Main Menu

Дж. Оторбаев: «Наш путь борьбы с коррупцией будет короче»

"Противодействие коррупционным практикам: опыт Великобритании и Кыргызской Республики" — семинар на эту тему состоялся в Бишкеке. 

В его работе участвовали первый вице-премьер-министр Джоомарт Оторбаев,  представители государственных органов, бизнес-ассоциаций, неправительственных организаций и консалтинговых фирм.

Организатором мероприятия выступило посольство Великобритании в нашей стране. "Британское право — признанный авторитет в мировом сообществе. Демократическое антикоррупционное законодательство Великобритании гармонизируется и шлифуется уже более 400 лет.  Факт,  что эта страна борется с коррупцией на протяжении нескольких столетий, говорит о том, что нам тоже многое еще предстоит пройти. Однако наш путь борьбы с коррупцией будет короче, чем 400 лет", — отметил Джоомарт Оторбаев в приветственной речи.

Первый вице-премьер-министр подчеркнул, что основная причина двух революций, произошедших в Кыргызстане, — не бедность, а социальная несправедливость и коррупция правящих кругов.

"В 2010 году многие кыргызстанцы очень надеялись, что антикоррупционные реформы станут быстрыми и эффективными. К сожалению, нам не удалось добиться быстрых успехов в борьбе с коррупцией, несмотря на то, что были и есть политическая воля, поддержка и давление со стороны общества.  Коррупция слишком глубоко укоренилась в нашем обществе, борьба с таким системным явлением  требует времени. Недостаточная эффективность борьбы с коррупцией остается большой проблемой в стране", — сказал Джоомарт Оторбаев.

IMG_7190 "Комплексные проблемы требуют комплексных мер. Мы работаем с партнерами по развитию в части импорта лучших практик по антикоррупционному регулированию, в частности, с посольством Великобритании,  Всемирным банком и  Азиатским банком развития. В  декабре намечена презентация антикоррупционной программы, где  мы  обозначим ряд мер политики, необходимых для борьбы с коррупцией", — сказал он.

Создание благоприятного климата, по словам Джоомарта Оторбаева, зависит не только от развития инфраструктуры, законодательства и стабильной политической ситуации, но и от эффективных мер борьбы с ней.  

О борьбе с этим злом на встрече рассказали посол Великобритании в Кыргызстане Джудит Маргарет Фарнворт, руководитель отдела по борьбе со взяточничеством  и коррупцией Департамента серьезных мошенничеств правительства Великобритании Бен Морган,  управляющий партнер "Миллер и Розенфальк — европейские бизнес-юристы" Стюарт Миллер.  

На семинаре с докладом выступил и министр экономики Темир Сариев. В частности, он отметил, что "переосмыслив издержки прошлых лет и выстраивая по новому национальную политику противодействия коррупции, у нас появилось твердое убеждение, что не существует стран, априори обреченных на масштабную и хроническую коррупцию". "Кыргызстан не является исключением из этого правила. Мы готовы рассмотреть и принять любые инициативы, направленные на снижение коррупции, для трансформации их в реальную систему противостояния любым коррупционным проявлениям", — заявил глава Минэкономики.

Он выразил благодарность послу Ее Величества г-же Джудит Маргарет Фарнворт за предоставленную уникальную возможность, где благодаря британским коллегам  Бену Моргану и Стюарту Миллеру из первых уст смогли ознакомиться с передовым опытом противодействия коррупционным практикам. "Мы надеемся использовать ваш опыт не только в наращивании усилий по борьбе с преступностью, но и в обеспечении системного и комплексного подхода к профилактике коррупционных правонарушений", — заметил министр. И сообщил, что  борьба с коррупцией и взяточничеством осложняется из-за скрытности  неправомерных действий, а их участники не заинтересованы в распространении информации. В связи с этим расследование фактов взяточничества сопряжено с многочисленными препятствиями, сокрытием доказательств и отсутствием свидетелей.

Уникальность британского закона о взятках еще и в том, что все эти аспекты в нем учтены и подробно детализированы, прописаны правила, на основании которых осуществляется надзор за чистотой корпоративной культуры.

Масштабность коррупционных преступлений была и остается одной из глобальных проблем, стоящих перед мировым сообществом. Что касается Кыргызстана, то у нас коррупция стала системной проблемой, без решения которой невозможно дальнейшее развитие страны.

Это зло серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, вызывает серьезную тревогу в обществе и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж на международной арене и является одной из угроз национальной безопасности.

Для выстраивания нового формата борьбы с коррупцией Указом Президента в феврале 2012 года утверждена Государственная стратегия антикоррупционной политики, определены основные направления и приоритеты по устранению коренных причин коррупции, последовательность и пути достижения комплексной цели — снижения ее уровня в обществе.  Логическим продолжением выбранной стратегии стали Программа и План мероприятий правительства по противодействию коррупции на 2012-2014 годы,  утвержденные постановлением кабмина в  августе 2012 года. Практически все меры, предусмотренные Конвенцией ООН против коррупции, нашли свое отражение в данных документах. Учтены и  рекомендации ОЭСР (Стамбульский план действий), отмеченные в итоговом отчете (представленный экспертной группой в начале 2012 года). Данным постановлением Минэкономики определено уполномоченным органом по мониторингу и координации антикоррупционных мер. В отсутствие специализированного государственного института по предупреждению коррупции министерству  сегодня приходится брать на себя эту роль. В этой связи следует отметить, что, несмотря на наметившуюся тенденцию формирования правовых и институциональных основ предупреждения коррупции, кардинальных сдвигов пока не происходит. Хотя ожидать быстрых перемен в этом направлении сложно, и в мировой практике такого опыта практически нет. Здесь сказываются неподготовленность кадров по выработке и реализации антикоррупционных механизмов в министерствах, ведомствах, слабость и противоречия законодательной базы, низкий уровень взаимодействия и неразработанность должных инструментариев, сообщил министр.

О масштабах и тенденциях коррупции свидетельствуют следующие данные. В 2012 году правоохранительные органы республики возбудили 1 тыс. 180 уголовных дел коррупционной направленности. За 9 месяцев 2013 года было 982 уголовных дела коррупционной направленности. 

По данным Верховного суда, за 9 месяцев 2013 года судами рассмотрено  713 дел о должностных преступлениях. По результатам рассмотрения 209 дел (31,7%) осуждены 226 человек, прекращено  246 дел (34,5%), возвращены прокуратуре для восполнения пробелов следствия  28 (3,9 %), возвращены по другим основаниям — 119 (16,6%). Таким образом, количество прекращенных и возращенных дел по должностным преступлениям говорит о низком качестве следственных мероприятий.

По данным проведенного исследования, 39-42% экономики находятся в тени, 52% заработной платы в бизнес-структурах выдаются в конвертах.

По экспертным оценкам, ежегодный ущерб от коррупции в республике составляет порядка 700 млн. долларов (более 30 млрд. сомов), а это почти 40% доходов бюджета (доходная часть бюджета в 2012 году была 1,83 млрд. долларов). На этом фоне совершенно несопоставим  выявленный правоохранительными органами ущерб от коррупционных преступлений, который по итогам 2012 года и 9 месяцев 2013-го составил всего  1,7 млрд. сомов. 

В целом пока удалось достичь самых скромных результатов в реализации Программы и Плана мероприятий по борьбе  с коррупцией. Так, в рамках дальнейшей имплементации международных норм в национальное законодательство принят в новой редакции Закон КР "О противодействии коррупции", внесены изменения и дополнения в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы, Кодекс об административной ответственности и ряд других законодательных актов.

Кыргызстан рассматривает вопрос и о ратификации антикоррупционных конвенций Совета Европы (Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию, Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию) и о вхождении Кыргызстана в ГРЕКО (Группа стран по борьбе с коррупцией). 

В соответствии с новой редакцией Рекомендаций ФАТФ и Конвенцией ООН против коррупции нормы о порядке применения усиленных мер надлежащей проверки в отношении иностранных и национальных политических деятелей и международных организаций, а также членов семей и их близких связей предусмотрены в проекте закона КР "О противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности", который находится на рассмотрении Жогорку Кенеша, сообщил министр.

Принимая во внимание издержки прошлых лет, связанные с вмешательством в предпринимательскую среду, фактами рейдерства, недобросовестной конкуренцией, рассматривается вопрос создания института уполномоченного по защите прав предпринимателей бизнес-омбудсмена.

Считается, что коррупцию можно снизить только при участии и конструктивном взаимодействии с гражданским сектором. Поэтому в Минэкономики создана и действует площадка для проведения открытого диалога органов государственной власти с институтами гражданского общества.

Большая работа проводится по совершенствованию таких важных подходов и инструментариев в противодействии коррупции, как антикоррупционная экспертиза, конфликт интересов, политическая коррупция, бытовая коррупция, оценка и управление коррупционными рисками, государственные закупки, и др. 

В завершение  Т. Сариев отметил, что правительство страны готово рассмотреть и принять любые инициативы, направленные на снижение коррупции в КР. "Борьба с коррупцией, которая развернулась сейчас в Кыргызстане, станет реальной системой противостояния любым коррупционным проявлениям", — выразил уверенность глава МЭКР.

Следует отметить,  что посольство Великобритании инициировало проведение ряда встреч руководителя отдела по борьбе со взяточничеством и с коррупцией при Департаменте серьезных мошенничеств правительства Великобритании Бена Моргана с представителями госорганов нашей страны по вопросам противодействия коррупции.

Об искоренении коррупции в сфере предоставления соцуслуг населению рассказал  министр социального развития Кудайберген Базарбаев.

"Недавно мы подписали меморандум о сотрудничестве с Антикоррупционным деловым советом, работаем над выявлением и пресечением коррупционных схем в сфере назначения и выплат пособий, выдачи недостоверных справок. Для прозрачности работы домов-интернатов при каждом из них создан общественный наблюдательный совет. На постоянной основе проводится аудит структурных подразделений, начата реформа по искоренению коррупции в медико-социальных экспертных комиссиях", — отметил министр.

Работает Минсоцразвития и над построением прозрачной системы социальной защиты.

"Создание условий, при которых невозможно использовать бюджетные средства в коррупционных целях, — одна из задач Стратегии развития социальной защиты населения. Для этого мы постоянно информируем население об использовании бюджетных средств, проводим общественные слушания по формированию и эффективному использованию бюджетных статей", — сообщил глава Минсоцразвития.

 Соб. инф.



(Next News) »



Добавить комментарий