Main Menu

ШКОЛЬНЫЕ ПОТЕМКИ, И КАК С НИМИ БОРОТЬСЯ

В этом учебном году, по данным Управления дошкольного, школьного образования, Министерства образования и науки, за школьные парты село около 102 тысяч первоклассников. Как показывает практика, хорошие условия обучения — это эффективные инвестиции в будущее. 

2Экологическое движение    БИОМ помогает улучшать освещенность школ республики, поскольку режим дневного освещения не соблюдается во многих из них. Его специалисты представили пилотный проект «Энергоэффективность для стабильного будущего», который они реализуют в нескольких школах столицы и Чуйской области совместно с норвежским обществом охраны природы при  поддержке МИД Норвегии. Экологическое движение БИОМ — национальный координатор международной программы «Чистая энергия».

Проект  осуществляется в трех пилотных  школах столицы и Иссык-Атинского района.  В первую очередь обращается внимание на температуру, свет, вентиляцию классов, а также разработку рекомендаций.

Исследование в нескольких столичных и пригородных школах выявило, что нормы освещения не соблюдаются ни в одной из них. Например, вместо положенных для  освещения досок и поверхности парт 500 люкс на деле оказалось 150 люкс. Потолочное освещение досок вместо 300 люкс не доходило даже до 50 люкс. Многие учащиеся также просят выключать свет из-за дребезжания потолочных ламп, в результате приходится обходиться без него. Как следствие — снижение зрения у 25-30%  ребят уже к концу учебного процесса.

Директор Новопокровской средней школы Ф. Низамутдинова рассказала  прессе, что они сотрудничают с движением       БИОМ уже 4 года. Его специалисты ранее уже установили в школьной столовой солнечные батареи, и теперь здесь не греют, как  раньше, воду на плите. Также построили биотуалеты. И вот теперь БИОМ помог с освещением, радостно сообщила Ф. Низамутдинова.1

В отличие от других пилотных школ, в Новопокровской вместо одного класса оборудовали два. Когда осматривали помещения, сообщила Н. Богатова, долго не могли выбрать, какое же именно выбрать. Оказалось, что в швейной мастерской вообще не было освещения, а в кабинете физики оно было крайне плохим. И экологи, пожалев юных портных, решили,  кроме кабинета физики, оснастить новыми приборами их мастерскую. Помимо потолочных светильников, повесили дополнительные лампы над досками и установили их около каждой швейной машинки.

По словам менеджера, они выбирали хорошего качества, энергоэффективные, но не дорогие светильники, которые будут в дальнейшем по карману любой школе. Оказалось, не только в сельской школе, которая была построена в 1967 году, соблюдаются нормы,  но и в элитных столичных школах № 13 и 65. БИОМ оснастил в них новыми светильниками кабинеты экологии и информатики.

3Проблема, как говорит Н. Богатова,  заключается не только в финансовых возможностях школ, отметила менеджер проекта, но и в том, что их техперсонал не ведает, какие именно светильники нужны и как их правильно установить. Освещенность классных комнат раньше вообще никто не замерял, хотя заниматься этим обязаны сотрудники санэпиднадзора. И поэтому сейчас у 40% выпускников школ страны пораженное зрение.

На следующем этапе специалисты проекта намерены показать, как верно и экономно устанавливать вентиляцию и утеплять здание.  Во всех без исключения  обследованных кабинетах нормы содержания углекислого газа превышаются в среднем в 2-2,5 раза. А в некоторых зимой температура едва достигает плюс 15 градусов, хотя положено 20-21.

Когда будут подведены итоги проекта, экологи планируют выпустить методическое руководство, чтобы полученный опыт распространить на другие школы.

Александр ШЕПЕЛЕНКО.

Фото Игоря САПОЖНИКОВА.



« (Previous News)



Добавить комментарий