Main Menu

Милиция: между прошлым и будущим

Наш собеседник в журналистских кругах слывет человеком непубличным. Но, несмотря на это, личность нового министра внутренних дел Абдулды СуранЧиева в обществе хорошо известна. Прошел все ступени милийцеской карьеры. Ближе всего ему оперативная работа, кстати, опером себя считает и по сей день. Возглавлял крупные милицейские структуры и подразделения различных уровней. Сегодня под его началом одно из самых востребованных и действенных силовых ведомств страны, которым он руководит в непростой общественно-политической обстановке, сложившейся в стране. Это его первое интервью на посту министра ВД, в котором Абдулда Шергазиевич дал реальную и откровенную характеристику криминогенной ситуации в республике и рассказал о мерах, принимаемых правоохранительными органами в борьбе с преступностью. 

-Если говорить об основных приоритетах деятельности милиции, то в первую очередь назову профилактику правонарушений. Статистика за 4-5 месяцев этого года говорит о том, что идет сокращение количества преступлений как по общей преступности, так и по линии уголовного розыска. Сокращается уличная преступность. С началом деятельности ночной милиции, скажем, в Бишкеке ее уровень резко упал. Этому также способствовало увеличение числа нарядов за счет военнослужащих внутренних войск и дружинников. Характерно, что снизилось количество убийств в общественных местах, преступлений, формирующих основные показатели: грабежей — на 7,8%, разбоев — на 33,8%, случаев хулиганства — на 3% и краж на 5,9%. Для обеспечения общественного порядка и безопасности граждан мы учли сезонные изменения и откорректировали планы комплексного использования сил и средств ОВД, приблизили патрульно-постовые наряды к местам массового пребывания людей, чтобы стабилизировать обстановку в общественных местах и на улицах. Увеличили плотность милицейских мобильных групп, задействуя в них сотрудников других служб. В общей сложности  ежедневно выходит свыше 5 тысяч человек. Увеличена периодичность проведения комплексных отработок административных участков, таких, как «Правопорядок», «Улица», «Подросток», «Арсенал», и других. Очень помогает инициатива граждан в обеспечении правопорядка на территориях кварталов, районов и во дворах. По всей республике действуют передвижные пункты милиции для приема заявлений и обращений граждан.

— Абдулда Шергазиевич, какие виды преступлений вызывают сегодня особую озабоченность? 

— Прежде всего это карманные и квартирные кражи, угоны и хищения сотовых телефонов, а также одно из тягчайших преступлений — покушение на жизнь детей, в том числе сексуальное насилие. У нас на учете 28 педофилов. Такие преступления раскрывать очень сложно, но мы работаем в этом направлении. Большая проблема — детская беспризорность. Плохо или хорошо работают комиссии по делам детей при госорганах, но сотрудники милиции свои задачи в этом плане выполняют довольно успешно. Значительно сократилось число околошкольных и школьных преступлений. Теперь в каждом образовательном учреждении есть сотрудник милиции по делам несовершеннолетних. Уже само присутствие человека в милицейской форме заставляет подростков вести себя подобающим образом и не превращаться в школьных рэкетиров.

— Не секрет, что в милицейских рядах участились случаи нарушений служебной дисциплины, а то и закона. Общественность в связи с этим бьет тревогу, возможно потому, что мало знает о том, какие меры принимает руководство для того, чтобы вернуть доверие граждан к людям в милицейской форме. 

— Не думайте, что мы сидим сложа руки. Действия принимаются, и самые жесткие. От некоторых особо нерадивых сотрудников, так называемых “оборотней в погонах”, приходится просто избавляться и очищать свои ряды. Нарушили закон — будьте добры отвечать. Неприкасаемых у нас не будет. Но, к сожалению, должному спросу с нарушителей мешают судебные ошибки, когда нарушения закона достаточно очевидны, а суды выносят либеральный вердикт, а то и восстанавливают их на работе.

Со своей стороны мы вышли с предложением на судебные инстанции, чтобы дела по злостным служебным нарушениям со стороны сотрудников ВД проводить в формате выездного показательного процесса непосредственно на местах, как это было раньше. Но пока этот вопрос в стадии обсуждения. Возлагаем большие надежды на недавно вышедшее постановление правительства, согласно которому сотрудники милиции теперь не имеют права обращаться в суд по восстановлению на работе, а их дела будет рассматривать аттестационная комиссия при МВД. Хочется надеяться, что наши депутаты поддержат это новшество. Что касается “оборотней в погонах”, то я поручил службе собственной безопасности и инспекции по личному составу усилить работу по их выявлению. Персональную ответственность за моральный облик своих подчиненных будут нести руководители подразделений.

— Известно, что успех любой организации зависит от правильно подобранных и профессиональных кадров.

— К сожалению, кадровой работе сегодня мешает излишняя политизированность общества, от которого неотделимы и сотрудники милиции. Препятствуют также доставшиеся нам в наследство  рудименты прошлого: трайбализм, клановость и т. д. С этим сталкиваешься при ротации кадров. Назначаешь человека в регион, а там его встречают в штыки, потому что он неместный. Назначения широко обсуждаются даже в Интернете, как правило, именно под таким соусом. Мой же главный принцип подбора кадров — профессиональный уровень выдвиженца, его высокие моральные качества и умение работать с людьми. Добавлю, что на ответственную должность назначаю не я один, а коллегия ведомства из 11 человек. По опыту знаю: начнешь назначать по принципу: свой — не свой, значит, жди беды.

Не могу не сказать и еще об одном. Недавно столкнулся с вопиющим фактом: утечкой оперативной информации в нашем ведомстве. На днях проводил совещание с сотрудниками подразделения, занимающегося борьбой с экстремизмом и терроризмом. Поставил задачи, озвучил конкретные фамилии наиболее одиозных личностей, за которыми нужен глаз да глаз, но не успел приехать домой, как тут же раздались звонки… Большую помощь в очищении милицейских рядов от нечистых на руку и на замыслы сотрудников может оказать общественность, с которой в этом плане мы работаем тесно и конструктивно.

— Радует, что в столице и ее окрестностях увеличивается число участковых пунктов милиции (УПМ), теснее становится связь населения с органами правопорядка, чего не скажешь об отдаленных регионах республики… 

— В Бишкеке и его новостройках установлено 40 УПМ. Теперь у участковых есть постоянные рабочие места, оборудованные всем необходимым для работы. Пункты функционируют с 9 часов утра до 23 вечера посменно с привлечением дружинников и оперативных работников. УПМ созданы за счет спонсорской помощи, из бюджетных средств не взято ни тыйына. Самое главное — мы нашли поддержку у населения, люди довольны, что им в любую минуту будет оказана помощь. Три участковых пункта открыли в Баткенской области на спорных участках границы с сопредельными государствами. В общей сложности там служат 50 человек, включая военнослужащих внутренних войск и сотрудников патрульно-постовой службы. В ближайшее время начнем возведение УПМ в Чуйской области и других регионах страны. В этом нужна помощь государства. Отмечу, что с открытием участковых пунктов милиции резко сократилось количество уличных и бытовых преступлений, правонарушений на бытовой почве и квартирных краж…

— Организованная преступность… Не кажется ли вам, товарищ генерал, что опэгэшников ловят и сажают пачками, а они непонятным образом вновь оказываются на свободе, продолжая заниматься преступным ремеслом? Приведите, пожалуйста, несколько свежих примеров успешных операций по обезвреживанию организованных преступных группировок и сколько их всего в стране? 

— Скажу откровенно, отдельные судьи своими неправомочными и поспешными вердиктами помогают членам ОПГ остаться безнаказанными. Имеются факты, когда их освобождают прямо из зала суда. По данным Информационно-аналитического центра МВД, на спецучете сегодня состоят 4 преступных сообщества: ОПГ К. Кольбаева, А. Батукаева, М. Абакирова (Водолаз) и А. Бокушева общей численностью 616 человек. Не буду раскрывать оперативные секреты, скажу только, что контроль за ними установлен достаточно плотный не только на территории страны, но и за ее пределами. Так, недавно в ходе совместной спецоперации ГУБОП, ГУУР МВД КР и Главного управления уголовного розыска МВД России в Московской области задержаны несколько членов отечественных ОПГ, промышлявших вымогательством у соотечественников, работающих в сфере бизнеса и торговли. На днях наши оперативники задержали в Казахстане активного члена ОПГ К. Кольбаева Алмазбека Сулайманова (Лимонти), находившегося в международном розыске за совершение тяжкого преступления в 2010 году. Мы внесли свои предложения по ужесточению наказания членов преступных группировок. Поддерживает нас в этом и глава государства.

— Известно, что ситуацию на Кумторе и в Джалал-Абадской области удалось стабилизировать во многом благодаря четким действиям сотрудников милиции. Присутствовал ли там криминал? По вашему мнению, кто стоял за митингующими? 

— Жесткую и принципиальную оценку тем событиям дал Президент Алмазбек Атамбаев, выступая на церемонии начала строительства каскада Нарынских ГЭС. В обоих случаях правоохранительные органы действовали строго в рамках закона, чего, к сожалению, не скажешь о протестовавших и об их лидерах. Когда возникает опасность для стратегических объектов, а главное — жизни граждан, не важно, по какой они стороне баррикады, мы обязаны оперативно реагировать и сделать все возможное для стабилизации обстановки, разумеется, в конституционном русле.

— Ваши оппоненты утверждают, что реформирование правоохранительной системы происходит для нее самой. Якобы граждане не видят ощутимых результатов в улучшении имиджа милиции. Напомните, пожалуйста, самые приоритетные направления преобразования органов? 

— Основная их цель — создание эффективной системы обеспечения правопорядка и общественной безопасности, пользующейся доверием населения. Она предполагает укрепление взаимодействия милиции и жителей, совершенствование законодательства в области права, а также обновление системы обучения кадров и профессиональной подготовки.

Например, у каждого нашего следователя в производстве около 60 уголовных дел, если не больше. Такая нагрузка отражается в первую очередь на качестве расследования. Мы хотим ввести институт досудебного дознания, чтобы разгрузить сотрудников следствия. Они будут заниматься только серьезными преступлениями, а полномочия по расследованию менее тяжких и небольшой тяжести преступлений отдать участковым инспекторам милиции, тем самым повысить их статус и авторитет на местах.

Еще одно направление реформирования ОВД — создание и внедрение электронной книги учета преступлений (КУП). Не секрет, что статистика раскрываемости еще страдает от пресловутой процентомании. А вот заявления граждан в режиме он-лайн не укроешь и не спрячешь под сукно. Каждый заявитель будет иметь специальный код, по которому сможет узнать дальнейшую судьбу своего заявления, на какой стадии его расследование и кто его ведет. И еще. Важный аспект нашей работы — укрепление низовых подразделений за счет сокращения центральных аппаратов УВД и РУВД. Предпочтение отдается, как мы говорим, работе на земле. Главной опорой в этом должны стать участковые инспекторы и сотрудники уголовного розыска.

— В последнее время что-то не слышно о широко пропиаренном проекте «Безопасный город». Какова его судьба? 

— Сейчас идет расторжение договора с китайской компанией по финансированию проекта. Он составлен не только на невыгодных, но и просто на кабальных условиях для Кыргызстана. Китайская сторона оценила его в 87 миллионов долларов США. По нашим подсчетам, на внедрение системы видеонаблюдения в Бишкеке, на трассе от него к Караколу и в южной столице потребуется всего половина от затребованной суммы. Правительство вновь будет проводить тендер, по нашей информации, желание участвовать в нем выразили известные российские, турецкие и другие иностранные компании.

Проект «Безопасный город» стране просто необходим. Видеонаблюдение поможет не только отслеживать ситуацию на дорогах и обстановку в местах многочисленного скопления людей, но и по горячим следам раскрывать уличные преступления и фиксировать даже мелкие правонарушения. После столицы проект будет реализован в других регионах республики. Замечу, что он окупится в течение двух-трех лет за счет штрафов за нарушение правил дорожного движения.

— Товарищ генерал, как вы оцениваете уровень социальной защиты своих подчиненных и что необходимо сделать для его повышения? 

— Здесь предстоит еще много работы, поскольку многие проблемы требуют своего разрешения. Например, вопросы обеспечения сотрудников милиции жилой площадью, выплаты им компетенций, предоставления льгот. На правительственном уровне надо решать вопросы выделения бюджетных средств на строительство жилья для семей милиционеров и земельных участков. Но самое главное — для сохранения профессиональных кадров необходимо материальное стимулирование их труда, для этого нужен дальнейший подъем уровня заработной платы сотрудников правоохранительных органов.

— Мои коллеги считают вас в какой-то степени недоступным для СМИ. Вы стараетесь оставаться в тени и чураетесь публичности. Не мешает ли это  оперативно реагировать на голословные обвинения и упреждать огульную критику недоброжелателей?

— Да, я редко появляюсь перед СМИ. Но это вовсе не означает, что я сторонюсь общения с ними. У меня просто другой метод подачи информации, касающейся деятельности милиции. Ее я доношу до широкой аудитории через пресс-службу ведомства. Что касается якобы моих недоброжелателей, то это мнение надуманное. Никогда и ни на кого не навешивал такого ярлыка. Просто кому-то не нравятся мои методы и    стиль работы, вот в прессе и появляются разного рода материалы. Случается, что в них есть огульная критика и домыслы, порой не подтвержденные фактами голословные обвинения. Если кто-то таким образом старается очернить, а то и обвинять меня и милицию в целом, то Бог им судья.

Беседовал Сергей СИДОРОВ.






Добавить комментарий