Main Menu

Аплодисменты — актрисе Бакен Кыдыкеевой

В Кыргызском национальном академическом драматическом театре имени Т. Абдумомунова прошел вечер памяти, посвященный 90-летию замечательной кыргызской актрисы, народной артистки СССР  Бакен Кыдыкеевой. 

Fot1Актеры, драматурги, писатели  провели митинг-реквием, посетили мемориальный комплекс «Ала-Арча» и возложили  цветы к могиле покойной.

Бакен Кыдыкеева с детских лет тяготела к театру, выступала в школьных самодеятельных спектаклях, затем  в ТЮЗе. Говорят, отец ее, сельский учитель, был против выбора дочери, и 14-летняя Бакен решила оставить любимое дело. Но в  день, когда она пришла в театр, чтобы написать заявление об уходе, режиссер ТЮЗа А. Самарин-Волжский  поручил ей главную роль — Лауренсии в спектакле «Овечий источник» по пьесе  Лопе де Веги. Девушка не осмелилась отказаться от такого шанса. После премьеры спектакля юная  актриса стала знаменитостью на всю республику. Боясь гнева отца, Бакен несколько дней не приходила домой. Когда наконец после трехдневных скитаний по родственникам, она вернулась на порог родного дома, увидела читающего газету отца.  Тот подошел к дочери и спросил: «Здесь пишут: «Бакен Кыдыкеева великолепно сыграла главную роль в спектакле «Овечий источник». Это ты?» Перепуганная девушка едва кивнула головой. Тогда, вместе того чтобы обрушить свой гнев на строптивицу,    отец  поцеловал ее в лоб. Так он стал  самым горячим  и преданным поклонником таланта своей дочери.

После Лауренсии  последовали сотни ролей по пьесам Шекспира, Чехова, Островского, Сарбагишева, Эшмамбетова, Гоголя, Шукурбекова, Горького, Джантошева, Симонова, Фадеева, Абдумомунова, Чапека, Габбе,  Тренева, Алешина, Цао Юя, Грибоедова, Хе Дзиня и многих других. Она стала  первой Сейде в спектакле по айтматовской повести «Лицом к лицу», поставленном тогда впервые. Это о ней кыргызский классик напишет:  «…Мне немало пришлось раздумывать над тем — откуда в этой женщине, киргизке, не имеющей не только высшего, но даже среднего законченного образования, откуда в ней столько культуры, столько вкуса и чутья к искусству? Или в этом и состоит талант — в умении сокращать опыты быстро текущей жизни?»

Бакен Кыдыкеева была первой во всем. Актриса  блистала своей игрой на подмостках кыргызской сцены и украшала национальные фильмы. В ее творческой биографии более ста театральных и киноролей, большинство из которых — главные. Она первой сыграла героинь всех пьес авторов мировой и русской драматургии, впервые поставленных на сцене в республике.  Дездемона, Анна Каренина, Софья, Ульяна Громова,  Любовь Яровая, Айканыш, Катерина — о них грезят все приверженцы  Мельпомены. И первой исполнила главную роль в первом национальном полнометражном художественном фильме «Салтанат», снятом совместно с «Мосфильмом». У нее не было учителей-профессоров, ее артистическим университетом оказалась сцена, на которую она вышла в 16 лет, помогала и потрясающая интуиция  настоящей актрисы. Потом пришел успех за роли Толгонай, Батмы, Асылкан, Санем, Хадичи-хон, Кадичи байбиче, Райхан, Бурмы, Джайдар.  А еще она была  просто первой красавицей, ее любили зрители, на нее шли, ей аплодировали. Бакен Кыдыкеева прожила  на сцене и экране сотни жизней, но ее  трагическая судьба, как никакая, достойна того, чтобы о ней помнили,  писали  книги,  снимали фильмы.

Ее звезда загоралась и гасла, ей рукоплескали и забывали о ней. Она сотни раз умирала на сцене под аплодисменты, но  когда ее жизненный путь — а последние годы прошли в депрессии, нищете и вечном поиске средств  к существованию — оборвался,  то никто не заметил.  Лишь жена старшего  сына по объявлению в газете узнала, что тело известной артистки, найденное на улице (ее сбил автобус), находится в морге уже восемнадцать дней. Драматург Жаныш Кулмамбетов, принимавший как мог участие в ее судьбе, вспоминает, что это был необычайно чистый и честный человек как в творчестве, так и во всем. «Талант — единственная новость, которая всегда нова», — сказал когда-то поэт Пастернак тоже об актрисе. «Поэтому нам всем  надо научиться беречь и ценить талантливых людей при жизни», — считает  Жаныш Кулмамбетов, пьеса которого «Талант и судьба», посвященная первой актрисе, шла под бурные аплодисменты  зрителей,  пришедших вспомнить  о ней, на сцене Государственного академического театра имени Т. Абдумомунова.   Великая  Бакен Кыдыкеева достойна этого.

Справка «СК»

Бакен Кыдыкеева родилась 20 октября 1923 года в селе Токолдош Ворошиловского (ныне Аламудунский) района Фрунзенской области (ныне Чуйская). Сценическую деятельность начала в Киргизском ТЮЗе в 1936-м. В 1941-1944 годах — актриса Пржевальского и Нарынского областных театров, с 1944-го — Киргизского академического театра драмы. В кино она впервые пришла в 35 лет. Бакен Кыдыкеева заслуженная артистка Кирг. ССР (1947), народная артистка Кирг. ССР (1956), народная артистка СССР (1970), член Союза кинематографистов Киргизской ССР, Лауреат Государственной премии имени Токтогула (1970, за театральную работу — роль Елены Андреевны из пьесы «Дядя Ваня» А. П. Чехова). Награждена орденом Ленина и медалями. Ушла из жизни 30 декабря 1993 года (по другим данным, 15 января 1994 года).

 Галина МИХАЙЛИНА.

 Фото из архивов.

 







Добавить комментарий