Main Menu

Финансовый контроль: налогоплательщики должны знать, куда уходят их деньги

Аудиторский мандат на проверку рационального использования государственных средств имеет только Счетная палата Кыргызской Республики. Профессионалы-эксперты за время суверенитета выявили много различных нарушений, факты нецелевого использования бюджета, а сколько денег вернули в казну! 

0В свете последних политических событий (бегства К. Бакиева из страны) на прошлогодней иссык-кульской встрече руководителей высших органов финансового контроля стран СНГ, где государства Содружества и Балтии делились позитивным опытом аудиторских проверок рационального использования бюджетных средств, кыргызская сторона попросила российских коллег проверить финансирование строительства Камбар-Атинской ГЭС-2.

Полученные результаты скоро станут достоянием общественности, а пока в Государственной резиденции «Ала-Арча» слушали отчет группы российских экспертов о соответствии Счетной палаты Кыргызской Республики требованиям национального законодательства и международным стандартам, закрепленным в Лимской декларации.

Отметим, что дружественный аудит равным по положению в нашей стране проводился впервые. Ну а коллегия Счетной палаты Российской Федерации этим делом занимается не впервой: год назад такая же проверка состоялась в Казахстане.

Тепло приветствуя высоких российских гостей, председатель Счетной палаты Эльмира Ибраимова обратила внимание на взаимовыгодность проведения совместных контрольных мероприятий, их принципиальное отличие от ревизий, поблагодарила коллег за аналитический анализ 27 документов, выразила готовность немедленно учесть все замечания и рекомендации, работать единой командой.

В итоговом отчете, с которым выступил на совместном заседании глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин, отмечались сильные и слабые стороны функционирования высшего органа финансового контроля Кыргызстана, наметившиеся тенденции развития, обретения подлинной независимости, а также повышение квалификации аудиторов.

Как известно, полномочия Счетной палаты распространяются на предприятия и организации с частной или иной формой собственности, где имеется большая доля государственного или муниципального участия.

По поручению Президента КР, Жогорку Кенеша, его профильного комитета Счетная палата может проводить аудит эффективности компаний с государственной долей от 10% и выше. В частности, проверять исполнение республиканского и местного бюджетов, следить за использованием собственности, находящейся на балансах муниципалитетов, контролировать расход внебюджетных средств, а также погашение внутреннего и внешнего долга.

 

ПРОВЕРКИ НЕ ВСЕГДА ПРЕДУСМОТРЕНЫ…

В итоговом отчете сказано, что кыргызские аудиторы и инспекторы практически ежегодно проверяют финансово-хозяйственную деятельность предприятий, потоки и перемещение государственных средств, хотя данный аудит в Законе «О Счетной палате» не указан.

Подобная практика может привести к правовым коллизиям: действия сотрудников Счетной палаты КР можно оспорить в судебном порядке. Интервью, которые брали российские специалисты у своих кыргызских коллег, показали, что аудиторы в нашей республике при выполнении своих функциональных обязанностей частенько сталкиваются с нежеланием чиновников предоставлять те или иные сведения, документы.

Директора ссылались на необходимость держать язык за зубами, не разглашать финансовые тайны управленцев. Только какие же секреты могут быть у государственных менеджеров от налогоплательщиков, деньгами которых они распоряжаются? Наоборот, именно здесь следует усилить ответственность должностных лиц, заставить их периодически отчитываться за надлежащее использование казенных денег.

К сожалению, в наших кодексах об административной и уголовной ответственности прямо не предусмотрено наказание за отказ или уклонение от своевременного предоставления сотрудникам Счетной палаты необходимой информации, на что и указали российские эксперты.

Если сравнить с Россией, то там авторитет Счетной палаты гораздо выше, он поддерживается на самом высоком государственном уровне. Достаточно вспомнить громкое дело о разбазаривании государственных денег в российском Министерстве обороны. Ведется следствие, подозреваемые в расхищении государственного имущества взяты под стражу.

Много чего полезного можно позаимствовать у россиян, в частности, расширение полномочий высшего независимого органа финансового контроля. В отчете приводятся сравнительный анализ, результаты применения лучшей передовой российской практики. Так, согласно статье 40 Федерального закона РФ, государство заботится о материальном и социальном обеспечении сотрудников Счетной палаты России. Их должностные оклады на 20% выше окладов аппаратчиков. Это справедливо, ибо как проверять и не брать «откатов», если аудитор по сути нищий перед влиятельным и богатым директором?

В Кыргызстане правительство гарантирует выделение средств на финансирование операционной деятельности Счетной палаты. Задержка или изменение размера предусмотренных сумм влечет ответственность в соответствии с нашими законами.

Однако из положений Закона «Об основных принципах бюджетного права» следует, что Министерство финансов КР (то есть объект контроля Счетной палаты) имеет право вмешиваться в ее финансовые расходы. Какая уж тут независимость?

Проверка подтвердила, что заявка нашей Счетной палаты на финансирование в объеме 151 628,2 тысячи сомов в прошлом году была удовлетворена не полностью, отклонение составило около 13%.

Во многих странах пришли к выводу, что оплачивать труд аудиторов следует лучше, чем государственным и муниципальным служащим, ведь их профессионализм все более востребован, причем не только в государственном секторе, но и в бизнесе. В случае низкой зарплаты существует риск утратить ценных специалистов, они переметнутся в частный сектор.

По отношению к Кыргызстану такое замечание более чем актуально. У нас до сих пор не утвержден Бюджетный кодекс, а действующий Закон «Об основах бюджетного права» прямо не регулирует и не обеспечивает условия финансирования высшего органа государственного аудита, что сильно влияет на независимость нашей Счетной палаты, противоречит принципам подписанной Кыргызстаном Лимской декларации.

Кроме того, в Конституции республики нет нормы, устанавливающей независимый статус нашей Счетной палаты. Это означает отсутствие конституционных гарантий самостоятельности высшего органа государственного аудита и делает его работу потенциально уязвимой.

 

В ЧЕМ НАША СИЛА?

Российские эксперты отметили положительные стороны деятельности Счетной палаты КР: у нас парламентская республика, аудиторы назначаются в равном количестве Президентом и парламентом, в том числе оппозицией, что исключает политическое давление той или иной партии. При поощрении аудитора или инспектора учитываются морально-этические качества.

Сведения, предоставляемые Счетной палатой КР высшему руководству страны, объективны и достоверны. Кроме того, высший орган финансового контроля имеет свою стратегию, разработанную до 2014 года, в которой поставлены качественно новые задачи, предусматривается внедрение инновационных информационных технологий, управление рисками: политическими, экономическими, технологическими.

В соответствии со стандартами INTOSAI GOV 9100 оценка рисков должна стать непрерывным процессом, ибо ситуация внутри страны и за рубежом быстро меняется.

Председатель Комитета по бюджету и финансам Жогорку Кенеша Ахматбек Келдибеков, присутствовавший на совместном заседании счетных палат Кыргызстана и России, пообещал лично проследить за внесением дополнений в действующие сегодня законы, чтобы обеспечить независимость высшего органа государственного финансового контроля, и напомнил, что в Кыргызстане принят мораторий на изменение Конституции.

Нардеп отметил вклад сотрудников Счетной палаты КР в возврат бюджетных средств, борьбу с коррупционерами, пообещал ускорить принятие Бюджетного кодекса, где прописана автономия высшего органа государственного контроля КР, и проекта закона «Об административной ответственности должностных лиц».

В заключение Сергей Степашин наградил аудитора Счетной палаты Кыргызской Республики Азамата Кангельдиева за активное сотрудничество с Россией. «Мы близки по духу и менталитету, легко понимаем друг друга, у нас схожие проблемы, — подчеркнул руководитель российской делегации, — нас обходят стороной политические баталии, мы вместе стоим на страже государственной казны, впереди много работы».

Кыргызская и российская стороны подписали соглашение о проведении в текущем году девяти пилотных аудитов, утверждены также совместные проверки российской авиабазы в Канте, ОАО «Газпром нефть Азия» и всех энергетических программ и проектов, которые работают сегодня в Кыргызской Республике.

Галина ЛУНЕВА. 

 

 

 

 

 

 

 



(Next News) »



Добавить комментарий