Main Menu

Такая у них работа

Самые упертые скептики, наверное, не будут отрицать, что, не в пример былым шумным кампаниям, сегодня за криминал взялись всерьез и надолго. Победные реляции сменились напряженной рутинной работой всех ответственных государственных структур по нейтрализации устойчивых преступных сообществ. Отправным импульсом в этой борьбе стали Указ Президента Алмазбека Атамбаева «О неотложных мерах по укреплению общественной безопасности» и другой печально известный государственный вердикт — «О противодействии организованной преступности», на который пять лет назад наложил вето экс-глава государства К. Бакиев. Не в его интересах было оставлять без «крыши» криминалитет, с которым верхушка семейного клана имела общие интересы и практически полностью срослась. Оргпреступность, что называется, правила в стране бал, опэгэшники свободно разгуливали по милицейским коридорам и открывали пинком любую служебную дверь. Например, ближайший соратник «вора в законе» К. Кольбаева А. Анапияев имел штаб-офис в столице, куда, чтобы отметиться, в очередь выстраивались бизнесмены и чиновники разного калибра. 

Апрель 2010 года многое поменял в стране. Разумеется, перемены коснулись и работы правоохранительных органов, особенно в части нейтрализации ОПГ, которой давно ждали кыргызстанцы от силовиков. На правом фланге этого фронтального наступления на криминал действует Главное управление по борьбе с организованной преступностью ГУБОП МВД, кстати, возрожденное после Апрельской революции. Сегодня его возглавляет опытный профессионал с почти 20-летним стажем оперативной работы Рафик МАМБЕТАЛИЕВ. О таких людях, как он и его ребята, не принято широко распространяться в силу специфики их работы, но последние оперативно-разыскные мероприятия    ГУБОП по задержанию активных членов ОПГ позволяют немного нарушить это табу и приоткрыть завесу его деятельности. Но об этом чуть позже, а чтобы читателям стали яснее криминогенная обстановка в стране и результаты деятельности главка, начнем с цифр.

Сегодня в Кыргызстане 4 устойчивые преступные группировки: ОПГ А. Батукаева, К. Кольбаева, М. Абакирова (Водолаза) и А. Бокушева. Последний, правда, публично заявил через СМИ, что стал законопослушным гражданином, но, по оперативной информации, просто уступил место молодому преемнику. На спецучете стоят 595 членов ОПГ. 147 из них задержаны и привлекаются к уголовной ответственности за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе 14 человек, обладающих высоким воровским статусом, — положенцы и смотрящие за городами и регионами страны. По многим делам в отношении их суд уже прошел, и они получили реальные сроки и меры наказания. Сегодня осужденные и подследственные опэгэшники надежно изолированы от общества и содержатся в одном месте — СИЗО-50 ГСИН. Такой эксперимент оказался удачным. Все «сидельцы» находятся в равных условиях, там нет «общака» и его смотрящих, пресечена любая связь с внешним миром: на случай, что мобильные телефоны могут попасть с воли, поставлены заглушки сотовой связи.

Рассказывает полковник Рафик Мамбеталиев:

— Мы продолжаем работу по предупреждению влияния ОПГ на общество. В свое время нас упрекали, что обезвреживаем и сажаем только мелких рыбешек, а акулы преступного мира остаются на воле. Однако — и это могут подтвердить предприниматели всех регионов страны — дело с мертвой точки сдвинулось, и они почувствовали себя свободными от наездов опэгэшников различных рангов. Мы и дальше будем целенаправленно и на долгосрочной основе работать в этом направлении, чтобы очиститься от всяческих посягательств на частную собственность и пресечь каналы финансовой подпитки устойчивых преступных группировок. Для этих целей создали соответствующий отдел в ведомстве. Как правило, члены ОПГ для отмывания денег оформляют на подставных людей или своих родственников лжефирмы, брокерские конторы и даже банки, чтобы финансировать свое преступное ремесло. У нас сейчас развязаны руки. Никто не вмешивается в нашу работу, а руководство МВД оказывает всяческую поддержку.

В подтверждение слов начальника ГУБОП можно привести дело, связанное с рейдерским захватом особняка экс-президента К. Бакиева в Чолпон-Ате в районе биостанции на берегу озера. Как установили оперативники, главными фигурантами этой истории являлись «торпеды» ОПГ К. Кольбаева. И еще один пример реализации доходов, добытых преступным путем, раскрытый сотрудниками ГУБОП. По оперативной информации стало известно, что владелец вещевого рынка «Турат-Али» в Кара-Сууйском районе Ошской области Аким Батыр, он же глава сельуправы Сарай, «подогревает» сидящего в СИЗО южной столицы криминального авторитета Кадыра Досонова (Дженго), обеспечивает его питанием и одеждой. В ходе оперативно-следственных мероприятий было установлено, что чинуша-коммерсант за 200 тысяч долларов продал земельные участки, принадлежащие сельской управе, 42 тысячи сдал в кассу, а остальные непонятным образом куда-то исчезли. Узнав, что его «пасут» опера, Аким Батыр прилетел в Бишкек и за 20 тысяч «баксов» попытался договориться с одним из убоповцев о прекращении уголовного дела в отношении него. Акима Батыра задержали с поличным при передаче денег. Вердикт состоявшегося недавно суда — 2 года условно и 2 миллиона 500 тысяч сомов штрафа.

В 2012 году сотрудники Главного управления по борьбе с организованной преступностью раскрыли 247 преступлений общеуголовного характера, в том числе 11 убийств, 10 разбоев, 31 вымогательство, 2 грабежа и столько же случаев содержания притонов. У членов ОПГ изъяты 3 автомата, 6 пистолетов различных марок, 4 обреза, винтовка, ружье, 3 гранаты РГД-5, 3 единицы травматического оружия, около 300 боеприпасов различного калибра и боле 14 килограммов наркотиков.

Читатели часто задают вопрос: почему опэгэшников ловят и сажают пачками, а они вновь оказываются на свободе и продолжают свое преступное ремесло? Чрезмерная лояльность отечественной Фемиды к членам ОПГ болезненно воспринимается и сотрудниками ГУБОП. Обидно, когда задержанного за тяжкие преступления, как правило с риском для жизни, отпускают на свободу прямо из зала суда или приговаривают к мизерному наказанию, а в некоторых случаях даже оправдывают. И таких примеров достаточно.

Положенец ОПГ Кольбаева, смотрящий по Бишкеку Алтынбек Ибраимов (Алтуха) был осужден на 9 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Содержался в СИЗО-50. Через полтора года попал под амнистию, за хорошее поведение переведен в колонию-поселение. В Таласской области, например, смотрящим был Кыргызбай Кутаев. Он третировал местную власть, избивал глав айыл окмоту, заставляя подписывать документы о передаче ему приглянувшегося имущества. Получил 10 лет, отсидев два года, «ушел» в Ново-Павловскую колонию-поселение. По оценке оперативников, активного члена ОПГ К. Кольбаева «торпеду» и «беспредельщика» Чынгыза Джумагулова, осужденного в 2010 году на 9 лет за тяжкие преступления, постигла такая же «счастливая» судьба: сейчас он находится в «свободном плавании», каким считается режим поселенцев.

И, наконец, одна из самых одиозных личностей преступного мира Кыргызстана — Алмазбек Сулайманов (кличка  Лимонти). В 1999 году за совершение тяжких преступлений, в том числе за двойное убийство с особой жестокостью, он был приговорен к исключительной мере наказания. В 2006 году Указом Президента помилован и получил 30 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии особого режима. Через два месяца переводится в колонию № 27, где отбывают наказание осужденные, больные туберкулезом. В мае 2008 года постановлением Аламудунского районного суда Лимонти освободился из мест лишения свободы по болезни с диагнозом фиброзно-кавернозный туберкулез. При проверке выяснилось, что представленный медиками первичный рентген-снимок на имя А. Сулайманова принадлежит другому человеку, действительно болеющему туберкулезом в последней стадии. Выйдя на свободу, Лимонти восстановил свои преступные связи, контролируя трассу Бишкек — Торугарт и золоторудный комбинат в Казармане. Почувствовав, что кольцо вокруг него сжимается, пустился в бега и осел в Казахстане, где его 16 июня задержали в ходе совместной операции сотрудники ГУБОП МВД Кыргызстана и Казахстана. Вопрос о неотбытом сроке наказания (19 лет 10 месяцев и 25 дней) будет решаться после экстрадиции А. Сулайманова.

Членам ОПГ, как правило, предъявляют статью 231 УК КР (организация преступного сообщества). Но в судебных инстанциях она не срабатывала, поскольку механизм определения ее сути не был четко выработан. Теперь по Закону «О противодействии организованной преступности» членами ОПГ подозреваемых признает только суд, а правоохранительные органы для этого должны представить убедительную доказательную базу. По словам Р. Мамбеталиева, внесенные в автоматизированную базу данных (АБД) члены ОПГ находятся под постоянным контролем борцов с оргпреступностью. Они активно проводят профилактическую работу и делают опэгэшникам официальные предупреждения. «Общеуголовные преступления» и «преступные деяния, совершенные организованной группировкой» — два разных понятия. Чтобы доказать последнее, от опэгэшников требуется рутинная и долгая работа по сбору материалов.

Немало сил и опыта ребята Мамбеталиева применяют в мероприятиях по борьбе с коррупцией. По словам оперативников, в среднем в год за взятки задерживают около 100 госслужащих, а отбывают наказание, по данным ГСИН, всего с десяток чинуш-мздоимцев. За прошлый год выявлено 527 преступлений коррупционной направленности. Материальный ущерб по законченным уголовным делам составил более 115 миллионов сомов. Есть в активе ГУБОП и резонансные дела по коррупции, связанные с задержанием судей, сотрудников правоохранительных органов, налоговой службы, следователей прокуратуры и представителей других госорганов.

После того как руководство страны объявило о непримиримой борьбе с организованной преступностью, Кыргызстан покинули около 300 членов ОПГ. Многие находятся в межгосударственном розыске и по линии Интерпола за совершенные в Кыргызстане тяжкие и особо тяжкие преступления. В этом плане оперативники ГУБОП КР конструктивно сотрудничают с правоохранительными органами стран СНГ и дальнего зарубежья.

Вот характерный эпизод. В апреле — мае этого года в ходе совместной операции кыргызских и российских оперативников в Москве были задержаны 13 человек (из них двое членов ОПГ К. Кольбаева), находившихся в межгосударственном розыске. Обосновавшиеся в Белокаменной опэгэшники в буквальном смысле достали поборами, вымогательствами и похищением бизнесменов-соотечественников. А несколько дней назад оперативники ГУВД Чуйской области задержали на нашей территории группу террористов, на чьей совести жизни больше десяти граждан Казахстана.

Мы рассказали только о части сложной задачи, которую выполняют сотрудники Главного управления по борьбе с организованной преступностью, не выделяя кого-то персонально. Здесь работает единая слаженная команда тех, чья «служба и опасна, и трудна». Но эти опера обязательно прорвутся, потому что для них это просто работа…

Сергей СИДОРОВ.

 






Добавить комментарий