Main Menu

Парламентаризм хорош. Но парламент!..

На научно-практической конференции "Анализ и перспективы законотворческой деятельности", посвященной 75-летию парламента страны, нынешний его созыв подвергся критике со стороны депутатов прежних составов Жогорку Кенеша.

Напомним, данное мероприятие прошло по инициативе Комитета ЖК по образованию, науке, культуре и спорту. В нем участвовали руководители прошлых созывов парламента, ученые и эксперты.

Экс-спикер Алмамбет Матубраимов сказал, что сначала надо залить крепкий фундамент и только потом начать строительство парламентаризма. По его словам, законодательный орган до сих пор не определил своих точных функций. Принимаются краткосрочные программы, законы, противоречащие друг другу. Римляне говорили: "Пускай государство валится, но закон должен стоять". Его нельзя менять, каким бы суровым он ни был, отметил выступавший. Как считает бывший торага, стало нормой, что группы      нардепов проталкивают законопроекты. "Вы не пишите новых законов, вносите только изменения и дополнения", — заявил он. И отметил, что при контроле исполнения законов парламент должен стоять жестко, особенно в отношении бюджета. А также затронул вопрос траты средств и посоветовал: "Прекратите катить бочку на других и начните работать плодотворно. Только так можно подтянуть общество за собой… Если не справляетесь, сдавайте мандаты!".

"Неправильная работа некоторых депутатов парламента Кыргызстана связана с тем, что они не проходили обучение азам законотворческой деятельности", — заявил экс-спикер Зайнидин Курманов.

По его словам, в нормальных законодательных органах законодатели-новички проходят обучение. "Пока этого не происходит, их не допускают к голосованию, поскольку принятые впоследствии решения влияют на судьбы людей. Когда только сформировался четвертый созыв Жогорку Кенеша, мы 10 дней обучались. Из-за этого работа пошла как по накатанной. Нам ничего не надо придумывать, чтобы развивать парламентаризм в стране. Надо просто имплементировать мировой опыт на нашу модель", — считает он.

Как отметил З. Курманов, Кыргызстан должен признать, что живет при президентско-парламентской форме правления. "У главы государства немало полномочий, и он всенародно избранный Президент. При этом надо отметить, что Жогорку Кенеш принимает слабые законы. Депутаты плохо справляются со своими функциями контроля, что зачастую заканчивается постоянными отставками правительства. Плохо работают парламентские фракции, зачастую дублируя работу комитетов. Я не помню, чтобы фракции отчитывались о проделанной работе, о том, какие полезные законы они инициируют. Как же быть избирателям, которые из-за этого не могут различить программы и цели фракций?" — обратил внимание он.

А глава Государственной налоговой службы Исхак Масалиев предложил создать Центр парламентаризма. По его словам, каждый гражданин, который хочет работать в законодательной ветви власти, должен обязательно проходить обучение.

"Организовав Центр парламентаризма, надо привлекать кандидатов в депутаты, действующих парламентариев к обучению работе с законами, их написанию. А то иногда приходишь на заседание защищать законопроект, а отдельные депутаты такие вопросы задают!.. Это говорит об их плохой подготовке. Вообще надо изменять понятие о том, что законодателю все позволительно", — добавил он.

"Парламенту и правительству Кыргызстана надо научиться работать сообща и не вступать в конфронтацию", — заявил экс-спикер Алтай Борубаев. По его словам, нередко законодательная и исполнительная ветви власти не могут прийти к консенсусу по тому или иному вопросу. "Сегодня Президент остро ставит вопрос борьбы с коррупцией. Парламент и правительство должны поддержать его в этом", — добавил А. Борубаев.

"Необоснованная частая смена Конституции Кыргызстана отрицательно сказалась на развитии парламентаризма в стране", — высказл мнение экс-торага Медеткан Шеримкулов.

"В парламент Кыргызстана проходит значительное количество людей, которые по личным и деловым качествам не способны к законотворческой деятельности", — заявил экс-депутат Жогорку Кенеша Автандил Арабаев. И далее отметил, что подбор кандидатов в партийные списки осуществляется на основе наличия у них финансовых, человеческих, административных ресурсов. "Абсолютное большинство политических объединений характеризуется как партии одного лидера, и многие кандидаты в депутаты входят в большую политику лишь из-за личной преданности ему, — продолжил он. — Как правило, многие организационные вопросы потом решаются лидером единолично. Такое положение дел нередко становится основанием для того, что слуги народа выходят из состава фракций партии, по списку которой они избраны в парламент. Но законодательство позволяет уходить депутатам в "свободное плавание". И вопрос о том, как могут они объединяться в группы вне фракции в парламенте, который образован по фракционному принципу, остается открытым".

www.

 



« (Previous News)



Добавить комментарий