Main Menu

Первооткрыватель. Этой весной он бы отметил свое 100-летие

Мы заслуженно славим защитников Отечества, свершивших боевые подвиги на фронтах Великой Отечественной, приближавших Победу. Но уместно вспомнить и тех, кто своей самоотверженной работой в тылу помогал фронту, совершая  трудовые подвиги. Их были миллионы, и среди них  Амин Мухамеджанович Енгалычев.

Из приветственного адреса Госгеолагентства Кыргызстана к 90-летию А. Енгалычева: «…Ваше имя навечно вписано в историю бывшего великого Союза как первооткрывателя важнейшего для СССР Ингичкинского вольфрамового месторождения. Этим открытием вы и ваши сподвижники внесли существенный вклад в победу наших народов в Великой Отечественной войне».

Краткая история открытия такова. В преддверии ожидаемой войны министерством цветной металлургии страны была организована специальная  геологическая экспедиция для поиска вольфрама в среднеазиатских горах, так как промышленный вольфрам в стране был только на Кавказе в зоне возможной досягаемости врагом. Хотя Амин Енгалычев был еще только студентом последнего курса геологического факультета Самаркандского университета, он был включен в экспедицию как техник-геолог, имеющий практический опыт поисковых работ, хорошо знающий местные условия.

Вот несколько строк об этом из книги «Геологическая разведка 1941-1945 годов. Фронт и тыл», изданной к 50-летию Победы в ВОВ:  «…В сорок первом в составе треста «Средазцветметразведка» была создана поисково-съемочная партия, в задачу которой входило обследование гор в Западном Узбекистане. Начальник — М. Беспалов, геолог — А. Енгалычев, десять рабочих, одна полуторка ГАЗ-АА, четыре лошади, один ишак — вот и вся партия. 21 июня я установил наличие крупного рудного тела с высоким содержанием шиилита. Тогда я обнаружил шесть рудных тел! Какая это удача, знает только геолог. С начальником партии мы тут же помчались на станцию и отбили телеграммы в Ташкент и Москву — наркому цветной металлургии СССР П. Ф. Ломако.

Уже в начале июля, когда бушевал огонь Великой Отечественной войны, к нам прибыла комиссия во главе с П. Ф. Ломако, которая официально подтвердила факт открытия крупного месторождения вольфрама в Средней Азии, за что я был награжден государственной премией…».

На месторождении немедленно было организовано рудопроизводство по добыче вольфрама, который отправлялся на уральские заводы для выплавки броневой стали танков. На этом руднике А. Енгалычев трудился главным геологом до Дня Победы вместе со своей супругой,  заведующей больницей Газиной Зоей Абдуллаевной.

Снова из приветственного адреса: «…Дальнейшая ваша трудовая деятельность связана с изучением и освоением недр Кыргызстана. Ветераны горной промышленности нашей страны помнят вас как умелого руководителя предприятий, ведущих добычу золота, вольфрама, свинца и других полезных ископаемых. При вашем руководстве Чуйской геологической экспедицией были открыты крупные олово-вольфрамовые месторождения Сары-Джазского района, проведена разведка висмут-полиметального месторождения Куранджайляу и Солтон-Сары, подготовлена сырьевая база для Кантского цементно-шиферного комбината, начато системное крупномасштабное геологическое картирование территории  республики. Сказанное —  далеко не полный перечень результатов нашего совместного труда. Мы с благодарностью вспоминаем такие присущие вам черты руководителя, как рассудительность, спокойствие, доброжелательность, демократичность, отеческое отношение к молодым специалистам…».

Под руководством А. Енгалычева в Чуйской экспедиции положили начало практике обеспечения специалистов и работников ведомственным жильем в г. Фрунзе (Городок геологов, затем — строителей, энергетиков и т. д.).

Амин Мухамеджанович  родом из многодетной семьи лесничего в старинном селе Бастаново, что на Рязанщине, где издревле жили татары, защищавшие южные пределы российского государства от набегов кочевников. Дед его Изатулла — участник войны с турками — стал георгиевским кавалером, когда в составе десанта передовых частей армии генерала Скобелева форсировал разлив Дунай на бревне, участвовал в освобождении болгар от османского ига. Он прожил долгую жизнь.

Долгожителем стал и Амин Енгалычев, уйдя из жизни в 2007 году, на семь лет пережив супругу, с которой прожил в счастливом браке более шестидесяти лет, дав жизнь троим детям, пятерым внукам и шестерым правнукам.

Все меньше остается людей, чьими трудами строилось, укреплялось и защищалось благополучие великой страны. Помнить о сделанном ими во имя Родины — наш долг.

А. ЗИНИНА.

 

Курсив «СК». Наша газета  в нескольких очерках рассказывала  об этом необыкновенном человеке, действительно внесшем значимый  вклад в Победу. Столичные геологи, мэрия Бишкека соглашались в намерении присвоить одной из улиц столицы, для которой также много сделал Амин Енгалычев, имя первооткрывателя. Но проходит время, меняются руководители мэрии Бишкека и Гос-           агентства  по геологии, а все остается лишь намерением.

Надо, очень надо что-то сделать во имя памяти человека, посвятившего свою жизнь великим делам. 






Добавить комментарий