи при введении в учебный процесс светских дисциплин, материально-технической поддержки в виде школьного оборудования, а также предоставления льгот на оплату коммунальных услуг и др., приводя пример поддержки государством иузов в Российской Федерации.
Кроме этого, были следующие предложения и пожелания: принимать учащихся в исламские университеты и институты только после полного среднего образования при наличии аттестата об окончании школы, в медресе — только после получения общего среднего образования.
Анализ процесса становления исламского религиозного образования в нашей республике позволил выделить два основных периода в его развитии. I период — процесс формирования сети исламских учебных заведений, II период начинается с 2008 г. и продолжается по настоящее время — это период институционализации религиозного образования в масштабе государства. В это время предпринимается попытка институционализации исламского образования в Кыргызстане, которая прерывается апрельской революцией 2010 г. Процесс возрождается в 2013 г. По инициативе депутата ЖК КР
К. Осмоналиева был инициирован проект закона «О религиозном образовании и религиозных учебных заведениях», которым предусматривается установление стандартов религиозного образования, упорядочение учебных заведений, их материально-технической базы, а также учетной регистрации зарубежных религиозных учебных заведений (центров, представительств, отделений). В соответствии с законопроектом религиозным учебным заведениям предлагается ввести в учебные планы 30-40% светских дисциплин для того, чтобы дипломы вуза имели статус светского, а также подготовку исламской интеллигенции, отвечающей современным требованиям, обладающей глубокими знаниями религии и светских наук.
5 марта 2013 г. проходили парламентские слушания на тему «О состоянии религиозной ситуации и религиозного образования в КР». Выступившие спикер ЖК КР А. Жээнбеков, его заместитель Т. Зулпукаров, вице-премьер-министр КР К. Талиева отметили, что принятие данного закона решит проблему соответствия дипломов духовного и светского образования, а выпускники смогут получить возможность служить не только в мечетях, но и в сфере науки, образования и государственной службы.
Однако многие руководители религиозных организаций, в том числе ДУМК и РПЦ, выступили против данного проекта закона. Принципиальное противоречие вызвали статьи проекта, касающиеся требований государственного лицензирования и стандартов религиозного образования. Как известно, в соответствии с требованиями Министерства образования и науки учебные заведения должны располагать достаточной материально-технической базой, кадровым потенциалом, иметь в собственности не только здание, отвечающее архитектурным требованиям, но и развитую инфраструктуру в виде учебных помещений, оборудования, современной библиотеки, оснащенной новейшими научно-методическими пособиями, информационной технологией и др. Кроме того, на каждом факультете должны преподавать не менее двух докторов наук, на каждой кафедре — не менее двух кандидатов наук и т.д.
Безусловно, руководители исламских учебных заведений опасаются, что в случае реализации данного закона их учреждения не смогут выдержать лицензионных требований и будут закрыты. Тем не менее инициированный Закон «О религиозном образовании…» стимулировал реформирование иузов в ДУМК. Советник муфтия Ю. Лома, который стоял у истоков реформирования исламских учебных заведений еще в 2008 г., рассказал о нынешних процессах реформирования, которые были структурированы и приведены в многоуровневую систему религиозного образования на начальных исламских курсах изучения Корана при мечетях, в медресе, в университетах и институтах, в магистратуре, аспирантуре.
ДУМК разработан проект концепции исламского образования, предлагающий Совету улемов и муфтияту разработать и утвердить для каждой ступени иузов соответствующий образовательный стандарт по «Исламской теологии»; составить учебные планы в соответствии со стандартами исламского образования; ввести светские дисциплины.
Таким образом, процесс институционализации функционирующих у нас иузов находится в стадии концептуальной разработки. В конечном итоге предлагаемый закон и государственная аккредитация диплома позволит выпускникам иузов трудоустраиваться практически во все государственные институты власти, что создаст больше возможностей в деле внедрения исламских ценностей в жизнь общества.
Но… Сложность заключается в том, что все исламские учебные заведения являются частными и принадлежат собственникам, для которых они являются источником их жизнедеятельности, привлечения спонсорских средств и т.д.
В этом плане важно не перегнуть палку, благие намерения не превратить в формальное намерение помочь религии.
Существует целесообразность создания альтернативной Кыргызской исламской академии, пилотируемой из Фонда «Ыйман», для подготовки магистрантов, аспирантов, докторантов по исламской теологии. Эта отечественная модель исламского образования в перспективе позволит перехватить инициативу у зарубежных учебных заведений в сфере как исламского, так и теологического обучения.
Для решения существующих проблем в сфере исламского религиозного образования необходимо доработать проект закона «О религиозном образовании» с учетом мнения ДУМК и экспертного сообщества. Причем государство должно лицензировать только светский компонент религиозного образовательного стандарта и предусмотреть финансирование светского компонента.
Для создания конкурентной образовательной среды исламских учреждений образования внести пункт в новый Устав ДУМК: «предпочтение при трудоустройстве выпускников иузов отдается дипломам отечественных исламских учебных заведений».
И вот еще о чем. Государству не стоит глубоко вмешиваться с инспекционными проверками в деятельность иузов, но оно обязано проверять их деятельность на предмет содержания радикальных и экстремистских идей в образовательных программах.
Назира КУРБАНОВА,
доктор исторических наук, зав. кафедры истории
Кыргызстана Института истории и социально-
правового образования КГУ им. И. Арабаева, член
Общественного экспертного совета при Президенте КР.
Related News
Голод не страшен
В Кыргызстане запасы продовольственных товаров первой необходимости имеются в достаточном количестве. Об этом сообщил заместительRead More
Совместили приятное с полезным
Завершился рабочий визит Президента Садыра Жапарова в Санкт-Петербург, где он принял участие в неформальной встречеRead More