Main Menu

НА ЗАЧАРОВАННОМ ОЗЕРЕ

Мы тупо смотрели на разрушенный мост. Вот она, приличная дорога, по нашим понятиям, приличный деревянный мост 1960 года рождения. Но до половины реки. 

А дальше срезанные бешеным водным потоком балки, остатки опор, одиноко торчащие в потоке мутной воды, и прочий строительный мусор, размазанный по противоположному берегу, как масло на хорошем бутерброде.

1Перед выездом в эту авантюрную экспедицию донесся слушок о разрушенном  мосте на реке Ак-Сай. Но не до такой же степени! Нашей целью была давнишняя мечта добраться до легендарного озера Кель-Суу. Оно затерялось где-то в пограничной зоне у китайской границы,  в центре киргизского полюса холода — Ак-Сайской долине, на высоте 3500 м. Зимой температура здесь давит под минус сорок. А сейчас тепло, то есть около нуля ночью.

Главной идеей сего авантюрного предприятия было исследование водного пространства этого загадочного бассейна, как-то: температура воды, глубина и рельеф дна — с научными целями, оценка возможностей рыбного хозяйства  — с целью просто отведать ухи. Поэтому и ударный кулак нашей экспедиции составляла «шайка» отпетых дайверов из Бишкека и Алматы. Сопровождающие их лица были представлены женами, подругами и киногруппой в составе автора этих строк и кинооператора  Евгения Барышникова.

Наш разношерстный караван состоял из восьми джипов разных мастей — от «самурайско-тойотной» японской диаспоры до чистокровной английской «лендроверской»  колесницы в армейском исполнении.  Российский автопром был достойно представлен родным красноармейским ЗИЛом-131, в просторечье «вахта».

3Но изюминкой каравана  был полноприводный итальянский  бусик «Фиат». В техническом плане ничего, поражающего воображение. Но вот скромная надпись на ярко-желтом борту буса «Ритуальные услуги» производила почтительный трепет.  Его водителем оказался на редкость общительный человек со здоровым чувством юмора Игорь Бровкин. По совместительству он  работал судебно-медицинским экспертом, заодно  возглавляя фирму, которая и оказывала эти самые ритуальные услуги. И поскольку Игорь был первоклассным дайвером,  главной фишкой его фирмы являлась услуга по розыску утопленников.

Вот на такой «мажорной» ноте и началось наше путешествие. И, как на грех, первое же серьезное испытание оказалось водной преградой. Может, это был намек свыше? И дальнейшие события стали носить мистический оттенок.

Но это обстоятельство нимало не смутило нашего предводителя — профессионального    ныряльщика и водолаза Петра Ильчишина. По размерам и повадкам он смахивал на своего тезку Петра Великого.  Посему заслужил прозвище Петра Большого. Взглядом опытного стратега он решительно определил линию брода. Но было уже поздно. Алматинские самовольщики на  скакуне из семейства «лендроверов» уже  ринулись в пучину приключений. Как известно, кто ищет, тот всегда найдет! И они сполна получили.  Наши азиатские реки шуток не понимают. Стоит где-то в горах пройти дождичку или солнышку пригреть ледник, как   в течение получаса безобидный ручеек превращается в ревущего зверя. А Ак-Сай — это серьезная река.

Беспечные наездники двухтонного «лендровера» лихо проскочили по мелководью полреки и внезапно рухнули в мощный поток мутной воды по самый капот. Джип отчаянно задымил самоварной трубой, пытаясь копытами, то бишь колесами, зацепиться за дно. Но река играючи тащила его, бросая на камни и увлекая в водовороты. В последний момент казалось, удача будет на стороне британского автогиганта. Джип зацепился колесами за какие-то булыжники,  в последнем рывке метнулся к спасительному берегу, дернулся вверх, буксанул и печально заглох. В этой странной позе, под углом 35 градусов, задней частью в воде он был похож на загнанную породистую английскую лошадь. А ведь таких бедолаг  пристреливают, не правда ли?

2Но мы были снисходительны и щедры до расточительности. Наступил момент решительного триумфа отечественного автопрома над хваленой английской автомобильной аристократией. Наша  «вахта» с неподражаемым изяществом бегемота погрузилась в пучину и, как  авианосец, спокойно раздвигая  мутные воды Ак-Сая,  выбралась на противоположный берег. Отряхнулась, как медведь после рыбалки, и крадучись подобралась  к раненому английскому скакуну. И вовремя: река уже подмыла джип так, что он собрался в позе часового на посту отплыть вниз в сторону Китайской Народной Республики, которая остро нуждается в металлоломе, в том числе английского производства. Но, на счастье нарушителей кодекса путешественника, «лендровер» одним изящным рывком лебедки ЗИЛа оказался на берегу. Из его  раскрытых дверей весело ниспадали ручейки воды, а бесшабашные хозяева уже сидели на крыше джипа и награждали себя за испытанное потрясение хорошим алма- тинским пивом.

Весь остальной караван мудро  последовал по проторенному «вахтой» броду и без происшествий достиг желанного берега. Кроме «Ритуальных услуг». Они оказались с низкой посадкой и сели на брюхо в песке у брода. В результате ЗИЛ взял бус на буксир и перетащил его на другую сторону, чему Игорь был несказанно рад, он гладил и нежно обнимал бус, называл его «желтеньким» и «ласточкой», немало удивив нас странными для человека такой жесткой профессии телячьими нежностями.

Уж сколько лет твердит миру немецкий политик фон Бисмарк: «Только дураки учатся на собственном опыте, я предпочитаю учиться на опыте других!»  (читай книгу «Мысли мудрых людей от Аристотеля до Путина»). Но наш славный работник скальпеля и формалина, поклонник Авиценны и основатель «Ритуальных услуг», видать, до него не добрался. И решил после унизительного  перетаскивания «ласточки» через Ак-Сай на буксире восстановить свое реноме крутого драйвера-водителя (просьба не путать с дайвером-аквалангистом).  Это авантюрное  решение пришло к нему, как только он увидел второе водное препятствие в виде реки Кель-Суу. Конечно, она была послабее Ак-Сая. И вода в ней была голубая и прозрачная, поскольку вытекала из одноименного озера нашей мечты.  Казалось, судьба благоволила ему. Блудливый  провокатор «лендровер», ведомый учениками Люцифера,  удачно проскочил брод, и путь был открыт. Мы были вторыми. Вальяжный спаситель ЗИЛ вместе с командором Петром Большим где-то отстал, и за нами не было отеческого присмотра.   Игорь дал по газам, и «ласточка» рванула в стремнину.

4— А тараписа не нада! Губа абазгешь! — так говорят аксакалы в ошской чайхоне! Губы «ласточка» не обожгла, а вот захлебнуться — захлебнулась. Шибко сильно пришпоривал ее Игорь, поднял высокую волну. А та возьми и захлестни двигатель. «Ласточка» чихнула, печально сложила крылья и понуро встала посреди реки. Через полчаса приехал ЗИЛ с Петром Большим, тросом и большими матюгами. Благодаря этим великим изобретениям  инженерной мысли и изящной словесности «ласточка» была благополучно извлечена из водного плена.

С этого момента я встал на зыбкий путь авантюр и приключений. Я имел неосторожность предложить свою скромную помощь рыцарю судебной медицины. Заводить раненую «ласточку» мы не рискнули и  на буксире в облаке пыли от ЗИЛа ринулись в неизведанное, потому что из-за этого авианосца не было видно ни фига и при любом его торможении  мы легко поцеловали бы его в зад.  Правда, последствия этого лихого поцелуя были бы весьма печальны для «ласточки». Но нас хранили силы небесные в лице водителя ЗИЛа Саши Емцова,  осторожного и опытного волка  тянь-шаньских дорог.

Наконец томительная неизвестность в виде пыльного мешка закончилась, поскольку кончилась и дорога. Зато начались сазы — гениальное изобретение дьявола: высокогорное болото, похожее на милую детскую лужайку, зовущую к неге и покою. Но стоит шагнуть на зеленую травку, как начинаешь немедленно погружаться в липкую грязь. А машина проваливается сразу на все четыре колеса и прочно садится на мосты, будто она здесь и родилась. Далее без тягача или трактора никакие движения не имеют смысла. Но…

Вскоре зеленые поля сазов были расцвечены разноцветными пятнами джипов, плотно засевшими в грязи, как морковка на грядке у образцового огородника. Роль огородника на безальтернативной основе опять досталась ЗИЛу. Сбросив нас с хвоста, то есть с буксира,  родимая «вахта» пошла на помощь — выдергивать морковку. Почистив грядки, ЗИЛ, а за ним и вся джиперская шайка скрылись за горой.

Вокруг стояла потрясающая тишина. Величественные хребты подпирали небо. Квадратное ак-сайское солнце источало  благословенное тепло. И среди этого великолепия мы были одни с нашей раненой желтой «ласточкой». Мысль о том, что о нас забыли и подло бросили тут на погибель, была решительно отвергнута, поскольку при ревизии багажа был обнаружен большой казан. Ну а без казана такую толпу не накормишь. Приедут. Но деятельная натура судмедэксперта не могла спокойно взирать на раненого товарища. Не зря же он давал клятву Гиппократа! Диагноз был установлен даже без вскрытия — вода в цилиндрах. План операции — снять поддон картера, слить масло и отделить его от воды. Но под машину не подлезть — низкая посадка. Высокий консилиум в лице нас же решил рыть яму. Благо лопат в машине — профессиональный  запас. Здесь я и увидел, как виртуозно владеет гаечными ключами,  ломом и лопатой настоящий хирург. Богатая практика, накопленная в горячих точках Афгана и Чечни,  давала о себе знать. Там Игорю пришлось не только спасать жизни солдатам со скальпелем в руках, но и копать окопы, могилы, чинить бэтээры и готовить еду на костре.

И вот два полураздетых чудака на высоте 3200 метров в совершенно диком месте роют яму. Рядом стоит ярко-желтая машина с недвусмысленным названием «Ритуальные услуги».   Что могли подумать пассажиры залетного джипа, который через два часа появился из долины?

5Ближе к вечеру примчался бедовый «лендровер», в  вольном переводе — тот, который землю роет. «Землеройка» по-нашему. Вот какую информацию наши командоры получили от пассажиров джипа:

—  Смотрим, стоит яркий  желтый бусик, и два бича чего-то там суетятся. Ближе смотрим: ритуальные услуги! Ни фига себе! Чего он здесь делает, на краю земли? А два бомжа могилу копают. А один кричит: «Давайте сюда! Не проезжайте мимо!» Ну, думаем, дело труба! Криминалом пахнет, замочили кого или нас хотят. Ну мы и ходу.

Здесь, конечно, начальство вспомнило о казане, заодно и о нас. В «лендровер» под завязку запихали все барахло из буса, заканчивая спасительным казаном. На этом полезное пространство джипа закончилось, и мы с экспертом по экстремальным рейдам  разместились на подножках, держась, как обезьяны, за вентиляционный люк на крыше. Здесь рабочая лошадка британской армии, ведомая нечистой силой, показала себя во всей красе. Недаром «лендровер» всегда был любимой машиной английской королевы Елизаветы Второй.

Мы мчались по бездорожью,  по каким-то склонам, буеракам, сазам, руслам рек, то взлетая на холмы, то совершая дикие прыжки и падая в какие-то ямы. На спидометре было не  более сорока километров в час, но нам казалось, что мы уже развили вторую космическую скорость и вот-вот оторвемся от грешной земли, а рулит этим спектаклем исчадие ада лорд Дарт Вейдер из бессмертного триллера «Звездные войны». Мне стало жаль себя, а заодно английскую королеву, если ей приходилось участвовать в таких заездах. Когда мы мысленно попрощались с жизнью, джип вдруг встал и сатана в образе водителя изрек утробным голосом:

— Это была фигня. А теперь бойтесь!

— А можно мы ножками? Тут недалече! — заискивающе предложил эксперт по продлению жизни, узрев рядом  двухметровую промоину.

— Ладно, топайте. А то убью вас тут ненароком, — благосклонно протрубил сатана  и умчался, траванув нас на прощание  облаком солярочного дыма.

Через полчаса мы бодрым солдатским шагом вышли на гребень озерного завала…

Дальше было молчание. Мы были не в состоянии описать или оценить зрелище, которое открылось нашему взору: изумрудная гладь озера, не тронутая ветерком, отражала скалы, которые, вырастая из воды, ввинчивались в бездонный небосвод. Скалы были усеяны бесчисленными кавернами, пещерками, трещинами. Издали они похожи на какие-то иероглифы, которые сливались в загадочные надписи, зовущие в глубину каньона и обещающие новые приключения и открытия. Скальные гребни спускались в воду из поднебесья с обоих берегов и, подсвеченные отраженным от воды светом, образовывали складки огромного занавеса театральной сцены, на которой могли бы разыгрываться сюжеты из любого самого невероятного фантастического фильма.

Вечером история возникновения озера вызвала интересную и ожесточенную околонаучную дискуссию. Сам факт возникновения озера никем не отрицался. Мы сидели в комфортабельной столовой палатке как раз на плотине завального типа,  под горой, от которой отвалился нехилый кусок скалы и перегородил местную речку. Так и образовалось озеро в каньоне длиной 12 километров.

Каждый выступающий начинал с заявления, что он, конечно, не специалист в вопросах горо- и озерообразования, но очень хотел бы сказать… Дата возникновения смело варьировалась от нескольких миллионов до  десятков тысяч лет. Причина  — от катастрофического землетрясения до падения метеорита. Аргументы брались из самых неожиданных областей. Эксперт судебной медицины авторитетно утверждал, что, когда мы копали могилу… пардон, яму под ремонт буса, слой плодородной почвы достигал более метра. А вырасти он мог не менее чем за три миллиона лет! На что представитель книжного бизнеса решительно заявил, что только катастрофическое землетрясение могло бы разорвать хребет, а следы разлома совершенно свежие и больше миллиона лет он не даст.

А вот уверения одной из поварих, активной участницы дискуссии:

— Скала опять может обвалиться. Прямо щас. Прямо на нас!

Работать бы ей в Институте сейсмологии предсказательницей!

Дискутеры совершенно неуважительно обращались со временем и пространством, неосторожно играя миллионами лет,  как волейбольным мячом, и переставляя  хребты и ледники, как детские кубики, бесцеремонно бросая в противника краеугольные камни псевдонаучных знаний, почерпнутых из телевизионных развлекательных передач.

Но вот наступил момент истины, день дайверской удачи. На берегу, исправно нарушая храмовую тишину озера, тарахтел компрессор. Ядовито-зеленые и желтые заправленные баллоны  ждали своих хозяев.  Водичка на поверхности обещала плюс восемь. Рыцари голубой бездны стали облачаться в доспехи. Кинолетописец Женя Барышников медленно кружил с видеокамерой среди этой предбатальной суеты, документируя для истории моменты эпохального события — первого погружения в озеро Кель-Суу на высоте 3500 м. А «сухие» костюмы, наполняясь воздухом, превращали ребят в настоящих рыцарей. Даже невысокий и худощавый Виктор Кадыров превратился в натурального благородного  Ланселота.

И вот эскадра из двух резиновых моторок разрезала девственную гладь озера кильватерным следом. Со стороны  она напоминала  не мирную научную экспедицию, а группу спецназа морских котиков по ликвидации террористов. Доспехи дайверов производили впечатление. Яркие гидрокостюмы, блестящие на солнце маски и баллоны, похожие на ракетные установки, ружья для подводной охоты, наручные компьютеры и громадные ласты окончательно придавали группе сходство с эскадрой   инопланетян, прибывших из космоса для покорения землян. И декорации, окружавшие нас, окончательно создавали полный эффект нереальности происходящих событий.

Пока группа любителей морозить  свои зады в холодной воде вкушала это сомнительное удовольствие,  другие, как нам казалось, более умные авантюристы отправились на исследование местных пещер. Близлежащие гроты  и дырки в скалах научного  и кладоискательского интереса не представляли: ни следов пребывания снежного человека, ни разбитого кувшина с какими-нибудь жалкими монетками… Только измазанная в пещерной пыли и помете летучих мышей да слегка порванная о скалы одежда.

Но если человек твердо решил найти приключения на одно место, то он их обязательно найдет! И мы, заняв лодку у дайверов, рванули в самое сердце озерного каньона. И  не прогадали.

За каждым поворотом извилистого берега открывались неожиданные картины: то небольшие бухточки, то падающие с громадной высоты водопады, то дырки в скальных занавесках, то нависающие над водой гроты… Но это мелочь. Нам нужна была жирная дичь — настоящая большая пещера.

К тому времени ветер стих, волна улеглась.

На вершины гор упали облака, а на воду — легкий туман. И все вокруг приобрело фантастический, нереальный вид. Одни скальные острова приобрели вид чертей, выскакивающих из воды с трезубцами. Другие, зеркально отражаясь в воде, превратились в агрессивных касаток. Из воды вдруг начали бить газированные источники. А трещины, выступы и ямки на скалах вдруг начали сплетаться в фантастические картины. На нас глядели смеющиеся головы кабанов, зовущие в глубину вод русалки и прочая чертовщина. Было полное ощущение, что что-нибудь произойдет. И как продолжение мистико-детективного сюжета за очередной скалой открылась пасть громадной пещеры! На входе диаметр составлял метров пятьдесят. Правда, карабкаться к ней нужно было по осыпному склону метров двести, что резко охладило пыл исследователя царства   Аида у меня, а заодно и   у эксперта   паранормальных  явлений.

Мы с Игорем остались сторожить лодку от  всякой нечисти.  Через полчаса искатели приключений явились пред  нашим взором.  Вид у них был достаточно счастливый. Во-первых, пещера была громадной — больше ста метров длиной, залы — метров тридцать высотой. Во-вторых, хозяина не оказалось дома: медведь ушел на охоту. А вот костей от козлов и баранов было предостаточно. И пополнить богатую коллекцию своими скелетами ребятам почему-то не захотелось.

Научные результаты погружения дайверской команды сенсаций не родили. Температура воды у дна составила  плюс шесть по Цельсию. Глубина вместо ожидаемых двухсот метров оказалась всего пятнадцать. Видимость  — 5-7 метров.  На дне пусто, как в холодильнике холостяка: ни  коралловых рифов, ни затонувших  галеонов с пиастрами. Обломки скал да скелет и рога одинокого горного козла, упавшего со скалы. Никакой тебе романтики. Но окончательный удар ножом в спину наших фантазий  нанесла подводная фауна. Несмотря на обилие планктона, дайверы не встретили даже захудалого пескаря. Ружья подводной охоты, рассчитанные как минимум на  акулу-убийцу из ужастика «Челюсти», пришлось зачехлить.  Но высокая  комиссия в лице жен и подруг признала результаты положительными, в честь чего был устроен вечерний банкет с возлияниями и песнями. До плясок дело не дошло.

Самая хорошая дорога та, по которой проехал хотя бы один раз, гласит шоферская мудрость. Но не в сазах. Тем более что дороги там  и нет.  Просто не рекомендуется ехать по своей старой колее. Но кто и где это написал?  И наш веселый английский жеребец «лендровер» в очередной раз показал свое полное презрение к неписаным правилам и шоферским традициям и утонул в грязи  всеми четырьмя копытами в своей же колее по самое брюхо.

— Пора ему сделать кастрацию, чтоб не блудил где попало! — со знанием дела заявил эксперт по доставанию утопленников. — Зовите ЗИЛ!

После этого мы загрузились в его «ласточку», оказывающую  ритуальные услуги, и на мягких лапах пересекли вброд голубую речку Кель-Суу. А потом, не испытывая лишний раз судьбу, на буксире «вахты» победили и бурный Ак-Сай. И весь караван благополучно пересек реку и втянулся в ущелье. Внезапно налетел штормовой ветер, таща за собой грозовые облака, и в десять минут идиллическая картина горной долины превратилась в ристалище. Молнии били в горы, реку и дорогу. От  громовой канонады джипы подпрыгивали, как зайцы, и даже наша крейсерская «вахта» раскачивалась вальяжной походкой бегемота.

Вмиг небеса разверзлись, и потоки воды пролились на  землю. Затем они  превратились в градины и дробно забарабанили по крышам машин. В заключительном акте этой божественной феерии градинки превратились в крупные новогодние снежинки. Все это происходило 26 августа на высоте 3400 метров.

Мы остановились у шлагбаума  погранзаставы «Кынды» для проверки документов. Пока бравые защитники неприкосновенности границ сравнивали наши подозрительные небритые физиономии с фотографиями непохожих паспортных оригиналов, снегопад прекратился. Выглянуло солнце, а мистическая гроза с молниями, ливнем и снегопадом унеслась домой, к хребту Сары Могол, где в скальном каньоне лежит зачарованное озеро.

Вячеслав АЛЕКСАНДРОВ.

Фото Евгения БАРЫШНИКОВА.







Добавить комментарий