Main Menu

Передовая «адмирала» Ушакова

Мы продолжаем рассказывать нашим читателям об истории кыргызской милиции,  о ее традициях и знаковых  личностях, внесших большой  вклад в становление и  развитие отечественной  правоохранительной системы. В Киеве в одном из залов Музея  партизанской славы в годы  Великой Отечественной войны можно увидеть стенд, посвященный Василию Селиверстовичу Ушакову, в 1961-1967 годах — министру внутренних дел Киргизской ССР. 

сидоров-2На десятый день войны политрука курсантской роты Харьковского авиационного училища В. Ушакова отозвали с фронта в распоряжение ЦК Компартии Украины и предложили  сформировать и возглавить комсомольско-партизанский  отряд для организации диверсионной работы в  глубоком тылу. Осенью 1941  года партизанское соединение им. Сталина во главе с командиром В. Ушаковым по заданию  Верховного главнокомандующего внезапным ударом выбило  фашистов из районного центра  Ново-Шепелевичи под Киевом и удерживало этот плацдарм четверо суток до подхода частей Красной Армии. Первую боевую награду — орден Красной Звезды — адмирал Ушаков, как  звали его в отряде, получил в 1943 году. А к маю 1945-го его мундир украсили  ордена Ленина, Богдана  Хмельницкого I-й степени, «За боевые заслуги» и другие. После  войны, в 1952 году, окончив  двухгодичную школу МГБ, был назначен заместителем  начальника Управления  внутренних дел  Ленинграда. В музее хранится текст  его выступления на  партийном активе города в  защиту руководителей  Ленинградского горкома партии, обвиненных  сталинским режимом  в антисоветской детельности («Ленинградское дело»).

В июне 1960 года В. Ушаков назначается   заместителем, а через год — министром внутренних дел Киргизской ССР. Сменил он на  этом посту проворовавшегося бывшего секретаря Нарынского обкома партии М. Исаева, направленного руководством республики, видимо, на исправление —  возглавлять милицейское ведомство.

Вспоминает ветеран МВД, известный  журналист Леонид Зеличенко: «Высокую требовательность к себе  и подчиненным вновь назначенный  министр сочетал с заботой  о личном составе, глубоко вникал в  проблемы и  находил время довольно часто посещать госпиталь МВД, заходить в палаты и беседовать с больными. Генерал  мог без приглашения  нагрянуть домой к сотрудникам милиции среднего звена, чтобы ознакомиться с условиями быта их семей. По инициативе В. Ушакова правительство приняло решение о выделении  милиционерам льготных ссуд на  индивидуальное  жилищное строительство,  начались реконструкция городских и районных управлений ВД, благоустройство их территорий. Под его началом были  разработаны новые учебные  программы профессиональной подготовки сотрудников,  поощрялась  заочная учеба  сотрудников на юридических факультетах вузов и в спецшколах МВД СССР. К 1965 году около 90% офицерского состава ОВД имели высшее  и среднее специальное образование».

сидоров-160-е годы прошлого столетия для союзной  республики были  периодом бурного развития сельского хозяйства и промышленного строительства. От  органов внутренних дел Москва требовала усиления борьбы с расхитителями социалистической собственности, приписками и очковтирательством. По приказу  министра В. Ушакова была создана специальная оперативно-следственная группа по расследованию фактов хищений  в колхозно-кооперативных хозяйствах. Только в  Ошской области по результатам выборочной  проверки состояния учета общественного скота сотрудники ОБХСС выявили около 3 000 неучтенных ягнят и более 100 телят. Кроме этого, на  страну как снежный ком обрушилось модное тогда  течение стиляг. По директиве партии бороться с «родимым  пятном капитализма» обязаны были также органы правопорядка. Появился даже специальный Указ Президиума Верховного Совета   СССР «Об усилении борьбы  с лицами, уклоняющимися от общественно-полезного труда, ведущими антиобщественный паразитический образ жизни». Милиция совместно с дружинниками  отлавливала  тунеядцев, проституток и  алкоголиков и выселяла их  подальше от столицы и  крупных городов. Особенно отличились фрунзенские  оперативники, накрыв в  ночь на 15 апреля 1962  года в одном из домов  около Карагачевой рощи  притон сексуальных услуг с более пятидесятью «жрицами любви» и клиентами, именовавшими себя «золотой» молодежью столицы. Некоторых из них давно разыскивала  милиция.

Как вспоминают  ветераны милиции, генерал В. Ушаков  был убежденным противником  выращивания в республике   опийного мака и южно-чуйской конопли, понимая всю серьезность проблем наркомании. Несмотря на усиление охраны  опийных плантаций в Прииссыккулье  и  Тянь-Шаньской области,  десятки тонн опия-сырца нелегально транспортировались в  Казахстан, Узбекистан, Азербайджан и далее в Россию. О повальном распространении наркомании били тревогу  медики и милиция, но официальные власти  СССР настойчиво убеждали мировое сообщество, что проблем наркозависимости в Стране Советов не существует. Что  касается министра В. Ушакова, то в 1963 году он лично инициировал  создание в структуре подразделений уголовного розыска  специальных отделов по борьбе с  незаконным оборотом наркотиков и организации кинологической службы  по подготовке четвероногих «разыскников»  наркотических веществ. В дальнейшем этот метод  получил поддержку в  союзном МВД, да и в наши дни  без служебных собак  не обходится ни одна  антинаркотическая операция.

В один из мартовских дней 1961 года на прием к министру охраны  общественного порядка пришел житель г. Фрунзе, ветеран Великой Отечественной  войны Анатолий Кучеренов, работавший сторожем склада Главаптекоуправления Минздрава. Взволнованный фронтовик поведал о фактах крупных злоупотреблений в этом ведомстве. В. Ушаков не стал  отправлять заявителя в отдел  борьбы с хищениями социалистической собственности (ОБХСС) Управления  внутренних дел столицы, а тут  же сформировал  оперативно-следственную группу, подключив к ней врачей и опытных фармацевтов. В ходе документальной ревизии и проверки качества   хранившихся на складе  лекарств выяснилось следующее. Преступная группа  материально-ответственных  лиц аптекоуправления  путем недовложения в  процессе изготовления лекарств  необходимых препаратов изготавливала «излишки»  дефицитных медикаментов,  которые затем по завышенным ценам реализовались населению через аптечную сеть. Расследование дела взял под личный контроль министр. В результате кропотливой  работы разветвленная сеть  расхитителей была ликвидирована, к суду привлекли 19 криминальных фармацевтов. Ущерб — более 500 тысяч рублей — восстано-вили.

В декабре 1961 года, выступая на пленуме ЦК Компартии Киргизии, министр ВД подверг резкой критике отдельных руководящих партийных работников республиканского уровня за чванство, очковтирательство и обман государства. Сразу же после этого в партийную организацию МВД поступило   указание сверху  представить характеристику  на Василия Ушакова, члена ВКП(б) с июня 1941 года. Вот выдержка из нее: «…Целеустремленно руководит  подчиненными, хороший организатор.  Лично участвует в  разработке и проведении антикриминальных спецопераций. Энергичен, требователен,  принципиален, активно участвует в партийной и общественной жизни республики, являясь членом ЦК Компартии Киргизии, депутатом Верховного Совета Киргизской ССР…».

17 мая 1967 года в столице Киргизии произошли массовые беспорядки явно антисоветской направленности. Этому  способствовали брежневская политика «закручивания гаек», спад экономики и усиление социальной напряженности. Начались волнения на центральном колхозном рынке в защиту двух солдат стройбата, якобы убитых сотрудниками милиции. Затем толпа торговцев и примкнувших к  ним воров, спекулянтов и бомжей двинулась громить Первомайский, Свердловский отделы ОВД и городское управление внутренних дел,  поджигая на пути милицейские машины и мотоциклы. Так называемый синдром  толпы, умело использованный организаторами базарного бунта, был направлен на попытку  завладеть оружием и освободить содержащихся  в изоляторах временного содержания подследственных.  Только к вечеру удалось стабилизировать обстановку. Прилетевшая на следующий день комиссия МВД СССР  вынесла вердикт: несогласованность действий местной милиции в чрезвычайных ситуациях, отсутствие четкого руководства и явная  растерянность. В день массовых беспорядков министр ВД А. Ушаков  находился  на больничном, но, чувствуя личную ответственность за  произошедшее, подал рапорт об уходе на пенсию, а в конце 1967 года вместе с семьей  переехал на постоянное местожительство  в Киев. Даже  будучи тяжело больным (рак легкого), Василий Селиверстович не терял связей с бывшими сослуживцами из Министерства внутренних дел Киргизии. В одном из  своих последних писем в  редакцию газеты «Работник милиции» он  рассказывал, что посетил места боевой   славы, где в октябре 1941 года после рейда по правобережной  Украине из 800 партизан-комсомольцев  в его отряде осталось только  около 100 бойцов, остальные пали в боях.  Партизанский «адмирал» хотел написать книгу о боевых походах, друзьях-товарищах по оружию, да так и не успел…

20 августа 1969 года  на Поляковском кладбище  в Киеве состоялись похороны персонального пенсионера союзного значения, экс-министра внутренних дел Киргизской ССР В. С. Ушакова. Проводить в последний путь   своего  партизанского командира и боевого товарища прибыли делегации из Ленинграда, Одессы, ЦК Компартии Украины и Центрального музея Великой Отечественной войны.  Отдать последний долг своему бывшему руководителю приехали и посланцы МВД Киргизской ССР во главе с заместителем  министра Т. Курманалиевым. Они привезли горсть земли  Кыргызстана, покой которого он достойно охранял многие годы.

Сергей СИДОРОВ.

Автор выражает искреннюю благодарность ветерану МВД Леониду Яковлевичу Зеличенко за помощь в подготовке материала.

На фото: генерал-майор  Э. Алиев, полковники Б. Эстебесов,  министр ВД В. Ушаков, Б. Горященко. 1966 год.   






Добавить комментарий