Main Menu

Бактыбек Аширов: «Отмечена тенденция роста экономических преступлений»

1 июня Госслужбе по борьбе с экономическими преступлениями при правительстве Кыргызстана (ГСБЭП) исполнился один год.   Напомним: более года назад новым руководством  страны было твердо решено «преобразовать орган частного рэкета, как в народе называли финансовую полицию, в эффективный государственный орган борьбы с коррупцией». Главой службы стал Бактыбек Аширов, представитель не силового ведомства, а человек гражданский с большим опытом работы в налоговой сфере и умением взаимодействовать с бизнес-сообществом. О том, каковы успехи, достижения и планы ведомства спустя год  напряженной работы, он рассказывает читателям «СК».

— Ваше ведомство можно поздравить с  первым юбилеем! Расскажите об основных результатах работы за  минувший год.

— К сожалению, практика  показывает, что тенденция количества нарушений — налоговых, таможенных или  коррупционных — не показывает снижения. Контрабанда, неисполнение законодательства, хищения, растрата имущества, незаконное получение вознаграждения и другие преступления становятся все более изощренными — появляются группировки,  усложняются коррупционные схемы, учащаются рейдерские захваты, хитреет мошенничество. 11673_w220_h330

Но результаты за неполный 2012 год (отсчитывая с 1 июня — начала работы ведомства) неплохие. Сотрудники всех подразделений ГСБЭП выявили 517 фактов нарушений, сумма причиненного государству ущерба оценивается в 653 млн. сомов. Из этой суммы уже возмещено бюджету свыше 243 млн. сомов. По оставшейся части идут уголовные дела либо нарушители находятся в розыске. По материалам оперативных разработок возбуждено 356 уголовных дел, в том числе 286 —  уголовных и 70 — по линии прокуратуры.

Отмечу, что из всех возбужденных за 2012 год дел преобладают налоговые правонарушения, их 61 дело, а ущерб  от них составил 254 млн. сомов. Хочу также подчеркнуть, что из  средств, возмещенных госказне (всего  243 млн. сомов), лишь по налоговым нарушениям 196 млн., по статье «коррупция» — 669 тыс., по статье «присвоение и растрата имущества» —  3 млн., по иным преступлениям — 22 млн. сомов. Доля налоговых преступлений — примерно 20 %, еще 12 — незаконное предпринимательство и 14 % — лжепредпринимательство.

А за I квартал 2013 г. благодаря усилиям  сотрудников ГСБЭП выявлено 225 фактов правонарушений, сумма причиненного ущерба составила почти 328 млн. сомов. Отмечу, что уже возмещено в бюджет 120 млн. сомов, из них довыплата налогов — 87 млн. сомов. По нашим материалам возбуждено за три месяца 150 уголовных дел.

— Сколько человек сейчас работает в ГСБЭП? 

— 260, из них 124 — оперативно-следственный состав, остальные  вспомогательные сотрудники. В центральном аппарате в Бишкеке — 130 человек, из которых 37 — оперативные сотрудники, следственный состав — 22 человека. По Чуйской  и Таласской областям — 36 сотрудников, по Иссык-Кульско-Нарынскому региону —  28  человек, по Ошско-Баткенскому — 41 человек, по Джалал-Абадскому региону — 25 человек. Напомню, что ранее в рядах финполиции — нашего предшественника — насчитывалось 600 сотрудников. Во всех странах мира такие службы имеют заметный масштаб.

— Не кажется ли вам, что ваше ведомство в некоторых случаях дублирует работу Антикоррупционной службы? Как вы делите полномочия?

— В 40 статьях Уголовно-процессуального кодекса (УПК КР) прописано, что за различные виды  экономических правонарушений уполномоченным органом по их расследованию является ГСБЭП. Но Антикоррупционная служба при ГКНБ (АКС) также может заниматься экономическими нарушениями в особо крупных размерах в случаях, когда речь идет об особо крупных  суммах. Правда, если раньше особо крупными считались сделки от  миллиона сомов, то сейчас предприниматели предлагают поднять планку до 10 миллионов. Но ГСБЭП и АКС — это организации, делающие одно дело, и здоровая конкуренция между ними не повредит.

В будущем, на мой взгляд, АКС должна отвечать за государственную безопасность — разведку, экстремизм и т.д. Сейчас у нас есть соглашение о проведении совместных мероприятий, но все же должно быть четкое разграничение: они занимаются коррупцией, в том числе в правоохранительных органах, властных структурах, причем на высшем уровне, включая высшие политические должности, прокуратуру, ГСБЭП. Остальными видами экономических и финансовых преступлений должны заниматься мы. Думаю, что мы  к такому разграничению придем, так как есть  понимание и общества, и руководства страны в этом вопросе.

— Какова средняя зарплата вашего командного и рядового составов? 

— В среднем рядовой сотрудник без стажа  в регионах получает 5 тысяч сомов, а в центральном аппарате — около 7-10 тысяч. Кроме того,  применяются надбавки за стаж, опыт работы. К сожалению, средняя зарплата в регионах ниже, чем в столице. Это неправильно, и мы намерены это изменить. Сегодня вопрос решается в правительстве, поскольку все понимают, что ситуацию надо  менять, повышая мотивацию. Вполне очевидно, что, аккумулируя огромные средства в  бюджет, сотрудники ГСБЭП должны иметь право на вознаграждение по итогам работы, как во многих странах мира, — на законное получение определенного процента от суммы, возвращенной стране. Да и без мотивации опять появятся взяточники и вымогатели. Правительство обещает при рассмотрении бюджета на следующий год учесть этот факт. В прошлом году за 7 месяцев работы на нас из бюджета было потрачено  27 млн. сомов, а принесли мы  в    госказну 243 млн. В I квартале текущего года на  нужды ведомства пошло  12 млн. государственных денег, а возмещено ущерба на 120 млн. сомов.

— Как обстоит дело с подготовкой кадров, ведь в вашем ведомстве требуются  не только силовики, но и высококвалифицированные аудиторы и бухгалтеры?

— Бесспорно, для роста эффективности службы один из важнейших пунктов — усиление кадрового потенциала. Здесь есть выбор: либо брать новичков и не один год их готовить, либо брать экспертов, которым нужно хорошо платить. Один из предлагаемых бизнес-сообществом путей — привлекать высококвалифицированных консультантов-экспертов из бизнес-ассоциаций по различным сферам бизнеса, налогообложения, анализа регулятивного воздействия и т.д.

Насчет подготовки  кадров. У нас есть договоренность с Украиной, где имеется хорошая учебная база — свой университет при финполиции, общежитие, обучают там бесплатно,  мы оплатим только переезд. Помогут повысить уровень кадрового потенциала и в соответствующей академии в Казахстане.

В 2012 г. из наших рядов пришлось уволить 20 сотрудников, среди причин —  низкая зарплата, нежелание ехать в регионы, взыскания, но есть также и подозрения в вымогательстве.

— Расскажите о законодательной базе — основе деятельности ГСБЭП.

— Что касается закона о ГСБЭП, то действительно пока отдельного такового нет. Но с удовлетворением отмечу, что удалось довольно быстро изменить законодательство для оптимизации работы ГСБЭП (правда, не без споров и трений) внесением изменений в закон об МВД, которое не должно заниматься экономическими преступлениями.  Наш предшественник, финпол, работал на основе положения о ФП. Я уже упоминал о том, что мы действуем в рамках закона, основываясь на 40 статьях УПК КР, касающихся преступлений экономического характера. Но отмечу, что уже подготовлен ряд законопроектов и об уполномоченном органе по борьбе с экономическими преступлениями, где будут четко прописаны цели, задачи, функции, права и обязанности, и о необходимости гуманизации наказаний в этой сфере.

— Некоторые высказывают сомнение в необходимости в вашем ведомстве спецназа. Зачем он вам? 

— Ряды нашего спецназа невелики — всего  семь человек. Зачем он нам? Приведу пару примеров. Недавно в Кыргызстане появился новый фильм отечественного режиссера  «Салам, Нью-Йорк».Сразу после начала его проката в одном кинотеатре к нам обратился режиссер киноленты и сообщил, что  фильм появился на дисках, реализуемых на рынке «Дордой», причем объем контрафактной продукции, как мы потом выяснили, составлял 10 тысяч дисков. Мы отправились туда в рамках наших полномочий по защите интеллектуальной собственности,  были встречены враждебно, нашего сотрудника чуть не убили, и навести порядок помог спецназ.

Также был случай по контрабанде спиртного. Торговцы-аферисты чуть не задавили наших сотрудников машиной, было преследование, и тут спецназ сказал свое веское слово.

— Свободны ли вы в своих действиях, не чувствуете ли давления, есть ли возможность доводить до конца резонансные дела?

— Я рад, что в стране налицо политическая воля расследовать сомнительные дела как государственных, так и частных компаний. По делам о недоплатах, хищениях, растратах, халатности никто на нас не давил и нам не звонил. Мы  работаем в рамках закона  и своих полномочий.

— А как обстоит дело с убытками и их возмещением по «АзияУниверсалБанку»?

— По АУБу мы пока всё возместить казне не можем. Когда деньги выводились из страны, осталась определенная сумма. Речь идет о 99 млн. сомов на счетах, которые мы успели арестовать. Хотя с нашей стороны все сделано: уже есть решение суда о том, что деньги должны быть взысканы в бюджет. Но так как впоследствии АУБ был разделен  по активам на хорошие и плохие в рамках закона о банкротстве, то в первую  очередь должны быть погашены обязательства физических лиц, тех, кто пострадал и т.д., бюджет в этой очереди — лишь на пятом месте. Сначала погашаются долги по спорным вопросам, по судебным делам и по физлицам. Вы спрашиваете, с кого взыскивать? Еще в 2010 г.   правительство назначило спецадминистратора в лице  Агентства по реструктуризации долгов  «ДЕБРА». Взыскание долгов должно вестись с тех активов, которые они смогут реализовать  (или дополучить). Сейчас спецадминистратор изыскивает активы, продает имущество и постепенно погашает долги.

— Как вы думаете, доверяет ли вам население больше, чем финполиции?

— Недавно Нацстаткомитет проводил обследование по этому вопросу. Оказалось, что кредит доверия к ГСБЭП повысился на 23 % по сравнению с опросом о доверии к финполу в 2011 г. Каковы критерии эффективности любой службы? Их три — это индекс доверия населения, в том числе и бизнеса, это снижение коррупции и снижение теневой составляющей.  К сожалению,  в Кыргызстане размер «тени»  все растет, коррупция не уменьшается. Если бы все три показателя были нивелированы, тогда наша служба не была бы необходимой. Но мы намерены увеличить масштаб и качество нашей работы.

Одна из важных частей нашей работы — выявление не только  нарушений и преступлений, но и  коррупционных схем и  затем цепочек дел по ним. Но здесь требуется  совместная работа разных ведомств в одном направлении, и тогда можно будет вскрывать целые пласты нарушений. Мы отмечаем и такую закономерность: в этих цепочках и списках мелькают одни и те же фамилии  нарушителей и/или их родственников. Сейчас мы разрабатываем информационный сайт, из него мир узнает о том, как мы работаем. Создана, все время пополняется и обновляется база данных, держим курс на автоматизацию и модернизацию всей работы ведомства. В перспективе ГСБЭП должна стать высокоэффективным  аналитическим центром по выявлению и предупреждению экономических преступлений.

— От имени читателей «СК»  желаю вам успехов в работе!

Беседовала  
Елена МЕШКОВА.





Добавить комментарий