Main Menu

Причина конфликтов — вода

В Бишкеке прошли Национальные слушания по итогам исследования  конфликтов, связанных  с поливной водой на юге Кыргызстана. Анализ провела местная неправительственная организация «Рурал девелопмент фанд» в сотрудничестве с проектом COMTACA (Предотвращение конфликтов путем проведения  целевого анализа с участием сообществ) международной НПО ACTED при финансовой поддержке USAID. 

В работе круглого стола приняли участие депутаты Жогорку Кенеша, представители аппаратов Президента и правительства КР, Департамента водного хозяйства при Министерстве сельского и водного хозяйства, международных организаций, гражданского общества, независимые эксперты и СМИ.

Как рассказали авторы отчета, сотрудники РДФ Асыл Унделанд, Миргуль Аманалиева и Айжан Турсалиева, проведено углубленное исследование конкретных случаев водных конфликтов в трех сельских округах: Базар-Коргон в Базар-Коргонском районе Джалал-Абадской области, Отуз-Адыр Кара-Сууйского района Ошской области и Торт-Куль в Баткенском районе Баткенской области.

“Айыльный аймак Базар-Коргон состоит из шести сел, где проживает около 35 тысяч человек в 6 800 домохозяйствах, уровень бедности составляет 30%. Он расположен на границе с Узбекистаном, около 80% населения составляют этнические узбеки, а оставшиеся 20% — этнические кыргызы. За последние десять лет там произошло несколько конфликтов между кыргызской и узбекской группами. Последний в 2010 году сопровождался  применением силы», — отметили исследователи.

Еще одна проблема в Базар- Коргоне, о которой сообщили авторы, — это высокие потери воды из-за плохого состояния каналов. По их данным, около 40 процентов влаги теряется, поскольку только 30% оросительных каналов сделаны из бетона, оставшиеся необлицованы. Это ведет к нехватке жидкости, особенно в нижележащих селах.

«Во многих районах имеются водопользователи, которые страдают от того, что являются конечными потребителями, получая либо слишком мало воды, либо слишком поздно и соответственно плохого качества. Что тоже часто служит причиной раздоров», — заметили они.

В качестве примера исследователи взяли еще один айыльный округ Отуз-Адыр. «Во время сельскохозяйственного сезона ощущается сильная нехватка воды, в особенности с июля по август, и основные ссоры происходят между вышерасположенными и нижерасположенными селами, такими, как Чуук, Кожом Бак, Савай-Арык и Ош», — пояснили эксперты.

Кроме того, вопросы вызывает и само качество воды, так как каналы забиты мусором, илом и грязью. «Местность подвержена селям и оползням, которые также разрушают инфраструктуру и негативно влияют на водоснабжение».

 

 Межэтнические конфликты 

На юге страны есть районы со смешанным проживанием кыргызских, таджикских и узбекских этнических групп, которые имеют собственную историю национальных конфликтов. В таких населенных пунктах, когда представители одного этноса могут иметь более широкий доступ к воде, проживая ближе к источнику или в верховьях, а другие получают ее меньше, этническая принадлежность может служить дополнительной искрой, чтобы разжечь водные конфликты.

«Нерешенные межгосударственные споры и неделимитированные госграницы создают напряженную обстановку в приграничных селах», — говорят авторы отчета.

Также, по их словам, у кыргызской стороны есть общее представление, что существующие соглашения о совместном использовании водных ресурсов составлены не в пользу граждан КР. Это было отражено в Протоколе о распределении водных ресурсов в 1984 году и подтверждено межгосударственным соглашением (Соглашение между Казахстаном, Кыргызстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Туркменистаном «О сотрудничестве в сфере совместного управления по использованию и охране трансграничных водных ресурсов» в 1992 году. «В соответствии с этими соглашениями КР может оставлять 12 млрд. кубометров воды, что составляет до 25% годового стока в стране. Хотя кыргызская сторона выполняет свои соглашения с точки зрения выпуска 75% воды соседям, Узбекистан постоянно нарушает свои поставки природного газа в обмен на водные ресурсы», — подчеркнули исследователи.

Кроме того, бывают случаи, когда насосные станции, каналы или другая водная инфраструктура принадлежат одному государству, а находятся на территории другого, что затрудняет доступ для ремонта и обслуживания. Межгосударственные соглашения устарели и не отражают текущую ситуацию, а также не реагируют на потребности местного населения.

«В результате на границе случается много инцидентов из-за доступа к воде, которые, в сущности, являются трансграничными. С растущей потребностью в поливной влаге конфликтная ситуация может еще больше обостряться», — бьют тревогу сотрудники РДФ.

В общем они выявили четыре типа конфликтов, которые возникают с использованием поливных ресурсов на юге республики  между: районными управлениями водного хозяйства и ассоциациями водопользователей;   руководителями либо мурабами и влиятельными лицами сообществ; АВП или мурабами и обычными людьми/водопользователями; между  представителями сообществ чаще всего между селами, которые живут вверху и внизу  по течению рек, а также вдоль государственной границы.

Ознакомившись с отчетом, депутат Жогорку Кенеша Роза Акназарова призвала всех участников конференции обратить внимание  на необходимость тщательного изучения нормативно-правовых актов и предложить рекомендации по внесению изменений в существующие НПА с целью снижения вероятности конфликтов.

В свою очередь менеджер Программы по миростроительству ACTED — Кыргызстан Мэри Роуз О’Брийен выразила благодарность партнеру РДФ за огромный труд, потраченный на исследование. «Мы признаем важность определения способов смягчения раздоров по водным ресурсам. Наша команда совместно с РДФ провела глубокое исследование по ирригационным конфликтам и подготовила отчет, включающий ряд рекомендаций, которым мы будем следовать для того, чтобы обеспечить мирное решение споров, связанных с поливной водой. Мы верим, что нам удастся разработать инновационные решения по такому важному вопросу», — отметила она.

Завершая свое выступление, госпожа О’Брийен подчеркнула, что в рамках проекта COMTACA  сделан ряд исследований, которые помогли определить, что конфликты из-за использования воды представляют большую опасность миру и стабильности в стране.

По итогам национального слушания создана рабочая группа для подготовки рекомендаций органам государственного управления и донорам с целью содействия решению конфликтов.

Аида ШИРИНОВА.






Добавить комментарий