«Дневник кочевника»
Так называется юбилейная персональная выставка из более чем ста работ художника Адылбека Байтерекова. Она проходит в Музее изобразительных искусств имени Г. Айтиева и уже стала значительным культурным событием в жизни столицы.
…Каменотес разогнул усталую спину, отошел на некоторое расстояние — так, между прочим, делают все художники — и оглядел свое высеченное на скале творение, над которым работал так много времени, что потерял ему счет. Но мастеру можно простить эту маленькую слабость: его произведения на тысячелетия пережили своего безымянного создателя и еще тысячи лет будут удивлять потомков пластикой линий изображения людей и животных, на первый взгляд незамысловатостью сюжетов. Но вплетенные в единый орнамент фигуры создают особую тайнопись — код далеких прошлых времен. Таким представил древнего графика, изображенного в петроглифической манере, Адылбек Байтереков.
Он, словно краски на палитре, перемешивает времена, страны, континенты. Китайский паланкин, будто сделанный из кыргызского курака, медленно движется по арабской пустыне; древнегреческие кариатиды и атланты держат на своих плечах японское солнце; портрет манасчы будто сошел со старинной итальянской фрески. Но это у живописца не выглядит неожиданно, напротив, зритель убежден, что так всегда и было, во всяком случае в том мире, куда открыл дверь художник. Наверное, многие путешествующие кочевники так его и видят: впитывают другие культуры и традиции, делятся своими.
…Тополя у него шествуют, ветер пробегает по камням и траве, океанская ракушка — заморская гостья в натюрморте отбрасывает длинную тень, крона дерева — целая вселенная — бережно укрывает от солнца и дождя бабушкин коврик, отождествленный с другой вселенной — народного творчества. Или фрагмент осени: нет привычного пейзажа с горизонтом, только печальная и растерянная графика ветвей в поблекшем небе. Его живопись похожа на стихи: почему-то они приходят на ум, когда смотришь на полотна Байтерекова.
А войлочные композиции напоминают книгу, имеющую множество страниц, собственно, они так и называются: «Страница 1», «Страница 2» и так далее — это и есть тот самый дневник кочевника, давший название экспозиции. Каждый прочтет его, как увидит, почувствует, поймет.
Живопись, графика, войлок и даже гобелен (почему-то незаслуженно забытый в последние годы), представленные на вернисаже, говорят о Байтерекове как о художнике, который не устает искать новые решения в творчестве. По словам искусствоведа Гамала Боконбаева, его работы — это талантливая современная интерпретация традиций народного искусства. Здесь соединение народного материала с композиционными достижениями модернизма. Здесь сила традиций и энергия современности — просто одно целое…
Выставка посвящена юбилею, а значит, предполагает возраст мастера. Но в работах Адыла Байтерекова, несмотря на мудрость и философскую глубину, столько энергии, искрометности, неожиданных поворотов, современного мышления, что понимаешь: он сохранил молодой настрой. А значит, почитатели его таланта — а он, несомненно, очень талантлив — увидят еще множество страниц его творческого дневника.
Галина МИХАЙЛИНА.
Фото автора.
Related News
В ожидании чуда
С наступлением зимы наверняка многие задумались о том, как будут встречать Новый год. Хозяйки шерстятRead More
И много-много радости детишкам принесли…
В преддверии Нового года Детский фонд совместно с Городским центром творчества школьников «Кыргызстан балдары» приRead More