Main Menu

ИУЗ: требуется всестороннее обучение

Более чем за двадцатилетний период суверенного развития  в Кыргызстане  сложилось религиозное многообразие благодаря либеральному законодательству, активному миссионерству зарубежных государств и усилиям верующих граждан. Поэтому, по мнению многих  зарубежных экспертов, религиозная ситуация у нас, несмотря на наличие многочисленных проблем, оценивается как относительно благоприятная в области вероисповедания на всем постсоветском пространстве. 

Недавние решения Совета обороны республики в отношении государственно-религиозной  политики имеют шанс остаться в  новейшей истории как судьбоносные в плане коренных преобразований в религиозной сфере. И это благодаря политической воле нашего Президента. Вполне закономерно,  что в большей степени они коснулись реформирования Духовного управления мусульман Кыргызстана, представляющего исламскую конфессию, от стабильности которой зависит устойчивость религиозной ситуации в стране. А пока здесь существует целый комплекс  проблем, вызывающий опасения у государственных органов, связанных с деятельностью запрещенных исламских политических партий и движений: «Хизб ут-Тахрир», «ИДУ», «Акромия»;  экстремистских движений джихадистско-такфиритского направления «Жайшуль Махди», «Джунд-уль-Халифат», «Ансаруллах», «Ат-Такфир-Валь Хиджра»; аполитичных международных  организаций: «Таблиги Джаамат», «Нуржилер»,     «Ахмадия» и др;  насильственного экстремизма на почве прозелитизма. Результатом их деятельности явились  раскол и  внутриобщинное противостояние в мусульманской общине, радикализация молодежи и вовлечение ее в военные и террористические действия.

3Влияние исторического наследия слабой исламизации кыргызов в далеком прошлом, а также более чем 70-летний период тоталитарной атеизации общественно-политической и  культурной жизни отражаются в нынешней действительности.   Нарушение норм шариата духовенством и соблюдающими мусульманами, использование религиозных атрибутов и символики в личных целях (для бизнеса и обогащения); факты перехода кыргызов в другие религии, большая  распространенность шаманско-тенгрианских реликтов подтверждают особенность кыргызстанской  религиозности.

Поэтому   в  отношении перспектив развития исламских процессов  в нашем обществе существуют крайне противополярные мнения. В то время как часть политической элиты явно проявляет свою религиозность,  открыто демонстрируя свою идеологическую  принадлежность и  рекомендуя введение принципов и норм ислама  в жизнь общества,  другая открыто выражает недовольство, предлагая  сдерживание по принципу «чем меньше,  тем лучше».

Вместе с тем точкой соприкосновения мнений той и другой стороны в этом вопросе  является создание качественной системы исламского образования. В этом плане оказание помощи государством заключается в решении существующих проблем, определении необходимых правил и разграничений как юридического и этического, так и сугубо идейного характера.

Решение исламских проблем в России Президент В. Путин также начинал с «комплекса мер по оказанию организационной, материальной и методической помощи в развитии сферы религиозного образования, прежде всего мусульманского» еще  в 2002 г.  Но только через пять лет государство предусмотрело ежегодное финансирование в объеме 300 млн. рублей в год на подготовку специалистов с углубленным изучением истории и культуры ислама. Чуть позже были внесены изменения в ряд законодательных актов,  религиозным учебным заведениям было предоставлено право получать лицензию Министерства образования и науки на осуществление образовательной деятельности и государственную аккредитацию на выдачу документов государственного образца о соответствующем уровне образования. Таким образом, религиозное образование стало частью правового поля России, а Минобразования получило рычаги контроля над учебными программами религиозных организаций.

Следует заметить, что процесс возрождения сети исламского религиозного образования в Кыргызстане с 90-х гг. ХХ в. по настоящее время проходил без какого-либо контроля со стороны государственных структур. В результате к началу 2014 г.    в 77 исламских учебных заведениях (иузах) 438 преподавателей обучали 4 565 учащихся — будущих исламских священнослужителей. Вместе с тем при количественном  росте  иузов  отмечался низкий уровень качества обучения. Увеличение количества исламских культовых учебных заведений, центров и фондов, безусловно, сопровождалось  развитием исламского самосознания населения, существенным  ростом популярности ислама, мусульманских организаций и  священнослужителей. Однако в том виде, в котором существуют исламские учебные заведения, сложно ждать скорых перемен в лучшую сторону.

За время своего существования (с  1993-го по 2013 г.) иузов подготовили и выпустили 2 989 студентов, т.е. ежегодно в среднем  по 150 дипломированных специалистов, не считая зарубежных выпускников, с присвоением квалификаций: имам-хатиб, мударис, специалист в области шариата и арабского языка, каарылык. География расположения религиозных учебных заведений оказалась довольно пропорциональной: на юге республики действует 4 исламских вуза, 35 медресе и одна церковно-приходская школа, на севере — 6 исламских вузов, 30 медресе, 7 христианских вузов и 8 средних. Также соразмерным оказалось  процентное соотношение религиозных учебных  заведений по отношению к количеству верующих.  В стране более 80% верующих составляют мусульмане, соответственно исламские учебные заведения составили  84,6% ,   христианские -17,5%.

Внутреннее состояние иузов показали результаты обследования,  проведенного межведомственной рабочей группой в 2012 году.

В общей сложности было исследовано 4 института и 37 медресе, что составляет более половины всех имеющихся в республике  исламских религиозных учебных заведений. В итоговой справке по результатам проверок и  ознакомительных встреч с руководителями иузов, бесед с учащимися и студентами отмечается, что общее состояние проверенных институтов и медресе в удовлетворительном состоянии. Среди проверяемых иузов есть очень хорошие со всеми условиями обучения, проживания, материально-технической базой, но есть и заведения, находящиеся  в очень плачевном состоянии. Тут нет элементарных условий обучения и проживания. Учредителями большинства иузов являются наши соотечественники,  спонсорами — местные жители, родители, у  некоторых   имеются  постоянные   спонсоры,  зарубежные фонды. В обследованных   институтах и медресе работают 287 преподавателей с разным уровнем образования  (от   среднего религиозного и самообразования до высшего религиозного образования), они обучают  2 602 учащихся в возрасте от 16 до 27 лет (из них 707 девушек).

В ходе интервьюирования руководители иузов просили об оказании финансовой помощи  при введении в учебный процесс светских дисциплин, материально-технической поддержки в виде школьного оборудования, а также предоставления  льгот на оплату коммунальных услуг и др., приводя пример поддержки государством иузов в  Российской Федерации.

Кроме этого, были следующие предложения и пожелания:  принимать учащихся в исламские университеты и институты только после полного среднего образования при наличии аттестата об окончании школы, в медресе — только после  получения  общего среднего образования.

Анализ  процесса становления исламского религиозного образования в нашей республике позволил выделить два основных периода в его  развитии. I период — процесс  формирования сети исламских  учебных заведений, II период  начинается с 2008 г. и продолжается по настоящее время — это период институционализации религиозного образования в масштабе государства. В это время предпринимается  попытка институционализации исламского образования в Кыргызстане, которая прерывается апрельской революцией 2010 г. Процесс  возрождается в 2013 г. По инициативе депутата ЖК  КР

К. Осмоналиева был инициирован проект  закона «О религиозном образовании и религиозных учебных заведениях», которым предусматривается установление стандартов религиозного образования, упорядочение учебных заведений, их материально-технической базы, а также учетной регистрации зарубежных религиозных учебных заведений (центров, представительств, отделений). В соответствии с законопроектом религиозным учебным заведениям предлагается  ввести в учебные планы 30-40% светских дисциплин для того, чтобы дипломы вуза имели статус светского, а также подготовку исламской интеллигенции, отвечающей современным требованиям, обладающей глубокими знаниями религии и светских наук.

5 марта 2013 г. проходили парламентские слушания на тему «О состоянии религиозной ситуации и религиозного образования в КР». Выступившие спикер ЖК КР А. Жээнбеков, его  заместитель Т. Зулпукаров, вице-премьер-министр КР К. Талиева отметили, что принятие данного закона  решит проблему соответствия дипломов духовного и светского образования, а выпускники смогут получить возможность  служить не только в мечетях, но и в сфере науки, образования и  государственной службы.

Однако многие  руководители религиозных организаций, в том числе ДУМК и РПЦ, выступили против  данного проекта закона. Принципиальное противоречие вызвали статьи проекта, касающиеся требований государственного лицензирования и стандартов религиозного образования. Как известно, в соответствии с требованиями  Министерства образования и науки учебные заведения должны располагать достаточной материально-технической базой,  кадровым потенциалом, иметь  в собственности  не только здание, отвечающее архитектурным требованиям, но и развитую инфраструктуру в виде учебных помещений, оборудования,  современной библиотеки,  оснащенной новейшими научно-методическими пособиями, информационной технологией и др. Кроме того,  на каждом факультете должны преподавать не менее двух докторов наук, на каждой кафедре — не менее двух кандидатов наук и т.д.

Безусловно, руководители исламских учебных заведений опасаются, что в случае реализации данного закона их учреждения не смогут выдержать лицензионных требований и будут закрыты. Тем не менее  инициированный Закон «О религиозном образовании…» стимулировал реформирование иузов в ДУМК. Советник муфтия Ю. Лома, который стоял у истоков реформирования  исламских учебных заведений еще в 2008 г., рассказал о нынешних  процессах реформирования, которые были структурированы и приведены в многоуровневую систему религиозного образования на  начальных исламских курсах изучения Корана при мечетях, в медресе, в университетах и институтах, в магистратуре, аспирантуре.

ДУМК разработан проект концепции исламского образования, предлагающий  Совету улемов и муфтияту разработать и  утвердить для каждой ступени иузов  соответствующий образовательный стандарт по «Исламской теологии»; составить учебные планы в соответствии со стандартами исламского образования; ввести светские дисциплины.

Таким образом, процесс институционализации функционирующих у нас  иузов находится в стадии концептуальной  разработки.  В конечном итоге  предлагаемый закон и   государственная аккредитация диплома позволит выпускникам иузов трудоустраиваться практически во все государственные институты власти, что создаст больше возможностей  в деле внедрения исламских ценностей в жизнь общества.

Но… Сложность заключается в том, что  все исламские учебные заведения являются частными и принадлежат собственникам, для которых они являются источником их жизнедеятельности,   привлечения спонсорских средств и т.д.

В этом плане важно не перегнуть палку, благие намерения не превратить в формальное намерение помочь  религии.

Существует целесообразность создания альтернативной Кыргызской исламской академии, пилотируемой из Фонда «Ыйман», для подготовки  магистрантов, аспирантов, докторантов по исламской теологии. Эта отечественная модель исламского образования  в перспективе позволит перехватить инициативу у зарубежных учебных заведений в сфере как исламского,  так и теологического обучения.

Для решения существующих проблем в сфере исламского религиозного образования необходимо  доработать  проект закона «О религиозном образовании»  с учетом мнения ДУМК и экспертного сообщества. Причем государство должно лицензировать только светский компонент религиозного образовательного стандарта и предусмотреть финансирование светского компонента.

Для создания конкурентной образовательной среды исламских учреждений образования внести пункт в новый Устав ДУМК: «предпочтение при трудоустройстве выпускников иузов отдается дипломам  отечественных исламских учебных заведений».

И вот еще о чем. Государству не стоит глубоко вмешиваться с инспекционными проверками в деятельность иузов, но оно обязано проверять их  деятельность на предмет содержания радикальных и экстремистских идей в образовательных программах.

Назира КУРБАНОВА,  

доктор исторических наук, зав. кафедры истории 

Кыргызстана Института истории и социально-

правового образования   КГУ им. И. Арабаева, член 

Общественного экспертного совета при Президенте КР.






Добавить комментарий