Земля в муниципальной собственности
— Превращу-ка я первый этаж многоэтажного дома в тренажерный зал или молодежную дискотеку. Можно открыть зал компьютерных игр, а что? Школа недалеко, с клиентурой проблем не будет — примерно так размышляет наш доморощенный бизнесмен, строя грандиозные планы на ближайшее будущее. И невдомек ему, что, вложив свои кровные в недвижимость, он может основательно влипнуть, «пролететь», как, к примеру, случилось с ошанином Муратом Исмаиловым. Мечтал о своем бизнесе, копил деньги на автомойку, приобрел участок, здание, но неожиданно выяснилось, что «душ для машин» нужно было сооружать совсем в другом месте, так как в южной столице, как, впрочем, и в других городах и некоторых селах нашей страны, действует система правового зонирования.
Правила застройки и землепользования МСУ нарушать никому не дозволено, они защищают права местного населения, работают в интересах общества.
Капитализм на нынешнем этапе не стал, увы, менее жестоким, чем представляли его в советские времена. Не ограничь его аппетитов, он ни перед чем не остановится ради сверхприбылей. Но современное общество научилось держать толстосумов в определенных рамках, чтобы не мешали другим гражданам расти и развиваться.
Частная собственность, разумеется, незыблема и священна, она ассоциируется со свободой еще со времен Древнего Рима.
Французская революция ХVIII века сопровождалась демонстративным сжиганием кадастровых поземельных книг, поскольку в горячих головах революционеров любое вмешательство государства рассматривалось как посягательство на священное право собственности. Многие считали, что кадастровый учет и налоги ограничивают права гражданина на распоряжение его земельным участком, его собственностью. Это, конечно, примеры крайнего, экстремального отношения к регулированию прав на недвижимость.
Однако регулирование прав пользования и баланс интересов собственников остаются актуальной задачей в любом демократическом обществе. Правила гласят: «Моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого собственника».
Излишне утверждать, что для нашей страны правовые отношения землепользования и застройки столь важны. На сегодня это острейшая проблема.
Кроме того, правовое зонирование повышает инвестиционную привлекательность, работы по его внедрению ведутся с 2000 года. Первый проект завершился в Токмоке в 2002 году, где в настоящее время действует система правового зонирования города, его застройка ведется в соответствии с принятыми правилами. Далее эта система была внедрена в Балыкчы, Баткене, Джалал-Абаде, Кара-Балте, Караколе, Нарыне, Оше, Таласе, Чолпон-Ате, Узгене а также в двух селах: Тюпе, что в Иссык-Кульской области, и селе Чуй в Чуйской долине.
В результате администрации этих городов и сел, жители и предприниматели могут опираться на «Правила застройки и землепользования» в вопросах применения недвижимости, строительных изменений и т. д. Им предоставили не только описание зон, но и выдали соответствующие карты, теперь всем жителям стало ясно, в каком направлении будет развиваться их местность, информация эта открытая, всем доступная.
Зонирование — эффективный рыночный механизм, способствующий увеличению сделок с недвижимостью, внедрению ипотечного кредитования, оживлению строительства жилья — в целом предсказуемости вложения инвестиций. Суть этого метода в том, что списки разрешенного использования земельных участков под строительство включают лишь те виды бизнеса, которые не конфликтуют между собой, не нарушают интересов соседства и не приводит к снижению стоимости соседней недвижимости.
Конструктивный диалог с местным населением на постсоветском пространстве удается с трудом, слишком много несправедливости видели жители со стороны властей, слишком много было случаев невыполнения предпринимателями своих обещаний. Градус взаимного недоверия между властью, населением и бизнесом настолько высок, что каждое ЧП выливается в маленькое сражение.
Вот и на сей раз разгорелся спор между чиновниками: одни яро возражали против нововведения, дескать, принцип зонирования относится к англо-саксонской системе, а она не подходит Кыргызстану,так как для ее внедрения требуются сильная местная власть, самоуправление. А каково оно нынче в республике, всем хорошо известно.
В Америке, к примеру, существуют пять разновидностей местного самоуправления, все документы на аренду или приобретение земельных участков под строительство утверждаются распоряжениями местных властей. В Кыргызстане же до сих пор не установили границ муниципальной и государственной собственности. К тому же со времен Советского Союза существует генеральное планирование, его никто не отменял, как быть с ним?
Нашлись не менее аргументированные возражения: зонирование хорошо прижилось в России, почему бы и Кыргызстану не последовать примеру россиян? У нас много общего. К тому же генплан никто и не думает отменять, в отличие от него, информация о зонах застройки открытая, доступная всем, система зонирования скорее дополняет генеральный план, чем противоречит ему. Территориальное планирование — это видение будущего, оно может быть как краткосрочным, так и стратегическим — на 5-10 лет вперед.
Речь идет об особом планировании: социальной, экономической, градостроительной и прочей деятельности с учетом ее пространственной локализации, что поможет значительно повысить использование имеющихся местных ресурсов, быстрее достигнуть намеченных МСУ результатов, сосредоточив усилия то ли на экологии, то ли на открытии новых предприятий и создании новых рабочих мест, пополнении местного бюджета и т.д. В каждом случае цели свои.
Кстати, в небольших городах, а тем более в селах генплана застройки никогда не было. Границы поселений установились давно, после чего часто происходили различные территориальные изменения — к городу присоединяли близлежащие населенные пункты, прирезали дополнительные участки и прочее. Эти решения из-за несогласия соседей зачастую так и не довели до конца, юридически не закрепили, клочки земли так и остались на промежуточных этапах.
Красноречивый пример — Прииссыккулье, прибрежная застройка жемчужины Центральной Азии. Не секрет, что земельные участки здесь не раз переходили из рук в руки, без аукционов, в нарушение существующих законов. Торговали не узаконенными в свое время в Госрегистре земельными наделами, сдавали их в аренду. Дела многих хозяев до сих пор рассматривают судебные органы.
Хотя в последнее время на побережье многое изменилось, появились специальный план природоохранных мероприятий, концепция развития пляжной зоны — в ста метрах от воды строительство строго запрещено. Новый курс у курортного центра — Чолпон-Аты. Жилье не будет возводиться в центре города, а также вдоль центральной трассы. Цена недвижимости здесь растет из года в год, спрос не уменьшается, и люди, местное население, имеют право знать информацию о сделках с недвижимостью, ведь может наступить такой момент, что коренного жителя новые владельцы просто не допустят к озеру.
Благодаря зонированию инвестиции в Токмок достигли 50 млн. сомов, здесь местные власти сумели защитить горожан, а последние три года в Токмоке не построено ни одной автозаправки. Иностранцы вкладывают средства в расширение и модернизацию кирпичного, молочного заводов, ОсОО «Интергласс». Муниципалитет вынужден зарезервировать земельные участки под индустриальные предприятия.
Еще одна проблема: все жители многоэтажек стремятся спуститься на землю, построить для семьи особняк со всеми удобствами или обзавестись коттеджем. Но земля не резиновая, и наделы необходимо заблаговременно резервировать. Бывали случаи, когда люди брали участки и ничего не строили, перепродавали землю на вторичном «черном» рынке, они так до сих пор и пустуют. Надо строго оговаривать сроки арендных договоров, в случае необходимости — продлевать их лет на пять, не больше, как было в Советском Союзе. Необходимо поставить запрет «незавершенкам».
Эксперты сравнили экономический и социальный уровни правового зонирования, их влияние на улучшение бизнес-среды в различных городах Кыргызстана. Выбрали по шесть городов на севере и юге республики, опросили свыше 540 предпринимателей, представляющих все виды бизнеса, которые хоть раз в жизни имели дело с Госрегистром, брали разрешение на постройку.
В городах и поселках, где было введено зонирование, значительно увеличились сделки на вторичном рынке недвижимости (это очень важно, значит, начинает работать рыночный механизм), коммерсанты получали права на земельный участок до начала проектирования и строительства, и это позволяло им избежать возможных конфликтов. Снизились бюрократические проволочки и мздоимство. Меньше требовалось согласований и разрешительных документов.
В группе городов с правовым зонированием предпринимателей удовлетворяло качество работы госорганов, что указывает на более высокий уровень оказываемых Госрегистром услуг населению.
А наиболее коррумпированными, по мнению бизнесменов, как в городах с правовым зонированием, так и без него остаются органы Госстроя.
Интерес представляют рекомендации деловых людей. Предприниматели предлагают все документы и правки оформлять в «едином окне», сократить сроки ожидания ответов чиновников — лучше вовремя получить отрицательный ответ, чем пребывать в неизвестности…
Местным органам власти предстоит наладить диалог с инвесторами, желающими вкладывать собственные средства в использование недвижимости на территориях муниципалитетов.
Галина ЛУНЕВА.
Related News
Молодёжь и книги: откровения профессора
Пушкин, Лермонтов, Тургенев — не наше всё? В век цифровизации и современных гаджетов молодые людиRead More
Голод не страшен
В Кыргызстане запасы продовольственных товаров первой необходимости имеются в достаточном количестве. Об этом сообщил заместительRead More