Main Menu

Семь дней с Индией. Дели

1Первое ощущение от пребывания в Индии — духота, которая  буквально обволакивает, как только переступаешь порог международного аэропорта им. Индиры Ганди в Дели и выходишь на перрон в ожидании такси. Сразу вспоминается Каир с его раскаленным воздухом — дыханием пустыни Гиза. Но там постоянно дует легкий ветерок. А здесь горячо и влажно: июнь-сентябрь в Дели — время муссона, который приносит воздушные массы с Индийского океана.

Наша поездка — ознакомительная. Министерство иностранных дел Индии, пригласившее группу иностранных журналистов из государств Центральной Азии и Восточной Европы, поставило целью  не только показать нам   исторические и архитектурные достопримечательности, которыми чрезвычайно богата их древняя страна, но и  познакомить  c некоторыми крупнейшими представителями индийского бизнеса. 2Такими, например, как  Tata Group,  Larsen & Toubro, чьи названия давно уже стали мировым брэндом. С первого  дня поездки в нашем сознании, воспитанном  на идеалах социальной справедливости, возник вопрос: зачем правительству Индии организовывать такие визиты, тратить большие деньги на перелеты, размещение в дорогих отелях и т.д.,  в то время как 22-23% ее населения пребывает за чертой  бедности — не лучше ли  потратить деньги на неимущих? Ответ на  поверхности: Индия — одна из самых быстроразвивающихся стран в мире (10-е место по объему ВВП), заинтересована в дальнейшем продвижении своего  имиджа, приобретении рынков сбыта, наращивании  веса  как политического  игрока в глобальном пространстве. Плохо это или хорошо? Безусловно хорошо, потому что за этим стоят мирные цели. Кстати, Индия и Китай — единственные страны на евразийском пространстве, которые после крушения социалистической  системы регулярно организовывают туры для журналистов, постепенно отвоевывая пространство для своего влияния.3

1Немного о нашей группе. В ней по одному представителю всех пяти республик Центральной Азии (даже Туркмения решила не  оставаться в стороне), а также Беларуси, Хорватии, Сербии, Польши, Чехии, Венгрии, Словакии и Румынии. С особенным теплом вспоминается пани Ева Ханкок — редактор еженедельника «Голос Варшавы» на английском  языке. Несмотря на возраст (с громадным почтением называем его: 70 лет), она решилась на поездку и с мужеством перенесла и  жару, и смену привычного питания. В разговоре с нами пани Ева призналась, что до этого она посвящала Индии публикацию, но ни разу в ней не была, а теперь  все увидит собственными глазами.

4…Любопытный штрих:  раньше нас со странами Восточной Европы связывали принадлежность к соцлагерю и русский  язык, сейчас мы порознь — их объединяют английский  язык и Евросоюз. Эта разность в начале поездки бросалась в глаза, но уже через пару дней общность профессий взяла верх — расставались мы друзьями. МИД Индии прикомандировал к нашей группе менеджера по связям с общественностью Раджу Балакришнана, и он добросовестно исполнил роли и папы, и мамы, приняв нас в Дели, сопроводив до Агры и Бомбея и посадив на обратный самолет. На вопрос, что является самым  большим достижением Индии за последние годы, Раджу ответил: развитие информационных технологий. Он также отметил, что благодаря самодостаточности страна несильно пострадала от мирового экономического кризиса. Самой большой проблемой Индии Раджу считает рост численности населения: сегодня по этому показателю она занимает второе место в мире, а в скором времени, 5возможно, обгонит и Китай. Однако, в отличие от КНР, Индия не стремится контролировать рождаемость ограничительными мерами. Она старается просвещать население, и, как рассказывает Раджу, уже есть плоды: образованная молодежь ограничивается одним-двумя детьми. Так обстоят, например,  дела в его родном штате Керала,  где достигнута более чем 90-процентная грамотность населения. Кстати, упоминание о Керале — одном из 28 штатов Индии, расположенном на крайнем юге континента, за время нашего путешествия прозвучит не раз, и мы искренне пожалеем, что маршрут пролегает не через него.  В отличие от  Дели и Агры там не так жарко (среднегодовая температура — плюс 25-27),  этим, вероятно, объясняется то, что в курортной Керале — один из самых высоких показателей плотности населения (более чем в два раза выше, чем  в целом по стране).  Однако уровень прироста  людей, Раджу прав, самый низкий. Керала в переводе с  языка малаяли (так называют себя жители штата) означает  «земля кокосовых орехов». Один кокос стоит примерно 5 рупий (доллар на момент нашего приезда стоил около 60 рупий). Это единственный штат в Индии, где женщин больше, чем мужчин, и где попеременно управляют Индийский национальный конгресс (правящая в стране партия) и коммунисты. Некоторые обозреватели, к слову, связывают достижения Кералы с правлением коммунистов.

7Однако вернемся в Дели, к маршруту нашего тура. Первый визит — в Совет по международным отношениям. Примечательно, что эта  структура автономна от  МИДа и подчиняется парламенту, а руководит ею вице-президент страны. «Индия стремилась к независимости, и поэтому за год до ее освобождения был  создан этот совет», — вспоминает Ёгендра Кумар, с которым мы знакомимся в стенах Sapru House, где  располагается  совет. Любопытно, что это здание в 1955 году было открыто самим Джавахарлалом Неру. Мистер Кумар в конце 70-х-начале 80-х годов работал в посольстве Индии в Москве, поэтому неплохо  говорит на русском. На вопрос о том, какие  цели его страна ставит перед собой в глобальной политике, наш собеседник отвечает: «Ненормально, когда судьба всего мира зависит от действий нескольких супердержав — должен  соблюдаться баланс интересов. Огромную роль в этом могут сыграть международные организации. Такие, как, например, ООН. Но, к сожалению, пока наблюдается дисбаланс — в целом на мировой сцене и в деятельности международных организаций, которые не так эффективны, как  хотелось  бы».

Разговор на эту тему продолжился с коллегами — делийскими журналистами, совместный ланч с которыми устроили нам организаторы. 6Стратегический аналитик Раджив Шарма, который, по его признанию, пишет материалы по заказу РИА Новости, заявил, что Центральная Азия представляет для Индии огромный интерес — как экономический, так и политический, однако пока она  не может конкурировать с Россией, США и Китаем. Старший помощник редактора национальной  газеты The Hindu Сандип Дикшит сообщил, что собирается скоро приехать в Бишкек для освещения саммита ШОС, добавив, что был бы  счастлив, если Индия, обладающая статусом наблюдателя этого союза, вступила бы в него. Он приветствует интеграционные процессы на постсоветском пространстве, в частности, создание Таможенного  союза, и вспоминает, что когда его родина  сражалась за независимость, некоторые просвещенные индийцы, вдохновленные примером СССР, двигались через Афганистан, Таджикистан, Узбекистан, Казахстан в Москву, чтобы увидеть собственными глазами, как удалось победить бедность и неграмотность.

И, наконец, самая важная встреча в этот день — с министром иностранных дел г-ном Салманом Хуршидом. На этом посту он находится год, мусульманин  по вероисповеданию, член правящей партии — Индийского национального конгресса. Министр сообщил, что планирует лично  приехать на Бишкекский саммит ШОС, потенциал этой организации огромен, Индия разделяет ее  цели, и он надеется обсудить возможности сотрудничества во время пребывания в Кыргызстане. «Когда-нибудь, полагаю, — выразил надежду Салман Хуршид, — фундаментальные принципы ШОС будут разделять очень многие в мире, объединив усилия для достижения прогресса». На вопрос, удовлетворен ли он сложившимися торгово-экономическими отношениями с Кыргызстаном, г-н Хуршид сказал, что Центральная Азия и, в частности, наша страна, очень важны для Индии. Есть много сфер, в которых можно наладить       сотрудничество. Например, кожевенное производство, переработка продуктов сельского хозяйства, туризм. Большие перспективы в области образования.  «У вас —  значительные запасы гидроресурсов, у нас — огромное население, — добавил министр. — Думаю,  наш рынок и ваши возможности — отличная основа для совместных предприятий».

9Площадь, где находится МИД, можно назвать сердцем Дели. Во-первых, тут располагается комплекс правительственных зданий, во-вторых, и в- главных, — сооружение, известное всему миру как Ворота Индии. Справочники указывают, что  этот квартал застроен в 1931 году. Здание, в котором расположены главные министерства страны, в том числе МИД, выполнены в традиционном индийском стиле — со множеством колонн и башен, напоминающих шляпу колониалиста. В массивных каменных стенах под высокими потолками кондиционирование не предусмотрено, поэтому в коридорах душно,  но в кабинетах уже устроена система охлаждения. На газонах перед неогороженным зданием правительства  режутся в карты мужчины  — нам сказали, что это водители министерских авто коротают время. Один из них улегся вздремнуть в проеме меж колонн. В облицовке зданий преобладает красный  цвет. Вообще, в   архитектуре старинных зданий много  этого цвета — видимо, индийцы любят его. Из кирпича, облицованного керамикой и красным  мрамором, построен в Дели шедевр зодчества  XVII века, который так и называется — Ред Форт (Красная крепость).

Свой  Ред Форт, возведенный из красного песчаника, есть и в Агре. Оба объекта, как и Тадж-Махал, тоже расположенный в Агре, внесены в Список всемирного наследия  ЮНЕСКО. Нам предстоит  также увидеть  красные мечети на территории Тадж-Махала, а по пути в  Агру — множество труб, в которых обжигают из местной глины кирпич, который после этого становится красным. Но это потом. А пока сообщим, что по сравнению с 2004 годом, когда я  была в Индии в первый раз, велорикш на  улицах Дели стало меньше. И еще  одна важная деталь: местные автобусы и моторикши  работают на сжатом природном  газе. Это решение было принято Верховным судом страны в 1988 г., чтобы улучшить качество воздуха в столице. Однако в последние годы загрязнение  снова возросло из-за того, что  увеличивается количество авто,  включая моторы, работающие на дизельном топливе.

8В предместье Нью-Дели — Гургаоне у нас состоится еще одна важная встреча — с учеными Института энергетики и ресурсов  (TERI). Индия всерьез озабочена ухудшением состояния окружающей среды. В 1995 г. сотрудники TERI поставили целью выяснить, какой  ущерб нанесен природе за первые полвека независимости страны, и пришли к выводу, что из-за деградации почвы ежегодно теряется 11-26% сельхозугодий, сокращаются леса, ухудшается качество воды в крупных реках. Почетный член TERI,  г-н Продипто Гош, рассказал о разработанной учеными программе «Зеленая Индия-2047», которая предусматривает сокращение спроса на нефть на 35%, использования угля — более чем на половину, расширение площади лесов на треть (до 92 млн. га). Должно быть  удвоено производство электроэнергии за счет использования    возобновляемых источников. Сам TERI демонстрирует, как можно добиться этого, установив у себя на крыше солнечные батареи, которые обеспечивают в том числе кондиционирование здания. Продипто Гош, являющийся также членом Совета при премьер-министре по вопросам изменения климата, — убежденный сторонник развития атомной промышленности. Она, на его взгляд, наносит природе и здоровью человека гораздо меньше ущерба, чем выработка и использование энергии из угля,  газа и нефти. Что касается трагедий Чернобыля и Фукусимы, говорит ученый, ядерная энергетика извлекла из этого уроки  и АЭС становятся все более безопасными.

…Все, кто едут в Индию, ожидают увидеть слонов. Придется разочаровать. Ни одного из них мы не повстречали  ни в Дели, ни в Гургаоне,  ни по неблизкой дороге в Агру, которая заняла 2,5 часа. Правда, в Бомбее увидели, но это был памятник.  А в прошлый приезд  мне  довелось  наблюдать  серого великана, неторопливо и важно шествующего по оживленной трассе Дели. Раджу Балакришнан объяснил, что правительство страны запретило слонов в столице: во-первых,  они мешают движению транспорта, во-вторых, их используют для попрошайничества, в-третьих,  животным там попросту нечего есть. А вот в его любимой Керале  слонов можно  повстречать…

Кифаят АСКЕРОВА.

Фото автора.

Бишкек — Дели.

(Продолжение следует)






Добавить комментарий