Main Menu

ПУТЬ К КАЧЕСТВУ ОБРАЗОВАНИЯ

Прошедший год был для Министерства образования и науки одним из важнейших этапов реформирования образовательной системы страны, сказал журналистам глава ведомства К. Садыков. Так, в марте 2012-го правительство своим постановлением утвердило Стратегию развития образования на 2012-2020 годы. Следовательно, реформы в этой сфере отныне носят системный и последовательный характер, поскольку документ содержит также План действий по ее реализации на 2012-2014 годы с конкретным расчетом необходимых бюджетных средств.

По словам министра, опираясь на стратегию развития, ведущие и крупнейшие партнеры-доноры — Всемирный банк, АБР, ЮНИСЕФ, ЮСАИД и другие, осуществляющие проекты в сфере образования, смогли выбрать секторы, в которых обязались помогать. Министерство добилось того, что на сегодня можно говорить о 15 млн. евро от Евросоюза и более чем 16,5 млн. долларов от Всемирного банка, которые поступят на реализацию стратегии в трехлетний период.

Сквозная тема реформ -обновление стандартов обучения на всех этапах, начиная с дошкольного и заканчивая высшим профессиональным. И одним из достижений на этом пути стало утверждение нового государственного стандарта дошкольного образования и ухода за детьми. В нем, по словам министра, упомянуты все новые виды и формы дошкольных образовательных учреждений, существующие в стране — общинные детсады, для кратковременного пребывания детей и другие, что поможет различным видам детсадов (в т. ч. негосударственным) иметь право на регистрацию и существование.

К. Садыков заметил, что 1 сентября минувшего года в курируемой им сфере сделан еще один решительный шаг — переход на многоуровневую систему обучения кадров (бакалавр — магистр — доктор философии) для того, чтобы все документы высшего профессионального образования были адекватны, понятны и признаваемы на мировом рынке образовательных услуг. Министерство ставит и вопросы улучшения технологии обучения. Сейчас закрыт набор на заочную форму обучения, однако вузам предложено развивать дистантные методы, признанные в мире и предназначенные для обеспечения потребностей населения в получении различных уровней образования, в том числе высшего.

Основная тема — обновление содержания профессионального образования и утверждение новых его стандартов. Ранее в колледжах и техникумах учили почти 3,5 года. При переходе на бакалавриат такой срок становится невыгодным ни для самой системы образования, ни для рынка труда. И поэтому уменьшены сроки обучения и разработаны новые стандарты, позволяющие профессиональным учебным заведениям вводить в учебный план до 50 % дисциплин, ориентированных на специализацию и потребности рынка труда. Таким образом ответственность за квалификацию выпускника и его подготовленность в конкретной трудовой области теперь лежит на них. Это дает возможность гибко менять процесс подготовки в зависимости от меняющихся условий рынка труда.

Глава ведомства отметил меры предшкольной подготовки шестилетних граждан страны, призванные предоставить равные возможности поступления в первый класс. Сегодня охват дошкольным образованием в республике составляет всего 14,5%, акцентировал К.Садыков, и для создания справедливых условий поступления в первый класс для всех шестилеток внедрена программа 240-часовой подготовки. Ею охватили 53,5 тысячи детей, а 100-часовой программой -около 31 тысячи ребят. Таким образом, подчеркнул министр, учебные навыки, несмотря на отсутствие доступа к дошкольным учреждениям, получили более 100 детей: они в школу пошли уже подготовленными. В рамках этой программы с помощью доноров удалось создать классы предшкольной подготовки в 1 365 из 2 204 школ страны, охватив свыше 80% . Более 3 тысяч учителей повысили свою квалификацию, чтобы работать в таких классах. Достижением является и то, что в них предшкольное обучение велось на основе более 20 наименований дидактических материалов и развивающих игр, подготовленных за счет ресурсов Всемирного банка и ЮНИСЕФ.

Одной из нерешенных проблем в сфере образования глава ведомства назвал нехватку учебников. Он сообщил, что в минувшем году планировалось издать 72 наименования учебников общим тиражом более 3 млн. 200 тысяч экземпляров. Однако сейчас подготовлено и доставлено в школы только 59 их наименований (это более 2,5 млн. экземпляров). Но активно продвигается выпуск типографией АО «Учкун» 13 оставшихся наименований учебников. Виноваты в задержке, по словам К. Садыкова, Минфин и «Учкун».

Он упомянул и трудность управления финансами. Заработной платой учителей до сих пор распоряжаются бухгалтерии айыл окмоту. Сейчас по заданию премьер-министра прорабатывается постановление правительства об управлении средствами через централизованные бухгалтерии районных отделов образования. Тогда, заверил глава ведомства, все вопросы, связанные с реформой системы заработной платы, министерство сможет довести до ума.

Министр напомнил, что в 2012 году в Общереспубликанском тестировании (ОРТ) участвовало около 55 тысяч абитуриентов (в 2011-м число участников достигало 39 525 человек). С прошлого года поступление на все формы обучения стало возможным только по результатам ОРТ. Такой подход позволяет обеспечивать вузы хорошо подготовленными абитуриентами и в целом повышает качество образования. Что касается сферы науки, то, как было отмечено в диалоге с прессой, главным образовательным органом в 2012 году финансировалось 49 научно-исследовательских учреждений отраслевой науки и вузов, где реализуются 143 научноисследовательских проекта на 201 млн. 560 тысяч сомов.

Александр ШЕПЕЛЕНКО.

Фото Игоря САПОЖНИКОВА






Добавить комментарий