Main Menu

Каким быть местному самоуправлению? Взгляд опытного менеджера с 37-летним стажем

Приближается праздник — День местных сообществ Кыргызской Республики, который отмечается с  2003  года  в конце  октября. Воспользовавшись этим, хочу поздравить своих  коллег, сотрудников  органов  местного  самоуправления  нашей страны, ответственных  работников Государственного агентства  местного самоуправления  и межэтнических отношений  при правительстве Кыргызской Республики, а также тех, кто  причастен к  решению  дел  местного значения. Желаю им  крепкого здоровья, процветания, благополучия, добрых перемен в жизни и успехов во всех начинаниях.

За последние годы в республике произошли решительные перемены в связи с подготовкой и проведением административной реформы. Существенно  изменилась система организации и функционирования власти на местах. На государственном уровне приняты  принципиальные политические решения, законодательные акты, национальные и государственные программы,  направленные на укрепление финансовой и правовой базы органов местного самоуправления. Мы не должны забывать, что орган местного самоуправления  — основа и крепкий фундамент системы государственного управления.

Все население страны ныне  проживает на административных территориях. Это  453 айыльных   аймака и свыше 30 городов, где созданы  исполнительные  и представительные органы местной  власти. Именно они  наиболее    приближены  к  людям и в своей  ежедневной деятельности призваны  решать  повседневные  и неотложные  задачи создания  условий для  жизнедеятельности  местного  сообщества.

Однако  я как практик должен отметить, что в последние годы наблюдается снижение роли ОМСУ в вопросах повышения жизненного уровня населения.

12В прошлом году мы ликвидировали районные кенеши, а ведь их депутаты положительно влияли как на работу МСУ, так и на функционирование райгосадминистраций. Они утверждали местный бюджет, тарифы на государственные  и муниципальные услуги, решали проблемы, касающиеся социально-экономического раз-вития региона.

С ликвидацией райкенешей на местные исполтельные органы власти легла дополнительная нагрузка: нужно проводить совместные заседания местных кенешей, что противоречит конституционным законам. Согласно Закону КР «О местном самоуправлении», председатель, президиум и секретариат заседания местного кенеша ежегодно должны переизбираться. Но такая постановка вопроса расхолаживает и снижает заинтересованность местных парламентариев в решении назревших в регионе вопросов.

Развитие  местного самоуправления  и межэтнических отношений входит  в число  важнейших национальных   приоритетов,  так как  все  принимаемые  на  государственном уровне политические решения, законодательные  акты, национальные  и государственные  программы  дадут положительный результат  лишь  в том случае, если  они  приносят  пользу на местном уровне, где  непосредственно проживает  население. Поэтому  формирование государственной  политики в области  развития   местного самоуправления должно занимать значительное место в деятельности правительства Кыргызской Республики.

Создание эффективной и действенной  системы   местного самоуправления  в  нынешних условиях  невозможно  без  профессиональных, компетентных  и, что немаловажно, не подверженных  коррупции и трайбализму кадров. В моем  понятии  современный  работник местного самоуправления — это  квалифицированный специалист, открытый для общества человек, хорошо знающий  все  существующие  на местах  проблемы. Он должен обладать организаторскими и деловыми качествами, быть способным контролировать  выполнение своих  решений и  вышестоящих  органов. Недопустимо защищать интересы лишь одной партии или приходить на службу ради собственной  карьеры.

В Законе Кыргызской Республики «О местном  самоуправлении» в ст. 42 «Требования к мэру города» написано, что стаж работы кандидата на государственную  муниципальную службу должен быть не менее трех лет. Можно также иметь трудовой стаж в госучреждениях  образования и здравоохранения  или находиться на руководящих  должностях в хозяйствующих субъектах не менее пяти  лет. В ст. 48 «Требования  к главе  айыл окмоту» стаж работы  указан соответственно от  двух  до трех  лет.

Поэтому многие  главы  айыл окмоту  или  мэры городов, работавшие ранее   в частных фирмах, крестьянских хозяйствах или учреждениях  образования и здравоохранения,  избирались  на должности руководителей органов МСУ. Таким образом, на ответственные   должности попадали  случайные  люди, что  отрицательно влияло  на эффективность  работы ОМСУ.

Исходя  из этого, следует  ужесточить требования  к вышеперечисленным  политическим  муниципальным  должностям и внести  изменения и дополнения в Закон Кыргызской  Республики «О местном   самоуправлении».

К сожалению, проводимые последние  20 лет реформы,  децентрализация   государственного   управления практически  были приостановлены до создания  в начале  текущего года Госагентства  по делам  МСУ и межэтнических  отношений при  правительстве Кыргызской Республики. С образованием  этого ведомства только за последние  6 месяцев  принята Концепция  единства народов и развития  межэтнических  отношений  в Кыргызской Республике, подготовлена Стратегия развития местного самоуправления  на 2014-2017 годы.

Однако только созданием   гос-агентства положение дел в местном самоуправлении трудно  поправить, если не решим ключевые  вопросы.

На сегодня серьезнейшей проблемой остается отсутствие  надлежащего  контроля  над  деятельностью  органов МСУ.  Из-за отдаленности от  центра их деятельность остается без  надлежащего  надзора, надо принять срочные меры, решить вопрос создания северного и южного региональных отделов   Госагентства по делам  МСУ  и межэтнических  отношений. Они окажут  органам  местного самоуправления  консультативную, методическую и практическую  помощь.

Считаю, что пришла пора создать единый полнокровный государственный  орган, занимающийся развитием местного  самоуправления, формированием кадрового потенциала муниципальных  служащих. В настоящее время кто только не занимается проблемами МСУ и межэтнических отношений. Есть соответствующие отделы в правительстве, действует также уполномоченный орган — Госагентство по делам  МСУ и МО. Проведением аттестации, присвоением  классных чинов, организацией конкурсов на замещение вакантных   административных  муниципальных  должностей занимается Госкадровая служба  при Президенте Кыргызской Республики, а выборами  глав ОМСУ  — Центральная избирательная комиссия. Такое разделение функций, безусловно, отрицательно влияет на эффективность управления органами МСУ.

Существующая система  госуправления,  при  которой  каждый  госорган  обладает  выгодными ему полномочиями, касающимися сферы  местного  самоуправления,   не дает  возможности  оценить реальную картину  происходящих   процессов  и событий  на местном  уровне.

Поэтому Госагентству по делам МСУ и межэтнических отношений необходимо передать больше полномочий. Тогда это ведомство будет нести полную ответственность за состояние  дел  в органах  МСУ. Необходимо  также защитить права  муниципалитетов, повысить их кадровый  потенциал. Этого требуют  демократические принципы и навыки самоуправления в Кыргызстане.

Исходя из вышеуказанного, обращаюсь к правительству Кыргызской Республики с просьбой решить обозначенные проблемы. Если мои предложения будут учтены, формирование  муниципальной кадровой службы и выборы  глав айыл окмоту будут сконцентрированы в единственном  госоргане, занимающемся  развитием местного самоуправления, муниципалитеты  получат вертикальную систему управления и подчинения.

 

Зарылбек  ШАРИПОВ, 

представитель Госагентства по делам

МСУ и межэтнических отношений по

Иссык-Кульской области, заслуженный работник 

местного самоуправления.


Фото Нины ГОРШКОВОЙ.


 






Добавить комментарий