Main Menu

КЫРГЫЗСКИЕ ПЕНСИОНЕРЫ, ККАК ПРИНЦЕССА НА ГОРОШИНЕ, остро чувствуют на себе все пробелы и нелепости пенсионного законодательства

Уже лет 10 Екатерина Тихоновна Соломатина, эксперт по экономике общественного объединения ветеранов труда «Союз добрых сил”, ветеран труда, проводит ежегодную «ревизию» положения пенсионеров-ветеранов труда, да и вообще пенсионеров республики, исходя из цифр Нацстаткомитета, Социального фонда, Минфина Кыргызстана. Эти выводы, вообще-то, следовало бы делать не ей, пенсионеру-энтузиасту, а многочисленным действующим в стране аналитическим компаниям и депутатам всех уровней, изучающим такие злободневные социальные вопросы, как уровень бедности и качество социальной защиты граждан.

Старшее поколение старость дома не застанет

— В нашей стране пенсионеры — это самые передовые люди, нам все интересно и небезразлично. Будучи экономистом по образованию и проработав 33 года начальником отделов труда разных заводов оборонной промышленности СССР, я хорошо изучила все статьи бюджетов различных уровней и потому в «Союзе добрых сил» занимаюсь анализом бюджета Социального фонда, республиканского бюджета. Получив в прошлом году отчет Соцфонда за 2011 г. и его бюджетные показатели на 2012-й г., мы сделали всесторонний постатейный анализ, как же в нашей стране живут пенсионеры и что им «светит» в ближайшие годы, — рассказывает Е.Соломатина. — Пожилые люди в Кыргызстане делятся на получающих пенсии по возрасту, по инвалидности, военных пенсионеров и т.д. Мы рассматриваем как общий размер месячной средней пенсии, так и численность пенсионеров по возрасту, состоящих на учете в органах соцобеспечения Соцфонда.

По данным на начало 2012 г., пенсионеров по возрасту в Кыргызстане насчитывалось 409 140 человек. Средний размер пенсии — 3 784 сома. Общий объем пенсий, выплачиваемых в месяц, составлял год назад примерно 1,5 млрд. сомов из бюджета. Если посмотреть детально в зависимости от размера пенсий, то получается такая картинка: до 1,5 тысячи сомов у нас получают более 3 тысяч человек, до 2 тысяч сомов — 18 тысяч, до 3 тысяч — 105,6 тыс. человек, до 4 тысяч — 152,7 тыс. человек. От 4 001 до 10 001 сома получают пенсии 128 тысяч человек. Есть у нас и очень, очень обеспеченные пенсионеры, пенсии которых превышают 15-100 тысяч сомов, таких у нас около 1 800 человек.

Е.Соломатина предлагает посмотреть, в каких деталях «кроется дьявол» пенсионной политики Кыргызстана.

— Низкую, пороговую пенсию по возрасту размером до 2 тысяч сомов получают 21 500 человек (5,3 % от общей численности). Из них свыше 600 человек находятся в домах-интернатах, 207 — в местах не столь отдаленных. Еще около 7,5 тысячи получают столь низкую пенсию из-за неполного рабочего стажа. Остальным почти 13 тысячам человек пенсии были начислены, видимо, лишь благодаря гуманной политике правительства, чтобы не оставить их на пороге вымирания. Конечно, некоторые из них в свое время, наверное, имели весомые причины для того, чтобы не особо утруждать себя на работе (к примеру, многодетные матери). А большинство остальных, вероятнее всего, почти не работали, или за них кто-то трудился либо числился, потому и пенсия грошовая получилась.

Пенсионеры, честно отработавшие по 35-50 лет на благо развития Кыргызстана, очень обижены сейчас на правительство. Почему? Они объясняют просто: «Что же происходит сейчас? Пенсии в последние годы начисляются дифференцированно. Постоянно растет фиксированная сумма (или процент увеличения) пенсионерам, получающим пенсии до 3 тысяч в месяц. Остальным же расчет прироста пенсии ведется по минимуму. Этим шагом правительство якобы пытается снизить уровень бедности в стране. На самом же деле происходит уравниловка размеров пенсий лодырей, тех, кто работал спустя рукава или имеет неполный стаж, с теми, кто честно отработал 35-50 лет во благо процветания республики и имеет гордое звание «Ветеран труда», но, кроме звания, никак больше не отмечен государством».

Понятно, что пенсия в две, да и три тысячи сомов — это меньше половины рекомендуемого прожиточного минимума, рассчитанного специалистами Нацстаткома на основе стоимости минимальной потребительской корзины. Правда, люди в последние годы все чаще задаются вопросом: «Кто и как считает этот самый прожиточный минимум? Почему на него можно жить только впроголодь?».

С 1 мая 2012 г. получающим пенсию до 2 001 сома увеличили ее на 150 сомов, а с 1 ноября — на 300 сомов. Ветеранам труда, в основной своей массе получающим пенсию чуть выше 4 тысяч, с 1 мая увеличили ее на 15 %, зато с 1 ноября — аж на 150 сомов.

— Где же логика? — спрашивают пенсионеры. — Рекомендуем правительству прислушаться к нашему профессиональному мнению и найти иные способы сокращения бедности, нежели повышать пенсии тем, кто мало потрудился, за счет ветеранов труда. Надо разработать систему их социальной защиты.

Второй аспект, вызывающий удивление пенсионеров, говорит Е.Соломатина, неравные доли взноса в формирование бюджета СФ КР сельского и городского секторов производства.

— Из упомянутых более чем 409 тысяч пенсионеров по возрасту в городах, пригородах, поселках городского типа проживают 130,4 тысячи пенсионеров, на их пенсии идет 574,8 млн. сомов (около 38 % от общей месячной суммы в 1,5 млрд). В сельской местности республики проживают 278 тысяч пенсионеров (это 68 % от общего числа). На их пенсии идет из казны 973,4 млн. сомов ежемесячно (около 62 % от общей суммы в 1,5 млрд.), а в годовом исчислении размер этих пенсионных отчислений превышает 11 млрд. сомов (973,4 Х12 месяцев). Но, если посмотреть годовой бюджет СФ на 2012 г., из общей суммы страховых взносов, собираемых с каждого работника и работодателя страны и достигающих сейчас примерно

16,2 млрд. сомов, почти половина — 8,7 млрд. (53 %) — страховые взносы от промпредприятий, сферы строительства и прочих, занятых в сфере производства. Вторая половина — это взносы бюджетников. В то же время страховые взносы тружеников сельской местности (фермерские, крестьянские хозяйства и организованный сектор сельского хозяйства составляют всего лишь 204,2 млн. сомов (0,8% от общего объема страховых взносов). Пенсионный фонд составляет более 27 млрд. сомов, поскольку в него включены, кроме страховых взносов, 10-миллиардная дотация из республиканского бюджета плюс остатки на начало года. Это говорит о том, что львиную долю пенсий забирают сельские пенсионеры при том, что многие нынешние работники агросектора, их дети, внуки не только думают о своем будущем, не платя отчисления вообще, но и скрывают свои настоящие доходы, выплачивая взносы с «белых», подотчетных доходов, в то время как «серые» намного превышают указанные в отчетах. В результате нет достаточной финансовой базы для роста пенсий уже имеющимся на сегодня сельским пенсионерам.

Будущее же нынешних крестьян и фермеров вообще туманно — с чего им государство будет платить пенсии через 10-20-30 лет, если они отчисляют просто мизерные суммы накопительных платежей для формирования в будущем пенсионного фонда?

Как разрубить гордиев узел?

Е.Соломатина передает свое личное и коллективное суждение пенсионеров: «По нашему мнению, сельские пенсионеры получают в год 11 млрд. сомов, а это деньги промсектора. В то же время государство установило выходящим на пенсии сейчас потолок средней зарплаты для расчета пенсий в 5 тысяч сомов. Этот показатель установили при Акаеве в 900 сомов, потом повысили до 1 000 сомов, потом до 1 500, потом 2 300, и только недавний премьер Бабанов установил потолок, более-менее приближенный к средней зарплате. Для расчета пенсий средняя заработная плата умножается на стаж работы и прибавляется накопительная часть пенсии. Этим «потолком» искусственно занижаются пенсии городским пенсионерам, работникам промышленности и прочих созидающих отраслей, а за счет этого выплачиваются пенсии сельским пенсионерам».

Она убедительно поясняет и аргументирует эту точку зрения: «Мы отнюдь не против сельских пенсионеров выступаем, ни в коей мере! Все мы советские люди, все работали и зарабатывали, строили государство, на него честно трудились. Но наступили иные времена, и мы считаем, что нам должны выплатить НАШУ пенсию, ту, что мы заработали. А пенсию работникам сельского сектора должно обеспечить государство из бюджета (коль не способны нынешние аграрии своими выплатами обеспечить ее достойный уровень своим родителям и бабушкам-дедушкам). А это ни много ни мало в год составляет дополнительно 11 млрд. сомов. На недавнем заседании «круглого стола» по реформе пенсионной системы с участием депутатов, широких кругов общественности шла речь и об этом, и о том, что надо расширить базу охвата страховыми взносами, потому как многие не хотят платить ни добровольно, ни принудительно. Стоит повысить и процент страховых отчислений, хотя ряд депутатов относится к предложениям касательно агросектора болезненно и настаивает не трогать его вообще и никогда. Нет, трогать сектор надо, и чем раньше, тем лучше! Чем дольше продлится эта неразбериха, тем хуже будет и бюджету, и пенсионной системе, и конкретным людям! Депутаты вместе с чиновниками Соцфонда, среди которых есть светлые головы с многолетним опытом, должны разработать такие законы или нормативно-правовые акты, чтобы было НЕВЫГОДНО НЕ ПЛАТИТЬ страховые взносы, а штрафные санкции против неплательщиков были выше, чем сумма неуплаты. А ведь такая же тенденция наблюдается и в сфере услуг. Ее работники платят за стоимость патента плюс минимум страховых взносов (2,6 % в год от всего объема). А пенсии захотят получать неплохие, не так ли? Многие парикмахеры, официанты получают зарплату в конвертах, не думая о скорой пенсии, о будущем. И они в дальнейшем сядут на шею государству. Уже сейчас в республике 390 тысяч получателей социальных пособий. И работники сервисной сферы тоже вольются в эти ряды.

Как изменить ситуацию?

Что предлагают пенсионеры-ветераны? Срочно изменить конкретные моменты пенсионного законодательства, неправильность и нелогичность которых давно и очевидно бросается в глаза как экономистам, так и юристам, не говоря уже о пенсионерах, которые ощущают эти ошибки и несуразности на своей жизни, как принцесса на горошине. Очевидно, что давно назрела необходимость увеличить для пенсионеров советского периода первую часть страховой пенсии.

В этом направлении необходимо, во-первых, ежегодно корректировать поправочные коэффициенты с учетом уровня средней зарплаты по республике. Во-вторых, для расчетов размера пенсий брать фактическую зарплату с учетом поправочных коэффициентов без ее ограничения. В-третьих, справедливо установить одинаковый процент увеличения пенсий для всех категорий пенсионеров по возрасту. В-четвертых, увеличить охват численности страховыми взносами в сфере услуг и сельхозпроиз-водстве. В-пятых, пересмотреть уровень страховых взносов в сторону их увеличения как в сфере услуг (для держателей патентов и лицензий), так и для сельских тружеников.

Понятно, что два последних пункта — это очень сложная задача. И решать ее следует совместно с органами МСУ, Соцфондом, органами социальной защиты, депутатами парламента, городских кенешей и айыльных округов. А предшествовать этим законодательным изменениям должна широкомасштабная кампания по разъяснению необходимости таких шагов, охватывающая в первую очередь руководителей госструктур всех уровней, а затем — их подопечных. Главный лозунг в этом процессе: «Чтобы получить хорошую пенсию в старости, которая у каждого не за горами, необходимо сейчас производить весомые отчисления страховых взносов для формирования этой пенсии».

Подготовила Елена МЕШКОВА






Добавить комментарий