Main Menu

Элики, фрирайд и танго крупинок

Шесть с половиной часов пути из Бишкека на 6-местном минивэне «Мицубиси», и за три часа до рассвета наши ноги, обутые по  такому случаю в  угги, вступают в холл украшенного рождественской  елкой отеля на самом крутом отечественном горнолыжном курорте «Каракол». Кто не мечтал побывать там, да  еще в предновогоднюю неделю? Нет таких. Нам повезло.

IMG_7562

IMG_7575 …Наутро целый день валит снег. «Как вам такая погодка?» — спрашиваем  Валерия  Иосифовича Буйкова,  директора ОсОО, которое принимает  и размещает в коттеджах и «шалешках» туристов, отвечает за работу подъемников и  подготовку трасс, выдает напрокат  снаряжение, а также ставит на лыжи начинающих. «Для нас такая погода всегда хороша, — отвечает он. — Мы все время ждем снега». Но в этом году природа не балует. Первый снег выпал только в середине ноября, и к  нашему приезду его толщина составляла максимум 40 см. Помогают снежные пушки.  Их устройство  довольно простое. Под землей проложен трубопровод, и по нему самотеком с  гор сбегает  вода. Она подается по шлангам в пушку, распыляется вентилятором и, замерзая на лету, ложится крошечными льдинками на склоны. По словам Валерия Иосифовича, на постсоветском пространстве это и сегодня новшество, которому  самое большее 10 лет. Первыми пушку начали применять в окрестностях Москвы и Санкт-Петербурга, где  нет гор, а 5-6 лет назад — и у нас.

IMG_7505

«Подготовка трасс» звучит очень просто. На самом деле их надо уплотнить и закатать. В этом деле помогают ратраки — машины типа  бульдозеров. На ратраках же, а также снегоходах доставляют желающих на высшую точку подъема — 3450 м,  куда еще не проложена  канатная дорога. Дальше рукой подать (теоретически всего 823 метра) до пика  им.   Н. Пржевальского, а потом идут «пятитысячники» — пики Джигит (5170 м) и Каракол (5216 м).  Мы добираемся на  «канатке»  до  так называемой панорамы: в ясную погоду отсюда открывается вид и на пятитысячники, и на  Иссык-Куль. Здесь же — наивысшая точка катания (3040 м).  С нее на лыжах спускаются только те, кто  уверенно стоит на них, а также  любители  фрирайда — свободного полета с гор по совершенно неподготовленным, неукатанным  трассам. Под кресельным подъемником проплывает один из таких маршрутов. Жуть берет от высоты, крутизны и  снежных завалов, выросших меж немых великанов — елей. Сразу вспоминается  американский  фильм «Замерзшие», в котором  двое из трех друзей, отправившихся на уик-энд в горы, погибают из-за того, что  выключают подъемник. «А если вырубят электроэнергию?» — приходит мысль. «На этот случай  у нас предусмотрен дизельный генератор», — рассеивает страхи Валерий Иосифович.IMG_7510

Что касается востребованности неподготовленных трасс, то с каждым годом любителей  фрирайда становится все больше. Среди них и местные, кыргызстанские, ребята, и приезжие: туристы из дальнего зарубежья, россияне, казахстанцы. Вообще, казахстанцев и россиян прибывает очень много. По выражению Валерия Иосифовича, вся  Россия здесь: Новосибирск, Томск, Екатеринбург, Челябинск… Людей привлекают не только относительная дешевизна цен на услуги, питание, но и природа, климат. У нас ведь не бывает особых морозов, как, например, в Шерегеше (один из популярных горнолыжных курортов на Алтае, в Горной Шории), где температура доходит до минус 40. Наши минус 10  для россиян, как лето, по выражению Буйкова. Казахстанцы тоже приезжают отовсюду: из Алматы, Астаны, Тараза, Шымкента, Павлодара… Страна огромная, катающихся много, а горнолыжных баз  мало. Причем прибывают не только богатые, а больше люди со средним достатком, которые специально копят деньги для отдыха. Последние пару лет стали   приезжать из Узбекистана семьями, коллективами. Каракольцы тоже больше стали заниматься лыжами.

IMG_7494Валерий Иосифович — коренной караколец, 30 лет проработал тренером по горным лыжам  в местной ДЮСШ. На вопрос об оценке состояния отечественного горнолыжного спорта он ответил, что такой вид спорта у нас и  есть, и в то же время его нет. Пояснил: есть  отдельные успешные ребята, которых периодически вывозят на международные соревнования, но целенаправленной системы подготовки нет. К примеру, спортшкола, в которой он проработал почти всю жизнь, году к 2005-му  «умерла».  Возродилась она  только пару лет назад, но если раньше   специализировалась на подготовке горнолыжников, то сейчас  разнопрофильная. Сложно ли встать на лыжи?  «Вовсе нет, отвечает наш собеседник — было бы желание». Он приводит в пример знаменитых на весь Советский Союз супругов Аграновских: в 1968 г. они по путевке спорткомитета уехали на Камчатку, основали там спортшколу и, набрав малышей, которым едва перевалило за год, вывели их  в итоге в чемпионы. Женская сборная  СССР по горнолыжному спорту определенное  время в основном состояла из камчатских девушек.

IMG_7491…Случаются ли  на горнолыжной базе приключения? Сотрудник службы безопасности Арслан рассказывает,  что, бывает, туристы, не изучив как следует, карту, отправляются в  путешествие по склонам и оврагам,  потом звонят, просят помочь выбраться. Вообще, здесь — заповедная территория. Водятся зайцы, лисы, элики. Выше, где обитают кабаны, промышляют волки. Арслан говорит, что каждое утро,  когда  вахтовый транспорт доставляет сотрудников на работу, точно в одно и то же время дорогу переходит стадо эликов. Видимо, на  водопой идут.

…В комнате было тепло. Пластиковое  окно перед сном  я оставила приоткрытым, подумав, что грешно, оказавшись в таком раю, не надышаться вдоволь морозным чистым воздухом. Вернее, напиться — такой уж он ощутимый. Хотя разве ж напьешься! Снег продолжался  всю ночь. Только танец снежинок замедлился. Но высоко  вверху сквозь танго крупинок светили звезды. Такое возможно только вдали от городов, где  остаешься наедине с небом.

Кифаят АСКЕРОВА.

Фото автора.






Добавить комментарий