Main Menu

Экология — залог успешной экономики

Одна из глав Национальной стратегии устойчивого развития страны на 2013-2017 годы посвящена важной теме — экологии. Увы, даже в советские времена в интересах роста экономических показателей охрана природы ущемлялась. Наплевательское отношение к живой среде продолжалось и последние двадцать лет. Итог оказался неутешительным. Сегодня экономика страны базируется в основном на техногенном экстенсивном и природоемком развитии. Мы полностью зависим от состояния экосистем. А истощение ресурсов и загрязнение окружающего мира означают непоправимый экономический упадок.

Между тем Кыргызстан подписал около тринадцати международных природоохранных договоров и конвенций. Выполнение взятых обязательств способствует поддержанию экологической устойчивости и позволяет привлекать внешние грантовые средства для стабилизации и предотвращения процессов деградации природных ресурсов. В стране уже имеется некоторый опыт осуществления социально-экологических проектов взамен сокращения внешнего долга. И это направление, отмечается в стратегии, сегодня становится важным.

В качестве предполагаемых мер в принятом плане действий по устойчивому развитию говорится о необходимости ведения единой государственной политики в области экологической безопасности и охраны окружающей среды. Отмечается важность ориентации экономической политики на рациональное использование природных ресурсов. Предлагается продвигать принципы "зеленой" экономики в деловой среде и в промышленности, тем более что в сфере производства экологически чистых товаров Кыргызстан имеет преимущества. Приоритетные секторы, где можно применять экопроекты, — это сельское хозяйство и энергетика, а также горная добыча, переработка аграрной продукции, экологический туризм и ряд сервисных услуг.

Разработчики стратегии считают, что разумное отношение к среде обитания позволит органически увязать два процесса в экономике: сократить потребление природных ресурсов и объем загрязнений и одновременно повысить качество экономического роста через модернизацию и совершенствование технологий, внедрение малоотходных и ресурсосберегающих производств, вторичное использование переработанных ресурсов и отходов. Оба направления предусматривают коренную структурную перестройку экономики в пользу природосберегающих и наукоемких технологий.

Предусматриваемая новая государственная политика в области охраны природы и обеспечения экологической безопасности будет направлена на поэтапный переход к системе стратегического планирования устойчивого развития всеми субъектами экономической, социальной и экологической деятельности независимо от форм собственности. Предполагается ввести плату за природопользование и возмещение ущерба окружающей среде, наносимого в результате нарушения природоохранного законодательства. Станет доступной экологическая информация. Планируется всем заинтересованным группам населения дать возможность участвовать в принятии решений по вопросам защиты экологии и рационального природопользования как на национальном, так и на местном уровне.

Основными задачами реализации государственной политики по охране окружающей среды станут совершенствование природоохранного законодательства и экономических механизмов природопользования для создания благоприятных условий применения новых экологически безопасных технологий, привлечение "зеленых" инвестиций. Усовершенствуется система учёта и отчётности параметров загрязнений среды обитания. Введут рациональное использование возобновляемых природных ресурсов, исключающее их деградацию. Среди прочих мер говорится и о необходимости повышения энергетической эффективности, и о снижении потерь, особенно тепловой и электрической энергии, и о продвижении возобновляемых источников как таковых. В рамках стратегии собираются внедрять государственную поддержку секторов экономики с "зелёными" рабочими местами.

Особенность нашей республики — в подверженности стихийным бедствиям. Этой теме также уделено внимание в Стратегии устойчивого развития страны. Предусматривается улучшение работы государственных органов и их взаимодействия с гражданским обществом в вопросах безопасности населения и территорий от риска стихийных и техногенных катастроф. Ежегодно прямой ущерб от чрезвычайных ситуаций составляет порядка 30-35 миллионов долларов США, в то время как на их предупреждение и ликвидацию из государственного бюджета выделяется около 6 млн. долларов в год. Между тем они происходят на территории республики все чаще. Ситуацию усугубляют хвостохранилища. Сегодня в Кыргызстане расположено 92 объекта с радиоактивными и токсичными отходами горнорудного производства. Большинство — в зоне формирования трансграничных водотоков на территориях с высокой сейсмичной, оползневой и лавинной опасностью. Они угрожают всему Центральноазиатскому региону. Опасные химические вещества по-прежнему используются в промышленном производстве и сельском хозяйстве. Исходя из сложившейся ситуации, в стратегии говорится о необходимости постоянного мониторинга состояния плотин и других гидросооружений. Отмечается, что все эти вопросы нуждаются в надлежащей системе управления и контроля.

В 2012 году правительство страны приняло Национальную стратегию комплексного обеспечения безопасности населения и территорий Кыргызской Республики в чрезвычайных и кризисных ситуациях на 2010-2015 годы. Она является основным документом, определяющим на данном этапе государственную политику обеспечения гарантированного уровня защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Для достижения основной цели — обеспечения комплексной безопасности — планируется следовать приоритетам Хиокской программы действий "Создание потенциала противодействия бедствиям на уровне государств и общин". Один из ее принципов — необходимость создания нормативной правовой базы для эффективного предотвращения катастроф. Другой гласит о важности выявления, оценки и мониторинга риска бедствий и об улучшении раннего предупреждения катастроф. В рамках этой работы планируется использовать инновации для противодействия стихиям. Для уменьшения человеческих и материальных потерь в ЧС предполагается повышать готовность реагирования на сели и землетрясения на национальном, региональном, районном уровнях, а также на уровне местного самоуправления.

Авторы стратегии напоминают, что документ направлен на укрепление устойчивости страны посредством предупреждения и существенного снижения потерь от стихийных бедствий, сокращение числа возможных жертв и объема социального, экономического и экологического ущерба.






Добавить комментарий