Main Menu

Экономика без спроса — это автомобиль без двигателя…

В Бишкек для участия в международной конференции «Рахматулинско-Ормонбековские чтения» приезжал известный российский ученый Роберт Нигматулин, академик и  член президиума Российской академии наук, директор Института океанологии РАН, лауреат Государственной премии СССР, автор более чем 200 научных публикаций и 21 авторского свидетельства. В Министерстве экономики КР он прочел интересную лекцию о том, как преодолеть кризис, достичь устойчивого роста экономики, повысить производительность труда. Его соображения вызвали неподдельный интерес в экономическом сообществе.

1Начиная свою лекцию, Р. Нигматулин  напомнил слова известного философа и историка  Александра Зиновьева: «Необходимо объективно-беспощадное понимание сложившейся реальности. Желаю моим соотечественникам стремиться к этому пониманию, каким бы ужасным оно ни было. Иначе нас просто исключат из истории».

Основным постулатом, на котором академик построил свою пирамиду  размышлений, доводов и выводов, стало главное, по его словам, противоречие всех времен и народов — между аномально бедными и богатыми. Для анализа ситуации он использовал три главных показателя:  цены, зарплату и издержки производства. «Главное для любой страны — это выстраивание базисного баланса. Сбалансированная экономика — это оптимальное сочетание этих трех показателей. Если цены выше зарплаты, это неизбежно приводит к кризису перепроизводства, что и наблюдается сегодня во всем мире. Чиновники в этом случае говорят: надо сокращать расходы госбюджета. Но  это означает сокращение расходов государства на бедный и средний классы (врачей, учителей и проч.)». Ученый предлагает воспользоваться одним из путей выхода, использованным в Бразилии, которая за последние 15 лет сделала колоссальный прыжок в развитии и вошла в топ-20 наиболее динамично развивающихся стран мира. Там пошли по пути роста покупательского спроса,  логично рассудив: не будет этого роста — не будет и роста экономики. Такая же проблема стоит в последние годы и перед Китаем, где главной проблемой давно определили приоритет внутреннего покупательского спроса над внешним.

Если зарплата  выше цен в  упомянутой тройке показателей, неизбежно возникает кризис дефицита, что было ясно продемонстрировано советской экономикой. Если же издержки производства выше цен, то возникает кризис потери и падения производства.

Отсюда Р. Нигматулин  делает первый вывод: единственный двигатель рыночной экономики — это платежеспособный спрос. «Если во главу угла вашей стратегии развития Кыргызстана не ставится взлет спроса, то эта программа — автомобиль без двигателя», — справедливо отмечает он. Второй вывод также очевиден: главный инвестор экономики — народ, получающий сбалансированную зарплату и поддерживающий высокий уровень спроса. «В. В. Путин говорит о том, что в России будут созданы 15 миллионов новых рабочих мест. Это означает, что люди на них будут производить продукцию. Но надо  задуматься: кто будет ее покупать? Миллиардер    Генри Форд, основатель автомобильной промышленности США, приступая к созданию первого своего автозавода, первым делом подумал, как сделать цену будущего автомобиля доступной для каждого. Что ему это удалось, знает каждый школьник. Средняя зарплата должна быть вдвое и более раз выше минимальной, и тогда автомобиль сможет купить каждый», — напомнил он азы экономики.

По мнению академика,  и для России, и для Кыргызстана важнейшей отраслью промышленности может и должно быть жилищное строительство. Причем цены должны быть доступными, а не заоблачными. К  примеру, даже самый высокооплачиваемый академик РАН сейчас не может купить квартиру в Москве. А если такую динамично развивающуюся отрасль поддержат  как государство — путем преференций стройкомпаниям, так и собственные граждане — при обеспечении роста покупательского спроса на жилье, то и экономика тут же ощутит взлет.

«Главная причина экономических кризисов — недостаточный покупательский спрос, абсолютно не сбалансированный с ВВП, в результате главное противоречие рыночной экономики — стремление к  максимальной прибыли, что ведет к сокращению покупательской способности, а следом — и к кризису перепроизводства. Но это противоречие можно гармонизировать — во-первых, прогрессивной шкалой налогов на  доходы богатых, на сверхприбыль, а во-вторых, законом о минимальной оплате труда», — справедливо утверждает российский ученый.                           Он приводит данные интересного исследования по сравнению базисных цен на хлеб и бензин в России, Европе и США. Оказывается, если  1 кг хлеба в России стоит около 30 рублей, то на эти  же деньги можно там купить  1 л бензина, в то время как в Европе и США — от 3 до 5 л бензина. Если сравнить уровни минимальной и средней зарплат с ценой бензина, то получается, что на российскую среднемесячную зарплату можно купить 500 л бензина, а на американскую — 2 500. «Таким образом, в России цена бензина должна составлять не  более 10 руб./л, а у нас — 30 руб./л, и это означает, что производители нефти и бензина  получают сверхприбыли. Нужен передел доходов», — говорит          Р. Нигматулин. — Решить эту задачку государство может путем перевода части сверхприбылей богатых в госбюджет, что и казну пополнит, и зарплату в стране повысит, а это и есть внутренние инвестиции. Вывод таков: эти шаги — не политика, не борьба с богатыми и не экспроприация, а необходимое условие роста экономики. Россию всегда губила демократия. Боюсь, что и Кыргызстан тоже. Коррупция и государство, не имеющее авторитета, — путь в никуда», —  утверждает исследователь. И  кто возразит против?

Закончил свою лекцию  российский академик  несколькими очевидными постулатами, один из которых затрагивает роль личности в истории. По мнению          Р. Нигматулина, «президент страны должен показывать и  постоянно доказывать, что он — вне подозрений, бескорыстен и чист». А о том, как служить государю, еще 2 500 лет назад сказал великий Конфуций: «Говорить правду и не давать покоя».

Елена МЕШКОВА.







Добавить комментарий