Main Menu

Гражданин Кыргызстана. Каким ему быть?

 

По инициативе Государственного агентства по делам местного самоуправления и межэтнических отношений в Бишкеке прошел «круглый стол», где обсудили план реализации Концепции единства народа и межэтнических отношений. Во встрече участвовали эксперты по этнокультурным вопросам, представители  Ассамблеи народа Кыргызстана, ПРООН и неправительственных организаций.

Пожалуй, сейчас в мире не найти ни одного по-настоящему мононационального государства: даже долго закрытая Япония имеет на  территории корейцев, китайцев и представителей других  этносов, не говоря уже о России, США, Канаде, Швейцарии и Индии — самой многонациональной на земле. Мало того, по словам директора петербургского Государственного Эрмитажа востоковеда Михаила Пиотровского, выступившего недавно в одной из телепередач, многонациональные страны — это реальность будущего.

Кыргызстан, где национальные меньшинства составляют почти тридцать процентов населения, — не исключение из общего числа. На его территории проживают представители более ста этносов,  от взаимопонимания которых  зависит дальнейшая судьба страны. Июнь 2010 г.  продемонстрировал всем нам,  как все непросто в национальном вопросе.

Как сказал на «круглом столе» директор госагентства Накен Касиев, конфликт возникает тогда, когда есть проблема, а проблемы нужно решать.

Участники дискуссии говорили  не только о межэтнических конфликтах на границах, роли государственного языка, но и о развитии языкового многообразия, так называемых меньшинствах, проживающих в стране в малом количестве. Как сказал член экспертного совета при госагентстве Абланбек Асанканов, малое — не значит нежизнеспособное, никто не должен быть ущемленным.

План реализации Концепции состоит из трех этапов: государственно-правовое регулирование межэтнических отношений, развитие  государственного языка и языкового многообразия, формирование общегражданской идентичности. Концепция будет осуществляться  в течение пяти лет, до 2018 года, при финансовой поддержке госбюджета и        ПРООН. На вопрос: почему привлекаются международные организации, директор  ответил, что у них больше опыта. Многие страны  также когда-то имели схожие ситуации, но сумели преодолеть трудности и вернуть ход истории в мирное русло.

— Мы должны прививать каждому человеку с раннего детства основы государственной идеологии, в которой  главным должен стать тезис — кыргыз жараны — гражданин Кыргызстана. При этом поддерживать и распространять идею о толерантности между людьми  разных национальностей. Особая роль отводится  школе, но и семья не должна снимать с себя ответственности, — подчеркнул Накен Касиевич.

Выступившие обратили внимание на то, что многие   представители этнических групп, например дунгане юга, не знают ни кыргызского, ни русского, ни своего родного дунганского языка,  — говорят только на узбекском. В таких случаях необходимо или же открывать так называемые воскресные школы, или проводить дополнительные уроки в  обычных школах. Конечно, потребуются затраты: нужны  квалифицированные педагоги, специалисты, но результат того стоит.

Население, особенно юга, просит также открывать межэтнические детские сады, школы, а также кыргызские классы в узбекских школах.

Ни для кого не секрет, что только вместе и сообща мы можем построить новое государство. Недавно прошедшая в Бишкеке конференция «Вопросы управления в фольклоре и письменных памятниках кыргызского этноса», посвященная 1170-летию Великого кыргызского каганата, помогла вспомнить общеизвестную притчу о том, как умирающий старик призвал к себе сыновей. Он дал им пучок связанных ветвей и попросил их сломать, но  сыновья не смогли этого сделать. Тогда отец развязал  ветви и сломал каждый прутик по отдельности. «Вот так, дети мои,- сказал он.- Пока  вы вместе, вы непобедимы, а не дай Бог поссоритесь, то по одному вас легко сломать будет, и всегда найдется тот, кто это сделает».

Галина МИХАЙЛИНА.

Наша справка. Данные экспертов  ПРООН: 

На всей земле проживает 

5 000 этнических групп;

  около 900 миллионов людей подвергаются какой-либо форме дискриминации в государстве, в котором они проживают (это одна шестая населения мира);

 попытка искоренить или проигнорировать многообразие приводит к жестокому сопротивлению.








Добавить комментарий