Main Menu

Экономические формулы успеха

Своим мнением о Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызстана поделился известный ученый-экономист, академик Российской академии наук Виктор Мээрович Полтерович. Его имя связано с работами по развитию переходной экономики. Ученый выступил в Бишкеке на конгрессе Кыргызской ассоциации политических и экономических наук (КАПЭН). Мероприятие проходило в Академии государственного управления. Обсуждалась тема «Роль науки в процессе разработки государственной политики».

Принятие Стратегии устойчивого развития и достаточно смелые планы на ближайшие пять лет заставляют руководство страны обращаться к помощи науки. Госуправление нуждается в знаниях политологов, экономистов для составления прогнозов, применения различных моделей развития. Об этом упомянул на открытии конгресса ректор Академии государственного управления Чингиз Шамшиев. Он отметил, что цель встречи — начать диалог между теми, кто принимает управленческие решения, и учеными.

Это уже второе собрание в рамках КАПЭН, которая была организована в июле прошлого года. Ассоциация политических и экономических наук объединяет тех, кто занимается социальными и экономическими науками, преподает или же на практике в сфере государственных и муниципальных органов применяет научные разработки. В настоящее время в ассоциации 180 членов, но КАПЭН открыта для заинтересованных лиц. В числе основных задач — усиление потенциала научно-экспертного сообщества, качественно новое преподавание, обмен информацией и возможностями для личностного и профессионального роста, особенно это касается молодых кадров.

Свой взгляд на обсуждаемую тему высказал министр экономики Темир Сариев. В качестве удачного использования научных данных в экономике он привел план ГОЭЛРО. Для электрификации советской республики было привлечено свыше 200 представителей л науки и техники.

— Это был первый пример комплексного подхода к развитию народного хозяйства в СССР, — отметил министр. — Анализ экономики развитых стран показывает, что наука играла ведущую роль в проведении реформ.

Выступавший отметил Китай, где создан Госкомитет по экономическим реформам, опирающийся в своей деятельности на данные исследований научных центров. При президенте США также есть совет, в который вошли известные ученые, лауреаты Нобелевской премии. Подобная практика научных консультаций в госуправлении есть в России и Казахстане.

— Были такие попытки и у нас. На первом этапе суверенитета Аскар Акаев смог привлечь к госуправлению видных ученых. Тогда же был принят Закон «О науке», — сказал Т. Сариев. — Следует признать, что наш бюджет не позволяет финансировать научную деятельность в полном объеме. Впервые за долгое время мы в прошлом году заложили 10 миллионов сомов на проведение исследований, а в этом году сумма составила 20 миллионов. Сейчас определяем, какие именно исследовательские работы нужно будет провести .

О теориях и практике проведения экономических реформ рассказал отечественным ученым академик В. М. Полтерович.

— Есть разные точки зрения на то, как надо проводить модернизацию, — сказал ученый. -Одна из них гласит, что вначале нужно сформировать демократическое общество и только после этого можно говорить об успешном экономическом развитии. Другая требует акцента на социальной модернизации. Сначала надо улучшить судебную систему, искоренить коррупцию и только после этого заниматься экономикой. И есть теория экономической модернизации, которая учитывает разные направления, но главным считается улучшение управления ростом экономики: несмотря на наличие коррупции и плохую работу судебной системы, экономика может развиваться.

Также и модернизация бывает спонтанной, авторитарной и интерактивной. Первая подразумевает необходимость отдать все процессы во власть рынка, и тогда все само организуется. Авторитарная прямо противоположна: изменения должны происходить под надзором государства. Интерактивная говорит, что реформы надо осуществлять только во взаимодействии государства с обществом и бизнесом.

— Важный вопрос при проведении реформ: какой опыт использовать — привлеченный или собственный? — продолжил В. Полтерович. — В России, например, придерживаются такого мнения: зачем повторять чужие ошибки, нужно развивать свой опыт с учетом национальных особенностей. Точка зрения, основанная на заимствовании, утверждает: начинать что-то строить надо на основе достигнутого раньше опыта.

Подытоживая теоретические выкладки, ученый сказал:

— Проанализируем те стратегии, о которых я говорил. Несмотря на слабое развитие демократии, ряд стран достиг экономического расцвета, в то время как государства, делавшие ставку на демократизацию без достаточного развития гражданского общества, отставали. Возьмем опыт Белоруссии и Украины. Сейчас при значительной авторитарности Белоруссия имеет лучшие экономические показатели, чем более демократическая Украина.

Не менее важно, какой опыт перенимать. Если страна далека от инноваций и недостаточно развита, то заимствования необходимы, но потом необходимо вводить свои инновации.

Еще один вопрос — на кого ориентироваться и чей опыт перенимать? Во-первых, это страны экономического чуда: послевоенная Япония, Тайвань, Южная Корея, Сингапур. Также образцом могут служить европейские государства, которые после войны были относительно отсталыми, но смогли встать вровень с более передовыми соседями. А, например, Ирландия и Норвегия обошли и развитые страны. Их опыт чрезвычайно важен.

Завершая обзор, хочу сделать предварительное заключение. Типичная стратегия развитых стран — это экономическая модернизация с постепенным улучшением демократизации; интерактивная модернизация, основанная на индикативном планировании; модернизация широкомасштабная и основанная на заимствовании. Такая линия перспективна.
— Каким образом надо организовать модернизацию в этом направлении? — задался вопросом оратор. — И главное — как организовать взаимодействие государства с бизнесом и обществом? Для этого требуется национальная инновационная система, которая ставит основной задачей эффективное взаимодействие передовых технологий. Система интерактивного управления ростом экономики должна строиться двумя путями: либо она должна проводиться сверху (для этого необходимы федеральное агентство по планированию, а на местах исполнительные подразделения), либо надо начинать с регионов. Все зависит от конкретной страны.

— Хочу затронуть тему, как именно строить взаимоотношения государства и бизнеса. Здесь возникает несколько проблем. Первая: бизнес распылен. Например, тех же сельхозпроизводителей очень много, и с кем должно разговаривать государство? Другая -проблема недоверия. Бизнес не доверяет правительству, правительство не верит обещаниям бизнеса. Нужны посредники, которые наладят диалог.

Опыт многих стран говорит, что важную роль должны сыграть ассоциации бизнеса и агентства регионального развития. Каковы их функции? Бизнес-ассоциации, которые развиты во всем мире, говорят от имени мелких производителей, они могут выявлять и координировать их интересы, правительству не нужно обращаться к каждому бизнесмену, оно может ориентироваться на ассоциации.

Агентства регионального развития — это организации, которые также получили широкое развитие. Основная их цель — инициировать проекты модернизации и служить переходным звеном между региональными администрациями и ассоциациями бизнеса. В результате такого взаимодействия инициируются различные проекты, улучшающие жизнь. Почему региональные агентства важны? Потому что они не представляют государство, им больше доверия, у них нет карательных функций, в отличие от госадминистраций.

В. Полтерович поделился своим мнением и о Национальной стратегии устойчивого развития:

— Она произвела на меня самое благоприятное впечатление, — признался ученый-экономист. — Главное — в ней есть баланс, понимание роли государства и рыночных институтов. Очень порадовало, что подчеркивается необходимость планирования и взаимодействия с бизнесом. Положительный момент в том, что на первых порах есть предложение заимствовать другой опыт. Мне кажется, что стратегию нужно разрабатывать дальше, отдельные ее положения нуждаются в конкретизации.

Хотел обратить внимание на следующие пункты. Когда мы говорим о планировании -среднесрочном, стратегическом, необходимо вводить систему скользящих планов. Каждый вид невозможен без двух других. Эти планы должны быть согласованы друг с другом, их следует пересматривать каждый год, ведь есть непредвиденные обстоятельства, которые надо учитывать. Только система взаимосвязанных планов способна принести успех.

В стратегии указывается, что должны быть разработаны определенные проекты. На самом деле они должны предшествовать стратегии. То есть нужно иметь готовый набор проектов, которые мы включим в среднесрочный план. Желательно идти на опережение. И эту работу необходимо вести постоянно: утвердили одни планы — пора думать над новыми проектами.

— В стратегии говорится о взаимодействии государства и бизнеса, — продолжил В. Полтерович. — Поэтому нужны посредники. Как я уже говорил, для этого требуется создавать региональные агентства и побуждать предпринимателей объединяться в ассоциации.

Что касается отношения к госсобственности, то оно неоднозначно, и это проявляется в стратегии. Я расскажу, что характерно для многих стран в этом вопросе. Если оставлять предприятие в собственности правительства, надо четко прописать, какие оно должно выполнять задачи и почему их не может выполнять предприятие, находящееся в частном секторе. А ведь есть ряд направлений, которые не подразумевают участия бизнеса.

Ученый привел в пример Норвегию:

— Там немного частных предприятий. Государство держит контрольный пакет акций одного из них лишь для того, чтобы фирма не переехала за рубеж. В этой стране разрабатывают высокие технологии, тем самым современные знания остаются в ней, это очень важно.

Когда в Норвегии нашли нефть, у правительства было два пути: либо заниматься ее добычей самим, либо передать освоение частным компаниям. В итоге эти предприятия стали полностью государственными.

Отношение к иностранным инвестициям должно быть осторожным. Они очень важны для Кыргызстана. С любым крупным инвестором надо разговаривать предметно. В Китае при заключении договоров с инвесторами есть условие, что в руководстве должны присутствовать местные специалисты. Так они получают большой опыт работы. Необходима и договоренность о передаче через какой-то срок в собственность страны используемых технологий. Инвестор идет на это, потому что через 5-10 лет технологии перестают быть передовыми, а для страны обладание ими важно.


Дмитрий АЩЕУЛОВ.






Добавить комментарий