Под знаком Утренней звезды. У балерины юбилей
В зале отдела культуры и искусства Национальной библиотеки КР оформлена календарная выставка, посвященная 75-летию со дня рождения народной артистки Киргизской ССР, лауреата Государственной премии СССР Рейны Нурманбетовны Чокоевой.
Героическая Лауренсия и непокорная Зейнеп в балете «Куйручук», проникновенная Мария в «Бахчисарайском фонтане» и элегическая мечта художника в «Шопениане», страстная испанка Китри в «Дон Кихоте» и гибнущая Никия в «Баядерке», Одетта — Одиллия в «Лебедином озере» и озорная своевольная Лиза в «Тщетной предосторожности», Аврора в «Спящей красавице», Жизель в «Жизели», Толгонай в «Материнском поле» — Рейна Чокоева станцевала более 30 ведущих партий и отдала сцене Кыргызского национального театра оперы и балета четверть века.
В 1947 году она девятилетней девочкой приехала с другими ребятами из Киргизской ССР учиться в Ленинградское хореографическое училище (ныне Академия русского балета им. Агриппины Вагановой). Известные педагоги сразу же разглядели в хрупкой гостье незаурядные способности. Но балет — это не только талант, а еще и невероятный труд, и это маленькая Рейна, проводившая у станка больше положенного времени, уяснила навсегда.
Юная танцовщица, приехавшая работать во Фрунзенский театр оперы и балета, лишь за два театральных сезона после окончания хореографического училища поразила зрителей отличной танцевальной техникой и умением создавать сложный психологический образ. Артистическая слава и успех пришли к ней сразу же после премьеры балета-феерии «Чолпон» М. Раухвергера, состоявшейся в марте 1958-го. Высокое признание получили все исполнители главных партий: Рейна Чокоева — Чолпон, Уран Сарбагишев — Нурдин и Бибисара Бейшеналиева — волшебница Айдай. С тех пор утренняя звезда стала талисманом балерины. А мировое признание пришло к киргизским артистам после демонстрации фильма-балета «Чолпон — Утренняя звезда», снятого студией «Ленфильм» и прошедшего по экранам 104 стран мира.
Восхищение талантом юной Рейны многократно умножилось, стало всенародным после ее выступлений на II Декаде киргизской литературы и искусства осенью 1958-го в Москве. Уже в 1962 году танцовщица стала заслуженной артисткой, а в 1967-м — народной артисткой Киргизской ССР. В 1985 году она поступила на учебу в ГИТИС им. Луначарского на балетмейстерский факультет. В 1990 после окончания учебы ее приняли на работу в Киргизский государственный театр оперы и балета в качестве педагога-балетмейстера.
Вместе с создателями балета-оратории «Материнское поле» (композитор К. Молдобасанов, балетмейстер-постановщик У. Сарбагишев) Чокоевой была присуждена Государственная премия СССР в области театрального искусства в 1976 г. Среди образов, созданных ею, особое место занимают героини Ч. Айтматова. Балет «Асель» В. Власова по повести Ч. Айтматова «Тополек мой в красной косынке» стал праздником для любителей хореографии.
Р. Чокоева много ездила по странам и представляла кыргызский балет за рубежом: в Канаде, Румынии, ГДР, Чехословакии, Дании, Сирии, Монголии, Швеции, Италии и многих других странах. Прошло время, маленькая юная танцовщица давно стала профессором и награждена орденами «Знак Почета»,Трудового Красного Знамени, «Манас» III степени, орденом «Дружба» Российской Федерации.
Более 30 лет она занималась педагогической деятельностью. Была первым директором Бишкекского хореографического училища, основанного в 1980 году. Но с танцами не расстается: по сей день благодарному делу воспитания юной артистической смены Чокоева отдает все свои силы и знания, свой немалый артистический опыт.
Фото из Интернета.
Related News
В ожидании чуда
С наступлением зимы наверняка многие задумались о том, как будут встречать Новый год. Хозяйки шерстятRead More
И много-много радости детишкам принесли…
В преддверии Нового года Детский фонд совместно с Городским центром творчества школьников «Кыргызстан балдары» приRead More