Main Menu

По крутой тропе к благополучию. О времени прошедшем и сегодняшнем

Чингиз Айтматов как-то писал: «С совестью внутри себя ты и один в поле воин». Примерно так же высказывался Владимир Даль, он называл совесть «тайником души, в котором отзываются одобрение или осуждение каждого поступка».

С малых лет я чувствовал в себе невероятную внутреннюю силу, которая сподвигала меня к ответственности и трудолюбию. Но она же, эта сила,  сформировала качество, которое я считаю своим недостатком, — излишнюю прямоту. Шел порой напролом, не думая о последствиях, рубил сук, на котором сидел.

Однажды мне предстояло выступить на районном партийном активе. Чтобы подготовиться, я решил ночью проехаться по закрепленному за мной хозяйству в Тюпском районе. Однако моя машина перевернулась на дороге между двумя селами, где совершенно не было людей. Я оказался в глубоком овраге, полном снега. Прямо в лицо мне хлестал бензин, и я физически чувствовал близость смерти. Неимоверным усилием  ухватился за какую-то деталь и сумел высвободиться из-под двух тонн металла. На заре меня, обессиленного, нашли местные чабаны.

Днем все казалось спокойным и благополучным, но я не зря проводил осмотры по ночам. Я видел, как простые люди выбиваются из сил, пытаясь выполнить план, спущенный сверху…

Все это проходило перед моими глазами, и в итоге я выступил с резкой критикой «метода Чапаева». На моем выступлении присутствовал и секретарь партийного актива. Написал я, помнится, и статьи «Груз, или Основа марксизма» и «Была наивность, или Верность социализму».

Увы, своей бурной общественной активностью я наношу себе вред. Такие были времена.

Восемь  лет проработал в системе финансов в центральном аппарате, затем возглавлял финансово-экономический отдел Тюпского района, впоследствии перешел в контролирующий орган Государственной финансовой инспекции КР. Здесь у меня была очень сложная и ответственная работа, от которой зависели судьбы людей. Мне приходилось в основном разбираться в запутанных делах по распоряжению ГКНБ, МВД и т.д.

В силу служебных обстоятельств приходилось общаться с самыми разными людьми. Однажды молодая женщина, с которой я вел одно дело, сказала мне: «Байке, вы занимаетесь не своим делом, никто не оценит ваш труд. Вы навсегда останетесь только ревизором,  лучше поберегите здоровье и найдите другую работу».

По стечению обстоятельств вскоре после этого меня … отравили,  началось внутреннее кровотечение, а температура превысила 40 градусов. Я остался в живых благодаря мастерству врачей. Не давая себе времени на расслабление, я приступил к работе, как только стало немного лучше.

Вся эта история в далеком прошлом, но то, что произошло после комплексной ревизии финансовой инспекцией Орловского горно-металлургического комбината, до сих пор не дает мне покоя. Ведь именно с моего расследования началось громкое дело по комбинату. В течение года различные фискальные органы расследовали, откуда на производстве взялось 400 кг дорогостоящего незаконно завезенного концентрата, который я обнаружил.

Не могу утверждать с полной уверенностью, но в то время активно муссировались слухи о том, что эти 400 кг концентрата были средством борьбы между КГБ Киргизской и Украинской ССР и победила в итоге  наша республика. Результаты ревизии были плачевные. Оказалось, что разворовано дорогостоящее оборудование, кинескопы для телевизоров, медь и другие металлы, необходимые для производства. Комбинату был нанесен колоссальный ущерб. А деньги, вырученные от махинаций, ушли в сторону Москвы.

Итогом громкого дела стало то, что генеральный директор сел в тюрьму на 6 лет, были осуждены и его пособники, правда, некоторым из них все же удалось бежать из страны.

После горно-металлургического мне было предложено приехать с проверкой на другой комбинат — «Голубой глаз», где обрабатывались редкоземельные высококачественные металлы. Здесь даже был металл, предназначенный для   космических целей. На основе своих исследований я написал статью «Как спасти корабль-гигант, идущий на дно» и передал главному редактору «Слова Кыргызстана». Публикация была моей попыткой помочь распадающемуся коллективу комбината.

Коли уж я ушел в воспоминания, то расскажу еще об одном случае. Мне было поручено проверить объединенное крестьянское хозяйcтво «Кызыл-Суу». В своем отчете начальству я настоятельно рекомендовал не дать исчезнуть овцам шелковой тонкорунной породы, вывести которых стоило огромного труда. А ведь это означало еще и рабочие места, и большой доход в бюджет. Я предлагал укрупнить мелкие хозяйства и организовать машинно-тракторные станции…

Сейчас могу точно сказать, что, несмотря на все попытки очернить социалистический строй, в финансовых, налоговых и контролирующих органах был порядок, а главное — строго наказывались нарушители всех уровней.

Увы, при нагрянувшей демократии все пошло на самотек. А ведь великий сын азербайджанского народа Гейдар Алиев говорил: «Дисциплина без демократии проживет, а вот демократия без дисциплины немыслима, ибо она неизбежно превратится в политический хаос».

Прискорбно, но я видел, как вседозволенностью     заразилась и Счетная палата республики. Очень надеюсь, что эта важная структура со временем очистилась от вирусов, которые ее поглощали. Я же со своей стороны опубликовал в газете «Кыргыз Туусу» статью «Коррупция менен курошууну Эсептоо палатасынан баштайлы». Мою принципиальную позицию в борьбе с коррупцией оценил ГКНБ, отметив, что уважает мое экспертное мнение.

В интервью радио «Азаттык» Президент Алмазбек Атамбаев отметил, что в Кыргызстане коррупция въелась практически во все сферы слишком глубоко. Он как бы подтвердил, что за время независимости коррупция стала не только острой проблемой, но и способом госуправления. Страна живет в долг, наши кредиты исчисляются миллиардами долларов, и год от года ситуация становится все хуже. Правительство вынуждено прибегать к сокращению расходов.

Тем не менее мы все так же устраиваем много шума из ничего. Один за другим следуют юбилеи, праздники, тои. Иногда поводы бывают совсем смешными.

А во главе всего этого стоят чиновники, многие из которых занимали свои посты еще во времена правления Акаева и Бакиева. И здесь очень к месту будет привести кыргызскую поговорку «Куураган куу кекиртет, далай жерге секиртет». По этому же принципу прихвостни бывших президентов добрались до Кумтора, где вдоволь насытились.

Да, время работает не в нашу пользу. Получается, как в поговорке: «Пока умный думал, у дурака сын родился». И за это время наворочено немало ненужного!

Считаю, что для того чтобы снять напряжение, связанное с Кумтором, необходимо немедленно вывести на чистую воду тех, кто подписывал сомнительные договоры и соглашения, тех, кто совершил по сути дела явные преступления. Не знаю прав ли я, но мне думается, для этого нужно привлечь уполномоченные органы из России, Казахстана, Узбекистана и Азербайджана.

Говорят, что коррупцию в нашей стране победить невозможно. Но можно взять, к примеру, Азербайджан и Грузию. Там тоже была аналогичная ситуация, однако Гейдар Алиев и Михаил Саакашвили, придя к власти, начали жесткую и непримиримую борьбу с коррупцией. В скорейшем «выздоровлении» этих стран большую роль сыграла легализация имущества, предметов роскоши людей, причастных к высшим эшелонам власти.

У нас же каждый чиновник пытается скрыть свои «накопления». Для борьбы с этим явлением решено было обязать их сдавать единую налоговую декларацию, включая всех членов семьи. Одним из первых, кто всенародно сказал, на какую сумму владеет имуществом, был Президент  А. Атамбаев.

Этот шаг должны повторить все власть имущие.  И тут государственным налоговым органам необходимо дать больше полномочий, расширить территорию их  действий.

Помня о «прихватизации» 90-х, нужно не забывать обращать внимание на то, как то под одним, то под другим предлогом происходит легальный захват земель. В качестве примера могу привести участок в 40 км от Балыкчи, который выделили некоему чиновнику еще во времена Акаева.

И последнее. Не так давно в Бишкеке прошел очередной саммит ШОС, на котором  присутствовали многие высокопоставленные лица. Эта встреча, конечно же, подняла наш авторитет на международной арене. Однако у меня, как у рядового гражданина, возникает вопрос: зачем великому китайскому соседу так нужно поднимать экономику Кыргызстана, вторгаться в местные проекты? Понятно, что кыргызы не могут выучить китайскую грамоту, их рабочие места займут китайцы, а соотечественникам придется уезжать на заработки за границу и терпеть там всевозможные лишения. И со временем в стране появится много детей, рожденных от «деловых партнеров», которым также нужны будут рабочие места. И все это наталкивает на вопрос: а не прямой ли это путь к экспансии?

Таким образом, вся надежда на наших парламентариев, которые должны принять закон об ужесточении дисциплины, вести строгий учет мигрантов и эмигрантов. Также крайне важными являются «брачные дела», нужно ужесточить еще и паспортный контроль…

И вот еще о чем. Пришло время опираться на собственные силы и самим развивать свое производство. Я тут ничего нового не говорю, но ведь не клеятся у нас дела с этим! Надо уделять больше внимания профтехобразованию. В стране должны царить производственный дух, производственный процесс. Нашим руководителям нужно помнить слова Плутарха: «Лидер народа своим разумом и мышлением, моральной чистоплотностью, смелостью и дальновидностью должен быть образцом для других».

Сатынды САМЫКБАЕВ.






Добавить комментарий