Main Menu

СТРАТЕГИЯ ЗАСТАВИТ СЕСТЬ ЗА ПАРТЫ

В столице за «круглым столом» обсудили проекты Стратегии обучения государственных и муниципальных служащих и плана ее реализации. Организовало мероприятие Государственная кадровая служба совместно с аппаратом Президента при поддержке проекта «Голос граждан и подотчетность ОМСУ: бюджетный процесс», который реализует Институт политики и развития, а финансирует правительство Швейцарии.

В разговоре участвовали депутаты парламента, сотрудники аппаратов Президента и правительства, ГКС, статс-секретари госорганов, ректоры вузов, представители органов МСУ, международных и общественных организаций и независимые эксперты.

Открывая обсуждение, глава Госкадровой службы А. Карашев отметил, что сейчас одна из актуальных проблем в повышении уровня кадрового потенциала органов государственного и муниципального управления — отсутствие устойчивой, регулярной и эффективной системы переподготовки и повышения квалификации их служащих. Для ее решения ГКС с участием экспертов впервые разработала стратегию обучения, которая направлена на формирование его эффективной и устойчивой системы и профессиональное развитие государственных и муниципальных служащих. В соответствии с ней готовить чиновников планируется через государственный заказ, который сформируют на реальных потребностях государственных и муниципальных органов.

С приветствием в адрес участников выступили заведующие отделами государственного и территориального управления и кадровой работы президентского аппарата Б. Бейшенкулов и госуправления и кадровой работы аппарата правительства К. Шадыбеков. Они отметили, что с принятием стратегии обучения предстоит коренным образом изменить весь этот процесс, который планируется осуществлять через новый механизм управления и финансирования. Формирование эффективной системы управления обучающим процессом и устойчивого механизма ее адекватного ресурсного обеспечения, на их взгляд, является весьма важным условием проведения реформы обучения государственных и муниципальных служащих. Они акцентировали, что последовательная реализация намеченных и необходимых мер потребует скоординированной и напряженной работы всех госструктур.

Выступили на встрече и ректор Академии государственного управления при Президенте Ч. Шамшиев, представитель посольства Швейцарии в КР Р. Дуивен и и. о. руководителя проекта «Голос граждан и подотчетность органов ОМСУ: бюджетный процесс» Н. Добрецова. Затем презентацию стратегии обучения и плана ее реализации провел статс-секретарь ГКС Б. Сагынбаев. Он сказал, что предлагаемые для обсуждения важные документы должны в корне изменить сложившуюся ситуацию и создать новую систему обуче-
ния чиновников, занимающих административные должности. Стратегия, подчеркнул статс-секретарь, разработана в первую очередь для реализации законов КР «О государственной службе» и «О муниципальной службе», а также Национальной стратегии устойчивого развития, утвержденной президентским Указом в январе 2013 года. Она направлена на повышение профессионализма и компетентности госслужащих в соответствии с Концепцией модернизации госслужбы, тоже утвержденной президентским Указом в июне 2011 года. В документе предусмотрены и вопросы обучения муниципальных служащих, поскольку Указом главы государства от 17 февраля 2012 года Госкадровой службе передан ряд функций в сфере муниципальной службы.

Б. Сагынбаев сообщил, что сегодня подготовка данных служащих функционирует безотносительно к потребностям и ожиданиям государственной и муниципальной служб. Но при этом неэффективно расходуются значительные материальные, финансовые, кадровые и иные ресурсы. Не проводится оценка результативности обучения, отсутствуют показатели, оценивающие его влияние на профессиональный рост служащих и отражающие рост кадрового потенциала госорганов и органов МСУ. Недостаточны, на его взгляд, и объемы финансовых средств, выделяемых на обучение названных категорий. Норма Закона «О государственной службе» о выделении на эти цели не менее одного процента средств практически не выполняется. Невелики масштабы самого обучения, они сейчас не соответствуют требованиям профессиональной кадровой подготовки таких сотрудников, а также динамично развивающимся потребностям государственной и муниципальной служб.

Сегодня многие госорганы игнорируют норму Закона «О государственной службе» в той его части, где говорится о повышении квалификации работников. Ежегодно обучением охватывают в три раза меньше служащих, чем этого требует законодательство, подчеркнул Б. Сагынбаев.

В соответствии с Законом «О государственной службе» эта категория чиновников в Кыргызстане обязана проходить курсы повышения квалификации не менее одного раза в год. Фактически же ежегодно различными формами обучения у нас охвачены только 3 тысячи человек, хотя по плану должно быть 6 тысяч госслужащих и 3 тысячи муниципальных чиновников. Как отметил выступавший, численность госслужащих в республике — 18 тысяч человек, а муниципальных сотрудников — 10 тысяч.

Отсутствует и необходимый пакет единых унифицированных требований и условий организации процесса обучения по различным про-
граммам повышения квалификации и для разных категорий государственных и муниципальных служащих. Нет еще и четко разработанной системы их мотивации для повышения профессионального уровня, хотя за истекший период усилиями международных организаций в рамках различных проектов проведено немало тренингов на местном уровне по темам, касающимся профессионального развития муниципальных служащих. Несмотря на наличие в республике нормативно-правовой базы, система повышения квалификации и переподготовки государственных и муниципальных служащих сформирована еще не в полной мере.

Б. Сагынбаев объяснил, что предпосылками решения названных выше проблем являются наличие политической воли и модернизация государственной и муниципальной служб, активная позиция Госкадровой службы республики, функционирование института статс-секретарей.

К ним относятся деятельность и наличие Академии госуправления, других вузов, сети ведомственных учебных центров при госорганах, а также частных образовательных организаций и заинтересованность доноров в укреплении кадрового потенциала органов госуправления и местного самоуправления.

Чтобы достичь главной цели новой системы обучения, следует ее сделать гибкой, отвечающей требованиям эффективного государственного и муниципального управления, решению задач социально-экономического развития страны. Для этого надо соблюсти ее основополагающие принципы: единое управление и координация работы всех элементов этой системы, регулярность самого обучения, его функционирование на основе госзаказа и за счет средств республиканского и местных бюджетов, а также привлечения других средств (платное обучение).

В определяющие принципы также входят условия служебного продвижения или перемещения служащих как неотъемлемая часть работы с персоналом госорганов и органов МСУ, опережающий характер обучения на основе госстандартов дополнительного профессионального образования и его соответствие квалификационным требованиям. Не менее важными принципами стратегии названы обеспеченность высококвалифицированным педагогическим и научным потенциалом, развитой методической и информационноаналитической базой, создание конкурентной среды, широкое использование отечественного и зарубежного опыта обучения и новых образовательных методик и технологий.

Среди приоритетов можно выделить формирование эффективной системы управления обучением, укрепление ее институциональных возможностей, обновление содержания самого обучения и др. Реализовать стратегию решено в два этапа: первый рассчитан на 2013-2014 годы, а второй охватывает 2015-й.

В формате «круглого стола» состоялась и презентация результатов исследования потребностей в обучении и новой модели организации обучения муниципальных служащих, с нею ознакомил эксперт проекта «Голос граждан и подотчетность органов ОМСУ: бюджетный процесс» Н. Кумушбеков. С докладом о роли и деятельности Академии госуправления при Президенте в переподготовке и повышении квалификации государственных и муниципальных служащих выступил ее проректор А. Исраилов.

Вторую часть мероприятия участники посвятили выработке предложений и рекомендаций к проектам стратегии обучения и плану ее реализации, которые учтут при доработке этих документов.

Александр ШЕПЕЛЕНКО.






Добавить комментарий