Main Menu

Дорога в объезд. Почему она тоже оказалась тупиковой и наткнулась на минометный огонь?

НАША БЕДА — БЕЗРАЗЛИЧИЕ.

IMG_1031Султанбай Айжигитов  окончил Рижский институт инженеров гражданской авиации, Высшие курсы  КГБ СССР, экономический факультет Кыргызского государственного университета. В 1980-х гг. работал инженером Фрунзенского объединенного авиаотряда, позже служил в органах национальной безопасности КР.  Дважды  занимал пост губернатора Баткенской области: в 2005-2008 гг. и краткий период (8 месяцев) — в 2010-2011 гг. Работал советником двух президентов КР — К. Бакиева и А. Атамбаева. Сейчас — лидер ОО “Акниет кыймылы”.

— Султанбай Абдрашитович, вы родом из Баткенской области и дважды работали там губернатором. Как оцениваете произошедший недавно на границе с Таджикистаном конфликт? 

— Полагаю, это очень тревожный сигнал на будущее. Предварительный завоз тяжелой военной техники в анклав Ворух таджикской стороной, вооруженное вторжение группы их пограничников на землю суверенного Кыргызстана, прицельный  минометный обстрел стратегически важных инфраструктурных объектов на территории Баткенского района, а затем попытка руководства таджикских пограничных войск оправдать свои действия как правомерные являются убедительными признаками  предварительно спланированной военной провокации  и  наличия определенных сил в соседней республике, желающих решить пограничные проблемы силовыми методами. Целями такой провокации могут быть только дестабилизация обстановки на данном участке границы, попытка морально-психологического давления  и  вынуждение к миграции кыргызского населения с приграничных территорий Баткенского района. Кем бы ни были инициаторы, они враги прежде всего таджикского народа,  совершившие покушение на вековую дружбу двух братских стран. Это с одной стороны. С другой — соседи обращаются с нами таким образом, потому что мы позволяем им так вести себя с нами…

_MG_9531— Недавно довелось слышать, что заниматься вопросами делимитации и демаркации границы должны специалисты (географы, историки, дипломаты), а дело губернаторов — обустраивать приграничные территории. И все же  ваше мнение: почему процесс определения линии границ идет так туго и то и дело возникают конфликты? 

— Главная причина — наше отношение к пограничным проблемам, близкое к безразличию. В случае возникновения инцидентов вместо системного решения устраивается кампания заглаживания. Отсутствует   долгосрочная пограничная концепция, нет стабильности и солидарности в стране. В системе  управления  регионами  царит неопределенность. Эта система не соответствует схеме управления регионами наших ближайших соседей, что  не позволяет оперативно решать вопросы на региональном уровне. Кроме всего перечисленного, продолжается кадровая неразбериха, сильна коррупция, отсутствует преемственность на местах в решении пограничных вопросов.

ворух5

— Что вы имеете в виду под преемственностью? 

— К примеру, в 2005-2006 годах  при поддержке австрийских специалистов мы разработали мастер-план долгосрочного  развития Баткенской области  до 2035 года. Особое внимание в нем  уделили обеспечению инфраструктурной независимости области и развитию приграничных зон.  Разработали проекты реабилитации и строительства объездных дорог. В частности, вокруг анклава Сох (Узбекистан): Айгульташ — Согмент — Таян, Таян — Сай — Сырт, Бел — Божой, Баткен — Бургонду — Пульгон — Коктала; вокруг с. Чорку и анклава Ворух (Таджикистан):  Баткен — Кокташ — Самаркандек.    Многие из этих дорог успешно  были реабилитированы и построены  ашарным методом. Например, Баткен — Бургонду — Пульгон, о чем в свое время много говорили и писали. Я  перечислил только основные  трассы, не назвав дороги небольшой протяженности в Ляйлякском, Баткенском и Кадамджайском районах.

_MG_9340В 2007 году был разработан пилотный  проект развития Аксайского айыльного округа Баткенского района на 2008-2011 годы. Выбор  округа стал не случайным, поскольку в нем концентрированно присутствуют все пограничные  проблемы, имеющиеся  в Кыргызстане, и в случае успеха он мог  бы стать образцом системного решения. Этим же проектом предусматривалось строительство объездной дороги Кокташ — Аксай — Тамдык  вокруг анклава Ворух,  которая сегодня почему-то послужила поводом для  конфликта. Хотя на тот момент территория, по которой она должна была пройти, не вызывала никаких споров сторон. Своевременное осуществление проекта предотвратило бы сегодняшний вооруженный  инцидент. Но, к сожалению, после смены руководства области проект  забыли,  и теперь  мы заслуженно расплачиваемся за допущенную оплошность. Проект до сих пор находится где-то в     недрах Министерства  финансов.  Его стоимость  составляла примерно 360 млн. сомов, причем из государственного  бюджета  планировалось потратить только около 200 млн. сомов, а все остальные расходы  покрыть за счет привлечения грантов, трудового участия населения и т. д.

В мастер-плане также уделялось много  внимания развитию оросительных систем и освоению  земель в приграничной  зоне (с тем, чтобы в последующем  заселить их и обеспечить защиту границ), снабжению сел питьевой водой, проведению независимых электролиний и внедрению сотовой связи,  строительству школ, ФАПов и многому другому. В целом  план  предусматривал системное развитие всех отраслей экономики области. Не  хочется утомлять читателя подробностями, отмечу только, что его полное   осуществление позволило бы  довести ВВП Баткенской области более чем до 500 млрд. сомов в год при условии, что развитие действительно будет системным, а не урывочным  в угоду политической конъюнктуре. Добавлю, что потенциальные  возможности других  областей не менее впечатляющие, не говоря уже о ресурсах страны в целом. А кто нам мешает развиваться и хорошо жить? Только мы сами!

В настоящее время основной головной болью Баткенской области  продолжают оставаться дороги, вода и граница. Причем решение двух первых  автоматически решает 90 процентов проблем границы и   территориальной целостности  страны. К примеру, если взять своевременно построенную объездную дорогу  Баткен — Кокташ — Самаркандек вокруг с. Чорку (Таджикистан),  то это позволило решить сразу несколько стратегически важных задач:  проложить дорогу по своей территории, защитить канал, снабжающий водой  Торткульское  водохранилище из реки Исфары, от вандализма со стороны таджикских  граждан, создать благоприятные условия для развития инфраструктуры, заселения граждан и остановки ползучего  захвата  наших приграничных земель со стороны соседей, для эффективной охраны  государственной границы пограничными войсками КР. А вот упущение  своевременного благоприятного момента строительства объездной дороги Кокташ — Аксай — Тамдык привело к вооруженному конфликту. Боюсь, что, к сожалению,   это только начало, если мы не изменим своего отношения к собственной безопасности.

Решить сразу несколько стратегически важных задач также можно,  развивая социальную  инфраструктуру в    населенных пунктах приграничья или осваивая новые земли с последующим их заселением. К примеру, если взять печально известные села Чарбак или Таштумшук в Баткенском районе, то строительство в них средних школ и ФАПов значительно повысило безопасность наших граждан и снизило  конфликтность, избавив людей от необходимости пересекать территорию соседей, чтобы попасть в школу или лечебные заведения, расположенные в другом селе. Убежден, что    инфраструктурное развитие приграничной зоны  и  социальная защита населения  — не столько социально-экономические категории,  сколько вопрос национальной безопасности и территориальной целостности нашего государства.

— Анклавы  и эксклавы — острова другой страны в окружении чужих земель. По словам одного из наших ученых, который долгие годы в составе правительственных делегаций Кыргызстана вел переговоры по поводу делимитации и демаркации границ, анклавы и эксклавы — это часть чудовищного замысла Сталина, исходившего из принципа «Разделяй и властвуй!». Вы знаете, как  решить проблему анклавов и эксклавов? 

— В мировой практике существуют три способа  решения их проблем. Первый —  вооруженный, к которому пытаются прибегнуть таджикские пограничники, но совершенно неприемлемый для нас.    Второй — адекватный обмен территориями, весьма приемлемый, но крайне сложный и затяжной. Третий способ — особый режим функционирования. Его суть заключается в  следующем. Проводятся ускоренные делимитация и демаркация границы по периметру анклавов-эксклавов с установкой всех необходимых демаркационных знаков, пограничной инфраструктуры. Обеспечивается свободный  транзит грузов, капитала граждан, проживающих в анклаве-эксклаве, по территории той страны, где они  расположены, в режиме учетного прохождения границ. В анклавах-эксклавах отсутствуют какие-либо вооруженные силы, кроме сил общественной безопасности. Государства, в которых  расположены анклавы-эксклавы,  гарантируют их безопасность и территориальную целостность. Этот путь видится наиболее приемлемым для всех заинтересованных сторон.

— Вы сказали, что необходима долгосрочная пограничная концепция. Какой она вам видится?

— С течением времени пограничные проблемы, если их не решать, будут  приобретать все более глубокий, сложный и системный характер. А объяснение конфликтов, в последнее время участившихся на границе, неадекватностью отдельных безответственных субъектов неубедительны. Политика заглаживания проблем порочна и уже в ближайшем будущем  угрожает национальной  безопасности. Поэтому необходимы долгосрочный системный подход, выявление,   предупреждение, локализация и устранение источников угроз, а не их последствий. Мы также должны честно признать, что источники наших пограничных  проблем  скорее внутренние, чем внешние. Долгосрочный системный подход  подразумевает создание совокупности экономических, политических, административно-правовых, уголовно-процессуальных, специальных (разведка  и контрразведка),  а также военных условий,  обеспечивающих социально-экономическую стабильность в приграничной зоне, безопасность на границе и территориальную целостность государства.

— Какие конкретно должны быть предприняты шаги?       

— В первую очередь, как я уже сказал, нужно разработать долгосрочную пограничную концепцию, акцентировав внимание на проблемах особо острых участков государственной границы, а также анклавов и эксклавов. Определиться с путями решения и на этой основе составить план последовательного исполнения. Безусловно, необходима консолидация политических  сил по вопросам национальной безопасности и территориальной целостности государства. Нужно прекратить всякие опыты с административно-территориальной  реформой до полного окончания делимитации-демаркации. К проблемам внешних границ, каковых у нас и без того в избытке, в результате этих экспериментов  добавляются еще и проблемы внутренних административных границ. Кроме того, деморализуется  местное  руководство, снижается  качество управления регионами.

Необходимо привлекать к управлению государством честных людей, разработать здоровую мотивацию управленческого труда; продолжать политику развития инфраструктуры  приграничных территорий; ввести законодательный запрет не только на продажу, но и на сдачу в аренду недвижимого имущества иностранным гражданам в приграничной зоне; выделить деньги из бюджета на документальное оформление недвижимости наших граждан, проживающих на приграничной территории; организовать на местах  пограничные   народные  дружины с прикреплением их к пограничным заставам. И еще,  чтобы защитить наши территории от ползучего захвата гражданами соседних государств  и создать правовое поле на границе,  надо ввести термин   «временная линия государственной границы».

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Саламат Аламанов: Слово за вами, президенты! 

Конфликтные события, произошедшие  за прошлый год на границах Кыргызстана с Узбекистаном и Таджикистаном, подтверждают, что на переговорах по делимитации полномочия правительственных делегаций, работающих на основе спускаемых сверху директив, в существенной мере исчерпаны. Уровень взаимопонимания и доверия достиг самого низкого значения. Эту  точку зрения высказал  недавно  в дискуссии, состоявшейся в Институте общественной политики, Саламат Аламанов, заведующий отделом географии Института геологии НАН КР, кандидат географических наук, президент Географического общества Кыргызстана. В качестве подтверждения  он приводит статистику. За два последних года с Узбекистаном проведено 8 заседаний на уровне правительственных делегаций, но не  описано и не утверждено ни одного километра государственных границ. С Таджикистаном встречались 26 (!) раз,   из них 7 раз — правительственные делегации. Однако  за этот период согласовано и описано всего 64,2 км, из них утверждено на уровне правительственных делегаций лишь 15,8 км. Описано на уровне топографо-землеустроительных рабочих групп только 48,4 км. Значит, даже частые встречи, делает вывод эксперт, не являются свидетельством результативности переговоров.

Саламат Кулембекович считает, что, поскольку на переговорах аргументы сторон, основанные на документах, неубедительны друг для друга, то вопрос может решиться только на самом высоком этаже, принятием политического решения. В свое время  был расценен как позитивный тот факт, что по взаимному согласию трех стран руководить  правительственными делегациями поручили вице-премьер-министрам. Но время показало, что этой меры недостаточно. Поэтому сегодня президенты трех государств (единственные, кто имеет конституционное право принимать политические решения по международным границам) должны быть готовы к конструктивным взаимовыгодным шагам. Это первое. Во-вторых, и государственным органам, и экспертам нужно вести среди населения приграничья просветительскую работу, разъясняя, что после развала Советского  Союза и образования  самостоятельных государств наступили новые реалии. Дело в том, что большинство конфликтов происходит не по злому умыслу гражданских лиц и пограничников. Просто люди не понимают правил поведения на границе и прилегающей к ней территории. Из-за этого необдуманный поступок местного жителя, пересекающего чужую границу, чтобы решить какую-то свою житейскую проблему, жестоко наказывается  пограничником соседней страны, ориентированным командирами только на силовое пресечение нарушения правил.

Что пишут о нас в мире?

«НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА» (Россия) приводит мнение эксперта по Таджикистану Темура Варки, которым тот поделился в  эфире телеканала «САФО-ТВ». Он  считает, что у Кыргызстана и Таджикистана больше общих интересов, чем противоречий: «Обе страны разделены на север и юг хребтами и нуждаются в развитии коммуникаций своих тупиковых и замкнутых территорий в их выходе через соседа на внешние рынки. Обеим сторонам нужна общая железная дорога, которая прошла бы с севера на юг Киргизии и с северо-востока на юг Таджикистана, соединив Китай и Пакистан с выходом к портам Индийского океана. Обе страны являются обладателями гидроресурсов всей Центральной Азии и должны придерживаться единой или согласованной политики в строительстве гидроэлектростанций в верховьях своих рек. У обеих стран большая диаспора живет внутри соседней страны. Границы между двумя странами были открыты даже в сложные периоды гражданской войны в Таджикистане (1992-1997 гг.) и баткенских событий (2000 и 2001 гг.), что позволяло жителям перемещаться, торговать и пр. Рынки стран взаимосвязаны, таджики и кыргызы могут торговать и кормить семьи в сложных социально-экономических условиях. Наконец, люди обеих национальностей веками живут бок о бок на неразграниченных территориях, и сталкивать их лбами сегодня означало бы отравить жизнь многим поколениям взаимным недоверием». Нынешний кризис, по мнению Темура  Варки, является проверкой для властей обеих стран.

* * *
 «У всех стран региона, включая Казахстан и Туркмению, имеются территориальные споры. Наибольшей остротой отмечены  таджикско-узбекские и таджикско-киргизские отношения, —  говорит в интервью «НГ»  руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин (кстати, он родом из Ошской области). — … За последние три года Душанбе и Бишкек уладили вопросы только по 45 км. Остальное настолько спорно, что проблема предстает принципиально неразрешаемой. Но только до тех пор, пока нет Евразийского союза».

* * *
Эксперт Российского института стратегических исследований Аждар Куртов видит причины  приграничных конфликтов в коррумпированности чиновников, в том числе пограничных служб, в наркотранзите, а также в заинтересованности местного населения  в контрабанде товаров, включая нелегальный завоз ГСМ. Как и Александр Собянин, он возлагает надежды на  Евразийский союз: «С появлением  союза часть вопросов решится автоматически, а другая будет решена совместными усилиями».

* * *
Казахстанский политолог, руководитель ОФ «Мир Евразии» Эдуард Полетаев в интервью «Stan Radar» заявил, что пограничные проблемы  можно решить только комплексно: «Не только укрепляя границы, но и работая с эмоциональной устойчивостью пограничников. Чтобы они не хватались за оружие без необходимости».
Материалы подборки «Дорога в объезд» подготовлены Кифаят АСКЕРОВОЙ.
Фото Нины ГОРШКОВОЙ и из Интернета.





Добавить комментарий