Main Menu

Лишенные детства. В Оше открылась вечерняя школа для работающих подростков

Жизненные обстоятельства заставляют подростков бросать учебу и идти зарабатывать деньги. Вместо того чтобы сидеть за партой со сверстниками, они целый день трудятся на автомойках, таскают тяжелые коробки на рынках, собирают на плантациях хлопок, рис, табак, зерновые культуры либо ведут домашнее хозяйство и ухаживают за младшими братьями и сестрами. Многие из них не умеют ни читать, ни писать. Не получив среднего школьного образования, в дальнейшем ребята не смогут найти достойную работу с хорошим окладом. А это значит, что ряды потенциальных бедняков увеличиваются. 

1— Я доучилась всего до 7-го класса, а потом перестала ходить в школу. В тот момент в семье было тяжелое финансовое положение. Родители на последние деньги купили скот, за которым мне пришлось ухаживать. Спустя время устроилась официанткой в кафе. Так до сих пор и тружусь в сфере общепита, — поделилась 17-летняя Лидия Панова. У девушки большая семья. Сейчас четверо ее братьев живут и трудятся в Бишкеке, сестра уехала на заработки в Россию, а родители ведут домашнее хозяйство. Лидия хочет получить образование, поскольку недавно мама сказала, что, имея на руках школьный аттестат, ей будет легче найти хорошую работу. Сама девушка мечтает в дальнейшем освоить профессию парикмахера.

Не всегда тяжелое материальное положение толкает ребят бросить учебу, иногда в этом виноваты и учителя. К примеру, 12-летняя Бахират не ходит на занятия, поскольку неквалифицированный педагог отбил у нее  желание посещать школу. «У нас с мужем трое детей. Старший сын перешел в 11-й класс, младшая дочь учится в      4-м, а вот средняя, Бахират, уже 2 года сидит дома, — пожаловалась мать девочки. — Пытаясь прокормить семью, я с утра до вечера пропадаю на работе, и нет времени помочь детям с уроками. Моей Бахират очень тяжело дается учеба, а когда учительница стала ей постоянно говорить, что она бездарность и ничего не умеет, кроме как пасти коров, то дочь перестала ходить на занятия. Когда мы об этом узнали, ее уже исключили. Восстановиться нам не позволили, а в другую школу не взяли, сказав, что мы не приписаны к их  участку».

2Благодаря пилотному проекту «Искоренение детского труда в Кыргызстане посредством усиления вечерних школ и неформального обучения», финансируемому Международной организацией труда, ребята смогут получить заветный аттестат. Сейчас в средних школах №21 в  Бишкеке и №18 им. Навои в Оше открыты пилотные классы с вечерней формой обучения для работающих детей. Специально разработаны и утверждены учебные программы и методическое пособие для учителей по неформальному образованию. Между прочим, зарплата педагогам с октября начисляется из местного бюджета.

По словам специалиста Ошского городского управления образования Кутмана Камчыева, проект охватит 70 ребят. «Создана мониторинговая группа из педагогов, социальных работников и представителей городского отдела образования, которые занимаются поиском и регистрацией детей в вечернюю школу. Также договариваемся с работодателями, чтобы они отпускали детей в определенные часы на занятия. Стоит отметить, что переговоры идут только с теми людьми, у которых трудится ребенок старше 14 лет. Если возраст меньше, то ребенка просто забираем с работы. Кроме этого, постоянно проводим беседы с работающими детьми и их родителями. Объясняем необходимость получения школьного базового образования. Им также  выданы продуктовые наборы и школьные принадлежности», — подчеркнул он.

3Сейчас в Оше вечерний класс посещают 18 человек, но группу планируют увеличить. Следит за дисциплиной воспитанников мониторинговая группа из представителей соцзащиты, социальный педагог школы и сотрудники инспекции по делам несовершеннолетних. Поскольку в классе обучаются  разновозрастные дети, учителям приходится индивидуально заниматься с каждым. Ведь кто-то из них уже хорошо считает, а другой не умеет ни читать, ни писать. После полной комплектации ребят разделят на группы: начинающую, среднюю и более продвинутую. В конце учебного года специальная комиссия проверит знания учеников и решит, стоит ребенка переводить на следующий уровень или нет. По мнению разработчиков программы, спустя время большая часть этих детей захочет перейти в обычную школу, бросив работу.

Ирина КОВШОВА.

Фото автора. 






Добавить комментарий