Main Menu

«Дневник кочевника»

Так называется  юбилейная персональная выставка из более чем ста работ художника Адылбека  Байтерекова. Она  проходит в Музее изобразительных искусств  имени Г. Айтиева и  уже стала значительным культурным событием в жизни столицы.

…Каменотес разогнул усталую спину, отошел на некоторое расстояние — так, между прочим, делают все художники — и оглядел свое  высеченное  на скале творение, над которым работал так много времени, что потерял ему счет. Но мастеру можно простить эту маленькую слабость: его произведения на тысячелетия пережили своего безымянного создателя и еще тысячи лет будут  удивлять потомков пластикой линий изображения людей и животных,  на первый взгляд незамысловатостью сюжетов. Но  вплетенные в  единый орнамент фигуры создают особую тайнопись — код далеких прошлых времен. Таким представил древнего графика,  изображенного в  петроглифической манере, Адылбек Байтереков.  

1Он, словно краски на палитре, перемешивает времена, страны, континенты. Китайский паланкин, будто сделанный из  кыргызского курака,  медленно движется по  арабской пустыне; древнегреческие кариатиды и атланты держат на своих плечах японское солнце; портрет манасчы будто сошел со старинной итальянской фрески. Но это у живописца не выглядит неожиданно, напротив, зритель убежден, что так всегда и было, во всяком случае в том мире, куда открыл дверь художник. Наверное, многие путешествующие кочевники так его и видят: впитывают другие культуры и традиции, делятся своими.

…Тополя у него шествуют, ветер пробегает по камням и траве, океанская ракушка — заморская гостья в натюрморте отбрасывает длинную тень, крона дерева — целая вселенная —  бережно укрывает от солнца и дождя бабушкин коврик, отождествленный  с другой  вселенной — народного творчества.  Или фрагмент осени: нет привычного пейзажа с горизонтом, только  печальная и растерянная графика ветвей в поблекшем небе. Его живопись похожа на стихи: почему-то они приходят на ум, когда смотришь на полотна Байтерекова.

2А  войлочные композиции напоминают книгу, имеющую множество страниц, собственно, они так и называются: «Страница 1», «Страница 2» и так далее — это и есть  тот самый дневник кочевника, давший название экспозиции. Каждый прочтет его, как увидит, почувствует, поймет.

Живопись, графика, войлок и даже гобелен (почему-то незаслуженно забытый в последние годы), представленные на вернисаже, говорят о Байтерекове как о художнике, который не устает искать новые решения в творчестве.   По словам искусствоведа Гамала Боконбаева, его работы — это  талантливая современная интерпретация традиций народного искусства. Здесь соединение народного материала с композиционными достижениями модернизма. Здесь сила традиций и энергия современности — просто одно целое…

Выставка посвящена юбилею,  а значит, предполагает возраст мастера. Но   в работах Адыла Байтерекова, несмотря на мудрость и философскую  глубину, столько энергии, искрометности, неожиданных поворотов, современного мышления, что понимаешь: он  сохранил  молодой настрой. А значит, почитатели его таланта — а он, несомненно, очень талантлив — увидят еще множество страниц его творческого дневника.

 Галина МИХАЙЛИНА.

 Фото автора.






Добавить комментарий